Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:52, реферат
Он родился в Галикарнасе, греческом городе-колонии в Малой Азии, мнoгo путешествовал, посетив причерноморские гoрода, Италию и Египет. Написанный Геродотом труд был нaзван «История» (по-гречески это слово означает «рассказ», «повествование»). Он содержал сведения о быте, нравах, верованиях, происхождении жителей посещенных им земель, их прошлом, "Всеобщая история» Геродота считается первой попыткой описания прошлого всех стран, известных в eгo время.
Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам - при женских.
Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер.
Примеры подобного
рода далеко не единичны, причем все
они свидетельствуют о том, что
закрепленные в табу запреты почитались
первобытным человеком в
Таким образом,
тотемизм с его верой в обладающего
сверхъестественными
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление на рода, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, в зверей и птиц, о браках между людьми и животными.
Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона — крыса, Вишну — птица и т. д. (см. подробнее в разделе «Индуизм»). Вероятно, это были тотемы древних родовых и племенных групп.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — «колибри-левша» — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий (см. статью «Религии древнейших цивилизаций Америки»).
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения (источник).
Анимизм
Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд.
Однако как
система достаточно осознанных и
устойчивых взглядов религиозного характера
анимизм формировался позже, практически
параллельно с тотемизмом. В отличие
от тотемизма, ориентированного на внутренние
потребности данной родовой группы,
на отличия ее от других, анимистические
представления имели более
Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.
Даже отдельное
заметное дерево, крупный камень-валун,
небольшой пруд - все это в представлении
первобытного дикаря имело душу, разум,
могло чувствовать и
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии (источник).
Магия
Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.
Фетишизм
Фетишизм - обычай
поклоняться различным
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились специально изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.
Фетишем иногда
становилась частица
Особая группа
фетишей связана с
Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за скотиной — оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель (источник).
Позже эти
все эти внешние явления
7)Родиной
демократии считали и
Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.
Жестокость этого народа проявлялась в отношении не только к чужеземцам, но и к своим детям, например:
отец семейства имел право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится;
глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам и т.д.
«ДЕМОКРАТИЯ» ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».
Демократические преобразования в Афинах связаны с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и безукоризненно честного.
«Знать уважала его за его богатство, бедные – за честность» (ПЛУТАРХ)
Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.)
Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских и политических прав в своем полисе.
Только эта демократия была исключительно для «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые в античном городе составляли большинство трудящихся.
8) 1. Войны диадохов. Образование эллинистических государств.
Благодаря удачным
завоеваниям Александру Македонскому
и тем кругам, которые его поддерживали,
удалось захватить обширную территорию
и основать огромную, невиданную до
сих пор империю. В состав «мирового»
государства Александра входила
Македония, большая часть полисов
Балканской и островной Греции, области
бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной
Индии. Понимая внутреннюю непрочность
своей державы, объединенной лишь силой
оружия, Александр пытался рядом
социально-экономических и
Процесс распада мировой державы и создание системы новых государств на ее развалинах проходили не мирным путем, а в непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского (их называют диадохами), которые более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя. В первые годы после смерти Александра идея единой огромной империи, управляемой династией Филиппа — Александра, была достаточно популярной в кругах македонской армии. После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный сын самого Александра — младенец, объявленный Александром IV. Поскольку оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них опытного сподвижника Филиппа II и Александра, представителя старой македонской знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра, куда они отбыли со своими войсками. Уже первые годы правления диадохов в их новых владениях показали, что они не намерены были считаться с верховенством правителя-регента, а тем более бессильных царей. Стремясь подавить сепаратизм в зародыше, Пердикка решил наказать одного из таких полководцев, а именно Птолемея Лага, укрепившегося в Египте, и организовал против него поход. Однако этот поход оказался неудачным, а регент был заколот своими же командирами в собственной палатке. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха.