Историческая наука античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Он родился в Галикарнасе, греческом городе-колонии в Малой Азии, мнoгo путешествовал, посетив причерноморские гoрода, Италию и Египет. Написанный Геродотом труд был нaзван «История» (по-гречески это слово означает «рассказ», «повествование»). Он содержал сведения о быте, нравах, верованиях, происхождении жителей посещенных им земель, их прошлом, "Всеобщая история» Геродота считается первой попыткой описания прошлого всех стран, известных в eгo время.

Вложенные файлы: 1 файл

историю ауывлм.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

 

Ряд других табу призван был гарантировать  неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать  права и обязанности отдельных  категорий членов общины. Все эти  табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало  женщинам присутствовать при мужских  обрядах, а мужчинам - при женских.

 

Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе  и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры  того, как воспринималось нарушение  табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер.

 

Примеры подобного  рода далеко не единичны, причем все  они свидетельствуют о том, что  закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве священных и непреложных, нарушение  которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения  табу парализует волю нарушителя, способность  его организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.

 

Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего  сверхъестественными возможностями  тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу оказался исторически одной из первых форм религиозных представлений возникающей социальной общности - родовой общины.

 

В настоящее  время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся  вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».

 

Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских  племён, живущих изолированно в малодоступных  горных и лесных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление  на рода, носящие названия местных  растений и животных. Их мифы изобилуют  сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о  чудесных превращениях людей в растения, в зверей и птиц, о браках между  людьми и животными.

 

Культ священных  животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона — крыса, Вишну — птица и т. д. (см. подробнее в разделе «Индуизм»). Вероятно, это были тотемы древних родовых и племенных групп.

 

Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — «колибри-левша» — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий (см. статью «Религии древнейших цивилизаций Америки»).

 

В религиозных  представлениях древних греков следы  тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения  людей в животных и растения (источник).

 

Анимизм

 

Анимизм - это  вера в существование духов, одухотворение  сил природы, животных, растений и  неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного  могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления  тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху  первобытных орд.

 

Однако как  система достаточно осознанных и  устойчивых взглядов религиозного характера  анимизм формировался позже, практически  параллельно с тотемизмом. В отличие  от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий  и всеобщий характер, были понятны  и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно.

 

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и  одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.

 

Даже отдельное  заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении  первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз  так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные  обряды, культовые церемонии.

 

Восходящая  к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом  именно в бестелесной форме, служила  как бы соединяющим звеном между  групповыми тотемистическими и всеобщими  анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

 

Таким образом, анимистические и тотемистические  верования и обряды сливались  в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция  приведения его в соответствие с  реальной жизнью выпадала на долю магии (источник).

 

Магия

 

Магия - это  комплекс ритуальных обрядов, имеющих  целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно  с тотемизмом и анимизмом для  того, чтобы с ее помощью можно  было реализовать воображаемые связи  с миром духов, предков, тотемов.

 

Фетишизм

 

Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Их называли фетишами (от порт. feitisso — «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.

 

Фетишем мог  стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или  размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее  появились специально изготовленные  из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых  народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

 

До наших  дней дошло множество фетишей  в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

 

Фетишем иногда становилась частица почитаемого  объекта: например, камень с горы, которой  поклонялись, кусочек священного дерева или изображение чтимого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени  или страны. Обычно ими становилась  какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей  могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д.

 

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом  предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это  идолы — человекоподобные фигурки  из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как  это было принято, например, в Китае. Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл — деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур.

 

Обычно куклы  изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они  охраняют дом, следят за детьми, за скотиной — оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель (источник).

 

Позже эти  все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил  природы. Появляются египетские,  кельтские, славянские верования, языческий пантеон  античных Богов в Древней Месопотамии, Греции и Риме. Также многие современные  религии своими корнями уходят в  языческие древние верования, например шаманство и индуизм.

 

7)Родиной  демократии считали и продолжают  считать Грецию,точнее Афинский полис. Именно греки-афиняне изобрели демократию.

Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту  задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.

Жестокость  этого народа проявлялась в отношении  не только к чужеземцам, но и к  своим детям, например:

отец семейства  имел право избавляться от своих  детей при их рождении как ему  заблагорассудится;

глава семьи  мог продавать своих подросших  детей работорговцам и т.д.

 

«ДЕМОКРАТИЯ»  ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».

Демократические преобразования в Афинах связаны  с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных  предрассудков и безукоризненно честного.

«Знать уважала  его за его богатство, бедные –  за честность» (ПЛУТАРХ)

Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.)

 

Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни  «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских  и политических прав в своем полисе.

Только эта  демократия была исключительно для  «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые  в античном городе составляли большинство  трудящихся.

8) 1. Войны  диадохов. Образование эллинистических  государств.

 

Благодаря удачным  завоеваниям Александру Македонскому и тем кругам, которые его поддерживали, удалось захватить обширную территорию и основать огромную, невиданную до сих пор империю. В состав «мирового» государства Александра входила  Македония, большая часть полисов  Балканской и островной Греции, области  бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. Понимая внутреннюю непрочность  своей державы, объединенной лишь силой  оружия, Александр пытался рядом  социально-экономических и политических мер сплотить рыхлое государство, сделать  его жизнеспособным, придать ему  известную прочность. Ранняя смерть помешала великому завоевателю продолжить эту работу. Началось действие центробежных сил, которые привели к распаду  его империи на государственные  образования, оказавшиеся более  жизнеспособными.

 

Процесс распада  мировой державы и создание системы  новых государств на ее развалинах проходили не мирным путем, а в  непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского (их называют диадохами), которые более 40 лет делили наследство своего покойного  повелителя. В первые годы после  смерти Александра идея единой огромной империи, управляемой династией Филиппа — Александра, была достаточно популярной в кругах македонской армии. После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный сын самого Александра — младенец, объявленный Александром IV. Поскольку оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них опытного сподвижника Филиппа II и Александра, представителя старой македонской знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра, куда они отбыли со своими войсками. Уже первые годы правления диадохов в их новых владениях показали, что они не намерены были считаться с верховенством правителя-регента, а тем более бессильных царей. Стремясь подавить сепаратизм в зародыше, Пердикка решил наказать одного из таких полководцев, а именно Птолемея Лага, укрепившегося в Египте, и организовал против него поход. Однако этот поход оказался неудачным, а регент был заколот своими же командирами в собственной палатке. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха.

Информация о работе Историческая наука античного мира