Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель данной работы – изучение того, каким образом отражена личность Ивана Грозного в современной историографии. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, изучить важнейшие труды историков об Иване Грозном, во-вторых, определить тенденции: как менялось отношение к Ивану Грозному в трудах ученых в тот или иной исторический период.
Введение……………………………………………………………...3-4
Глава I. Дореволюционная научная литература об Иване Грозном 5-17
Глава II. Советская научная литература об Иване Грозном….18-28
Глава III. Современная научная литература об Иване Грозном ……………………………………………………………………...29-32
Заключение …………………………………………………..…..33-36
Список использованной литературы.............................................36-38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Исторический факультет
Кафедра истории дореволюционной России
Курсовая работа:
Историография личности Ивана Грозного.
Выполнила: студентка II курса (ИИ-201)
Захарова Е.В.
Научный руководитель: Захаров А.В.
Челябинск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Дореволюционная научная литература об Иване Грозном 5-17
Глава II. Советская научная литература об Иване Грозном….18-28
Глава III. Современная научная литература
об Иване Грозном ……………………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Введение
Цель данной работы – изучение того, каким образом отражена личность Ивана Грозного в современной историографии. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, изучить важнейшие труды историков об Иване Грозном, во-вторых, определить тенденции: как менялось отношение к Ивану Грозному в трудах ученых в тот или иной исторический период.
Акутальность темы, на наш взгляд, существенно повышает такой фактор. Мало найдется в отечественной истории людей с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный. Вероятно, в этом феномене соединилось многое. И неизменное чувство преклонения перед сильной личностью, и несомненная яркость этого человека. И страх перед жестокостью и ужасными казнями. Быть может, из-за того, что в отношении к царю Ивану сплелись столь разные чувства и настроения, так разнообразна всегда была его оценка: и в народном сознании, и в исторической науке, – которая тоже несвободна от влияния массовых представлений. Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века, начался он еще при жизни Грозного.
Публицисты до сих пор ведут дискуссии, кем был Иван Грозный – тираном, принесшим огромный вред и сгубившем множество жизней, или же сильным правителем, правившим во благо страны? В общественном сознании нет единого мнения по этому вопросу. Несколько лет назад, когда реализовывался проект «Имя России», немалое число россиян неожиданно проголосовали за Ивана Грозного, как самого известного и позитивного россиянина всех времен. В то же время в ряде статей, книг и фильмов Иван Грозный выглядит просто чудовищем. Именно эти споры делают еще более важным объективное изучение той эпохи, создание реальной картины происшедшего. Неоднозначное отношение к личности Ивана Грозного в общественном сознании резко повышает актуальность данной темы.
Отметим также, что единства в оценке личности Ивана Грозного нет не только в общественном сознании страны, но и в трудах российских историков. Причем оценка Ивана IV в историографии менялась со временем, но споры идут и по сию пору. В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. Примечательно, что по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное. Современный историк, профессор А. Г. Жеравина так пишет об опричнине: «До сих пор нет единого мнения о смысле ее учреждения, сроках существования, ее роли и значении в истории Русского централизованного государства»1.
Предметом данного исследования является историография личности Ивана Грозного, объектом иссследования – особенности описания и оценок деятельности этого царя в разные исторические периоды.
Стоит отметить, что историография личности Ивана Грозного чрезвычайно обширна. Просто перечислив все публикации, опубликованные за более чем четырехсотлетний период, можно издать отдельную книгу. А короткий анализ всех книг и статей об Иване Грозном, на наш взгляд, шире формата даже кандидатской диссертации. Поэтому мы не стремимся к перечислению абсолютно всего написанного о вызывающей споры личности знаменитого русского царя, а сосредоточимся на анализе фундаментальных трудов авторитетнейших российских историков. В данной работе наряду с трудами известнейших российских историков, будут использоваться и работы зарубежных ученых, в том числе представителей российской эмиграции, но основной упор сделан на исследования наиболее известных российских ученых. (Их труды не перечисляются во введении, так как будут представлены в основной части данной работы).
Глава I. Дореволюционная научная литература об Иване Грозном
Как известно, первые характеристики Ивана Грозного появились еще при его жизни. Эти оценки прозвучали из уст иностранцев, находившихся в Москве в период жизни Ивана Грозного2, а также из уст представителя политической оппозиции князя Андрея Курбского и самого Ивана Грозного, отстаивавшего в письме к Курбскому свой политический курс. Полемизируя с князем, Иван Грозный доказывал необходимость сильной самодержавной власти, обличал бояр, писал даже о том, со сколь вопиющими фактами он столкнулся еще в детстве: «Иван Грозный в письме князю Курбскому так обличал боярство: «По смерти матери нашей Елены, остались мы с братом Георгием круглыми сиротами... Какой нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище: ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали так, как следует поступать с детьми» 3.
Князь Курбский помимо писем Ивану Грозному написал, живя в эмиграции, «Историю князя великого московского». Историк В. О. Ключевский приводит отрывок из книги А. Курбского: «Много раз докучали мне вопросом, как все это приключилось от столь доброго прежде и прекрасного царя, для отечества пренебрегавшего своим здоровьем, понесшего тяжкие труды и беды в борьбе с врагами креста Христова, и от всех пользовавшегося доброй славой?» 4.
Итак, Курбский делит историю царствования на два периода «хороший» и плохой», когда царь перестал учитывать мнение бояр. Историк В. О. Ключевский обращает внимание на то, что, по уверению Курбского, злые нравы в царском роду сеяли «жены чародейки», особенно иноземки. По мнению Ключевского, Курбский имел в виду Софию Палеолог и Елену Глинскую – жен деда и отца Ивана Грозного, подталкивавших мужей к единоличному правлению 5.
Что касается оценок князем Курбским Ивана Грозного, то ряд историков относятся к ним весьма скептически. А вот как писал, к примеру, еще более ста лет назад о его знаменитых письмах Ивану Грозному польский историк К. Валишевский: «В Польше, приютившей князя, у него было достаточно досуга. Он и пользовался им для того, чтобы написать упомянутую уже историю Ивана. Сочинение это представляет сплошной обвинительный акт против личного управления Грозного...»6 А современный российский историк А. Филюшкин иронизирует: «История беглого князя, первого русского политического эмигранта и даже, как его иногда называют, первого диссидента была сильно мифологизирована еще при жизни Курбского, а после его смерти обросла такими легендами, что личность настоящего боярина и воеводы совершенно растворилась в буйном воображении потомков.
Конечно, в этом в какой-то степени виноват сам Курбский. Судьба его посмертного образа – яркий пример огромной силы литературы. В порыве заочной полемики с Иваном Грозным беглый князь, мягко говоря, многое присочинил и придумал в своих сочинениях. Он изобразил себя выдающимся полководцем, государевым первосоветником, человеком, принадлежащим к «сильным во Израили» – кругу богоизбранных людей, на которых стояло Русское государство... Курбский отомстил своему врагу, Ивану Грозному, прежде всего тем, что сумел навязать читателям свой взгляд на русскую историю XVI века...» 7.
Что касается мемуаров иностранцев, то сегодня в них можно прочесть немало различных оценок личности Ивана Грозного. Так, Дж. Горсей утверждает, будто царь был одарен умом, различными дарованиями и буквально создан для управления огромной страной, но первоначальные успехи его царствования связаны с влиянием его первой жены Анастасии 8. Однако уже на следующей странице своего труда британский автор говорит о жестокостях и беспрестанных убийствах 9. Как видим, даже в одних и тех же мемуарах, посвященных Ивану Грозному, встречаются прямо противоположные характеристики этого монарха.
Современный российский историк, профессор Анна Георгиевна Жеравина, так характеризует ряд дореволюционных исследований об Иване Грозном: «Начиная с В.Н. Татищева, в дореволюционной историографии велись поиски причин разразившегося во второй половине XVI в. конфликта между царской властью и ее слугами. При всем различии взглядов, позиций исследователей улавливается объединявшее их осуждение опричного террора и в то же время признание закономерности и исторической необходимости опричнины»10.
Что касается серьезных исследований российских дореволюционных историков о личности Ивана Грозного, то они появляются в 19-м столетии. Как уже говорилось, формат данной работы не позволяет рассказать обо всех исследованиях. Отметим работу знаменитого российского историка Н. Карамзина. Николай Михайлович Карамзин в своей знаменитой работе - «История Государства Российского» при описании Ивана IV Грозного разделил его долгое царствование на два этапа, гранью между которыми стали два события: смерть царицы Анастасии и болезнь самого царя, во время которой он обнаружил, что бояре не хотят присягнуть его малолетнему сыну. Царствование Ивана Грозного описывается в 8-ом и 9-ом томах «Истории Государства Российского». Восьмой том «Истории» кончается 1560 годом, разорвав период царствования Иоанна IV на две части. В девятом томе, который продолжает издание, Карамзин изложил самые драматические события царствования Иоанна IV.
Николай Михайлович Карамзин в апологетических тонах описывает начало царствования Ивана Грозного: «Везде народ благословлял усердие правительства к добру общему...»11 По Карамзину, везде сменяли плохих правителей, Россия «увидела мир и тишину искренней любви»12.
Историк характеризует в 8-м томе правление Ивана Грозного не просто позитивно, он пишет о правлении Ивана Грозного в самых восторженных тонах: «Вообще мудрая умеренность, человеколюбие, дух кроткости и мира сделались правилом для царской власти» 13. И мало того, что Иван Грозный проявил себя прекрасным правителем, он оказался и прекрасным семьянином, «еще более узнал цену супруги добродетельной» 14.
Что же касается трудов праведных, которыми занимались Иван Грозный и его сподвижники, то по мнению Карамзина, они стремились не к славе, а к пользе для народа, к справедливости 15. И, наконец, царя не только любил народ, хвалебные отзывы о нем давали иностранные наблюдатели 16.
Нарисовав такую идиллическую картину, историк начинает IX том словами: «Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства»17.
Отношение историка к правлению Иоанна IV после введения опричнины однозначно. Он писал: «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась; в темницах, в монастырях стенали жертвы, но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим»18. Карамзин утверждает, что «Иван карал невинных»19, рисует леденящие душу картины зверств. К примеру, как в Новгороде опричники отправляли под лед горожан, а потом били по голове баграми тех, кто сумел всплыть, и тем самым вновь топили их 20.
Николай Карамзин открыто называет Ивана Грозного: самодержец-мучитель 21. Заметим, что сам Карамзин являлся убежденным монархистом и определение «самодержец-мучитель» вроде бы противоречило его взглядам. Но историк нашел такой выход - он отметил, что история всегда полезна для государей и народов: она вселяет омерзение к грехам и любовь к добродетели22.
Подведем итог. Подробно описывая царствование Ивана Грозного, автор «Истории государства Российского» подробно описывает как позитивные, так и негативные стороны деятельности этого правителя, рассказывает об успехах и реформах, не скрывая того, что имели место и тиранство и ужасы. При этом он делит время царствования на две части: «хорошее» - раннее и «плохое» - последующее, а царя характеризует как «героя добродетели в юности, неистового кровопийцу в летах»23.
Теперь обратимся к трудам другого знаменитого историка 19-го столетия – С. М. Соловьева. В «Истории России с древнейших времен» почти весь шестой том посвящен царствованию Ивана Грозного. При этом Сергей Михайлович Соловьев обращает внимание на неоднозначное отношение историков к этому царю: «Долго Иоанн Грозный был загадочным лицом в нашей истории, долго его характер, его дела были предметом спора» 24.
Профессор Московского университета С. М. Соловьев при оценке деятельности Ивана Грозного обращает внимание, прежде всего, на то, что этот царь был продолжателем дела отца и деда. «Иоанн IV не был понят, ибо был отделен от отца, деда и прадедов своих. Одно уже название Грозный, которое мы привыкли соединять с именем Иоанна IV, указывает достаточно на связь этого исторического лица с предшественниками его, ибо и деда, Иоанна III, называли также Грозным» 25.