Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 09:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование петровских реформ и указов в сфере государственно-административного управления, а также изучение их итогов и результатов.
Задачи, поставленные в ходе данной работы:
рассмотреть исторические предпосылки петровских преобразований;
изучить и проанализировать конкретные реформы и указы в сфере государственно-административного управления;
выявить значения и последствия конкретных реформ;
дать оценку проведённым преобразованиям.
Содержание
Введение.
Эпоха преобразований Петра I является
одной из самых важных и значительных
страниц в истории нашего государства.
Именно в этот период Россия переживала
изменения, в корне изменившие её внутреннюю
сущность и внешний облик. Актуальность
Петровских реформ, в частности, в области
государственного и административного
управления, проявляется в неугасающем
интересе к предпосылкам, ходу и итогам
петровских преобразований, к уроку, вынесенному
страной из этого по-настоящему сложного,
но в то же время непереоценимого периода.
Анализ проходивших в начале XVIII века процессов
позволяет извлечь ценный урок о государственной
модернизации, особенно в области государственно-
Объект
исследования настоящей курсовой работы
- это преобразования Петра I в области
государственно-
Предметом исследования данной работы являются:
Целью курсовой работы является исследование
петровских реформ и указов в сфере государственно-
Задачи, поставленные в ходе данной работы:
Авторы исследуемых трудов ясно и понятно выражают аргументированное видение рассматриваемых вопросов. К тому же среди этих трудов есть некое разнообразие: у В.О. Ключевского взгяды старой исторической школы, у Е.В. Анисимова современной, а у Х. Баггера и вовсе заграничной. Это позволило создать собственное видение рассматриваемой мною исторической проблемы на основе подобной компиляции взглядов авторитетных учёных-историков.
Также использовались публикации с интернет-сайтов, такие как «Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. Царствование Петра Великого или эпоха государственных реформ». Предпочтение вызывают недавно написанные труды, так как в них представлены новые, порой отличительные, точки зрения на изучаемый вопрос.
В настоящей
работе рассматриваются петровские преобразования
в сфере государственно-
Приступая
к претворению реформ в сфере государственного
управления, Пётр I не имел чёткую программу
действий. Появление новых государственного
учреждения или системы внутренне государственного
взаимодействия, а также изменения административно-
Малоэффективная и в прежние времена Боярская дума окончательно теряет какую-либо значимую роль в управлении государством. В 1669 году Петром организовывается Ближняя канцелярия, или как её именовали по-другому - Совет министров. Это учреждения являло собой прообраз будущего Сената. Но обо всем по порядку.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремёсла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
XVII век
был временем, когда Россия установила
постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней более
тесные торговые и
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
1.2. Областная реформа.
Первым преобразованием в сфере государственного управления была губернская (областная) реформа. Как известно, беда не приходит одна. Начало Северной войны ознаменовало собой не только начало боевых действий, но и увеличение, убыстрение скорости самодержавной инициативы, за которой, однако, обороты механизма государственного управления, особенно местного, не поспевали.
Недостатки управления такой огромной страной отразились в недостаточном обеспечении центральных ведомств деньгами. Для армии же это было плохо тем, что проволочки в данной сфере вызывали задержки в обеспечении военной машины рекрутами, провиантом и лошадьми. Все свалившиеся на плечи тяготы военного времени вскрыли недостатки прежней системы, действующей по принципу «приказы - уезды». Да и если не брать в расчёт неспособность старой системы поддержать ведение войны, структура местного управления была крайне иррациональной: число уездов Московского государства равнялось более чем 146 единиц. Это создавало сложность и запутанность отношений между центром и периферией.
С декабря 1707 года издаётся указ о формировании губерний. «Росписать города частьми (кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы) к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому». Несколько позднее был уточнён и список губерний: к уже упомянутым в указе присоединялись ещё две губернии - Ингерманландская (Петербуржская) и Сибирская, из Казанской губернии выделялись Нижегородская и Астраханская.
Можно сказать, что основной сутью новой губернской реформы стала передача многих функций, ранее принадлежавших приказам, новоиспечённым губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и других важных показателей их губерний.
Одним из важных следствий этой реформы стала ликвидация части приказов, в основном территориальных (ведавших окраинными областями), а также и некоторых отраслевых.
Также ряд отраслевых приказов, таких как Ратуша, Поместный приказ и Земский, превратились в отделения Московской канцелярии. Это было вызвано тем, что распространение их власти достигало наиболее густонаселённых центральных уездов страны, которые по новой реформе вошли в состав Московской губернии. Когда же власть приказов ранее распространялась на большую территорию, их функции отходили к губернским канцеляриям.
Однако, основные приказы, ведавшие обороной (Адмиралтейский, Военный и Посольский), сохранили свою власть. Восстановил Пётр и компетенцию такого общероссийского приказа, как Поместный. Это говорит о стремлении Петра разграничить функции государственного аппарата: ликвидировались лишь те приказы, функции которых могли быть переданы новообразованным губерниям, то есть приказам территориальным, а приказы важнейших отраслей не трогались, так как составляли основу государственного управления, при их ликвидации в неуделе оказалось бы слишком много стратегических вопросов.
Пётр ввел новшество, новый принцип обеспечения армии. Между губерниями он распределил расходы на войну. Для этого устанавливалась связь между отдельными армейскими полками и губерниями. При каждом полку, где бы он ни находился, должен был состоять комиссар от «его» губернии, который был обязан следить за исправностью и комплектностью мундира, припасов, наличием людей и лошадей, выдавать жалованье солдатам и офицерам.
Стоить отметить и то, что петровское стремление децентрализовать управление, передав всю полноту власти губернаторам, одобряли далеко не все его сподвижники. Приведу лишь высказывание изобретателя налогов и пошлин А.А. Курбатова по поводу образования губерний: «Ей, государь, немногая бывает и будет польза в разном правлении». Но Петра, как известно нам, трудно смутить в силу его характера и психологии. Он был убежден, что система приказного управления себя дискредитировала полностью, и особенно в финансово-податном смысле. И он ответил в своём духе: «А что напоминаешь, что в разных руках не будет лучше, о том уже мы довольно рассуждали, ныняшного порядка не нашли хуже… К тому же, человеку трудно за очи все разуметь и править».
Задумывая губернскую реформу, Пётр был убежден, что это не сможет привести к ослаблению центральной власти. Наоборот, по его мыслям, данная децентрализация должна была усилить, сосредоточить административную, судебную, а главное - ради чего и задумывалась изначально сама реформа, финансовую власть в руках представителя царя - чиновника высшего ранга, коим и был губернатор. Если сравнивать губернаторские и воеводские полномочия, то полномочия первого из них несравненно выше.
Наиболее заметным итогом этой реформы стало резкое усиление административного аппарата, создание на местах разветвленной сложной сети бюрократических учреждений, появление огромного числа чиновников. Громоздкость губерний послужила поводом для введения промежуточной территориальной единицы в 1712-1715 годах - провинции, во главе которых стояли обер-коменданты. Также новой чертой сложившейся структуры управления стала её строгая иерархичность и единообразность.
Областная реформа Петра I придала государственной жизни России бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700-1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной и гражданской службы. Однако значительно увеличивался штат государственных служащих, что в свою очередь привело к увеличению затрат на их содержание, и в конечном итоге отразилось на налоговом гнёте населения.
Но было бы глупо считать, что усложнение управления и было целью Петра. Удовлетворение военных нужд, стремление упорядочивания финансов, вот что было целью.
1.3. Учреждение Сената.
Созданию высшего правительственного учреждения в 1711 году, носящему имя Сената, предшествовали важные события. Завершение областной реформы и создание Сената - это последующие звенья одной цепочки. Об этом свидетельствует, что Сенат с самого начала своей деятельности стал высшей инстанцией для губерний, связанных с ним по вопросам снабжения армии и флота. Также можно сказать, что создание Сената - это, как и образование губерний, реорганизация государственного управления, призванного обеспечить победу в войне.
Волокита, медлительность, нерасторопность - прилагательные, описывающие старую систему приказов. И все же, даже в новой системе губерний от части этих пережитков избавиться не удалось. Чтобы «свести к нулю» структурные недостатки управления, было решено создать, выражаясь современным языком, координационный центр, где бы собиралась вся информация о работе губернской системы и откуда бы губернаторы, не дожидаясь указаний часто отсутствующего непоседливого царя, получали распоряжения.