Историческая наука античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Он родился в Галикарнасе, греческом городе-колонии в Малой Азии, мнoгo путешествовал, посетив причерноморские гoрода, Италию и Египет. Написанный Геродотом труд был нaзван «История» (по-гречески это слово означает «рассказ», «повествование»). Он содержал сведения о быте, нравах, верованиях, происхождении жителей посещенных им земель, их прошлом, "Всеобщая история» Геродота считается первой попыткой описания прошлого всех стран, известных в eгo время.

Вложенные файлы: 1 файл

историю ауывлм.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских  племён, живущих изолированно в малодоступных  горных и лесных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление  на рода, носящие названия местных  растений и животных. Их мифы изобилуют  сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о  чудесных превращениях людей в растения, в зверей и птиц, о браках между  людьми и животными.

Культ священных  животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона — крыса, Вишну — птица и т. д. (см. подробнее в разделе «Индуизм»). Вероятно, это были тотемы древних родовых и племенных групп.

Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — «колибри-левша» — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий (см. статью «Религии древнейших цивилизаций Америки»).

В религиозных  представлениях древних греков следы  тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения  людей в животных и растения (источник).

 

Анимизм

Анимизм - это  вера в существование духов, одухотворение  сил природы, животных, растений и  неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного  могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления  тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху  первобытных орд.

Однако как  система достаточно осознанных и  устойчивых взглядов религиозного характера  анимизм формировался позже, практически  параллельно с тотемизмом. В отличие  от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий  и всеобщий характер, были понятны  и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и  одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.

Даже отдельное  заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении  первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз  так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные  обряды, культовые церемонии.

Восходящая  к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом  именно в бестелесной форме, служила  как бы соединяющим звеном между  групповыми тотемистическими и всеобщими  анимистическими верованиями и  обрядами. Воздавая должное душам  покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в  гигантском мире потусторонних сил.

Таким образом, анимистические и тотемистические  верования и обряды сливались  в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии (источник).

Магия

 

Магия - это  комплекс ритуальных обрядов, имеющих  целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно  с тотемизмом и анимизмом для  того, чтобы с ее помощью можно  было реализовать воображаемые связи  с миром духов, предков, тотемов.

Фетишизм

Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Их называли фетишами (от порт. feitisso — «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.

Фетишем мог  стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или  размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее  появились специально изготовленные  из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых  народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших  дней дошло множество фетишей  в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

Фетишем иногда становилась частица почитаемого  объекта: например, камень с горы, которой  поклонялись, кусочек священного дерева или изображение чтимого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени  или страны. Обычно ими становилась  какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей  могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом  предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это  идолы — человекоподобные фигурки  из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как  это было принято, например, в Китае. Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл — деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур.

Обычно куклы  изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они  охраняют дом, следят за детьми, за скотиной — оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель (источник).

Позже эти  все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил  природы. Появляются египетские,  кельтские, славянские верования, языческий пантеон  античных Богов в Древней Месопотамии, Греции и Риме. Также многие современные  религии своими корнями уходят в  языческие древние верования, например шаманство и индуизм.

7)Родиной демократии считали и продолжают считать Грецию,точнее Афинский полис. Именно греки-афиняне изобрели демократию.

Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту  задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.

Жестокость  этого народа проявлялась в отношении  не только к чужеземцам, но и к  своим детям, например:

отец семейства  имел право избавляться от своих  детей при их рождении как ему  заблагорассудится;

глава семьи  мог продавать своих подросших  детей работорговцам и т.д.

 

«ДЕМОКРАТИЯ»  ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».

Демократические преобразования в Афинах связаны  с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных  предрассудков и безукоризненно честного.

«Знать уважала  его за его богатство, бедные –  за честность» (ПЛУТАРХ)

Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.)

 

Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни  «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских  и политических прав в своем полисе.

Только эта  демократия была исключительно для  «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые  в античном городе составляли большинство  трудящихся.

8) 1. Войны диадохов. Образование эллинистических государств.

Благодаря удачным  завоеваниям Александру Македонскому и тем кругам, которые его поддерживали, удалось захватить обширную территорию и основать огромную, невиданную до сих пор империю. В состав «мирового» государства Александра входила  Македония, большая часть полисов  Балканской и островной Греции, области  бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. Понимая внутреннюю непрочность  своей державы, объединенной лишь силой  оружия, Александр пытался рядом  социально-экономических и политических мер сплотить рыхлое государство, сделать  его жизнеспособным, придать ему  известную прочность. Ранняя смерть помешала великому завоевателю продолжить эту работу. Началось действие центробежных сил, которые привели к распаду  его империи на государственные  образования, оказавшиеся более  жизнеспособными.

Процесс распада  мировой державы и создание системы  новых государств на ее развалинах проходили не мирным путем, а в  непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского (их называют диадохами), которые более 40 лет делили наследство своего покойного  повелителя. В первые годы после  смерти Александра идея единой огромной империи, управляемой династией  Филиппа — Александра, была достаточно популярной в кругах македонской  армии. После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный  сын самого Александра — младенец, объявленный Александром IV. Поскольку  оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них  опытного сподвижника Филиппа II и  Александра, представителя старой македонской  знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра, куда они отбыли со своими войсками. Уже первые годы правления диадохов в их новых владениях показали, что они не намерены были считаться с верховенством правителя-регента, а тем более бессильных царей. Стремясь подавить сепаратизм в зародыше, Пердикка решил наказать одного из таких полководцев, а именно Птолемея Лага, укрепившегося в Египте, и организовал против него поход. Однако этот поход оказался неудачным, а регент был заколот своими же командирами в собственной палатке. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха.

Однако идея единой империи Александра еще была жива: правители отдельных областей рассматривались как сатрапы  одного государственного образования. Носителями и борцами за идею единой империи и верности династии Филиппа  — Александра стали Антигон Одноглазый и его сын Деметрий Полиоркет (осаждающий города). Им удалось подчинить своему влиянию значительную часть державы Александра — всю Малую Азию, Сирию, Вавилонию, Мидию, Перейду. Усиление влияния Антигона Одноглазого привело к тому, что все другие диадохи во главе с Птолемеем Лагом образовали против него коалицию, противостоять которой он не мог. Наступило временное равновесие сил, закрепленное новым договором, в котором вновь подтверждались права диадохов на захваченные ими владения (311 г. до н. э.). В том же году по согласию всех диадохов были убиты номинальные цари державы: слабоумный Филипп III Арридей и 12-летний Александр IV. Династия Филиппа —Александра прекратила свое существование, и тем самым идея единой империи фактически изжила себя. Ни один из диадохов не имел достаточных сил и морального права, чтобы претендовать на роль верховного повелителя всей империи.

9) 1. Она была очень большой (от Шотландии до Персии, от Испании до Венгрии), было не возможно контролировать все границы, несмотря на очень хорошие дороги, транспортную систему, коммуникации не были достаточно быстрыми для хорошего контроля всей Империи.

2. под давлением  дальнеазиатских орд кочевников (авары и гунны) германские народы пересекали естественные границы Римской империи (Рейн, Дунай, Альпы), сначала как наемники в армии Римской империи, а потом целые народы стали мигрировать (франки, готты, вандаллы, бургундцы, англы, саксоны, и др). Это способствовало нарушению стабильности внутри Римской империи.

3. В 3 веке - эпоха "30 тиранов". Политическая  нестабильность. Борьба за власть  между римскими генералами, внутренние  гражданские войны из-за амбиций  генералов. Генералы для своих  целей призывали войска с границ, что еще больше ослабляло их  и делало более уязвимыми перед  натиском германских племен.

4. традиционные  добродетели простоты, труда и  семьи были разрушены гедонизмом  и вульгарностью, избытком роскоши,  оргиями после римских завоеваний  и наводнением Рима рабами, ценностями  других культур, трофеями. Соревнования  между семьями, кто лучше. Вообщем, культурный упадок.

5. паралельно с культурным упадком, христианство, распространявшееся по Римской империи, давало новые ценности и еще более четко показывало огромный разрыв между образом жизни и декаденством идолопоклонничества римлян и серьезной моралью, этикой и образом жизни христиан, которые не разделяли ценности римлян и не видели смысла поддерживать начинающуюся разваливаться Римскую империю.

Информация о работе Историческая наука античного мира