Исторические предпосылки и основные идеи преобразований Петра I в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование петровских реформ и указов в сфере государственно-административного управления, а также изучение их итогов и результатов.
Задачи, поставленные в ходе данной работы:
рассмотреть исторические предпосылки петровских преобразований;
изучить и проанализировать конкретные реформы и указы в сфере государственно-административного управления;
выявить значения и последствия конкретных реформ;
дать оценку проведённым преобразованиям.

Вложенные файлы: 1 файл

КР История Государственного управления.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

И конечно, образование Сената - это ещё одно свидетельство присущего Петру стремления к бюрократизации, без которой он не мыслил государственного управления.

Пётр унаследовал традиционную систему управления XVII века, обладающую Боярской думой и приказами. Однако, с течением времени усилившееся самодержавие уже не нуждалось в одобрении и законодательной поддержке общественных структур. И к моменту прихода к власти Петра Земские соборы, как когда-то активно действующий институт власти, были забыты, а конкретно Боярская дума переживала свои последние дни существования. Петр даже не подписывал никакого указа, ликвидирующего Боярскую думу, он просто прекратил пожалование в думные чины. От этого дума сама постепенно «старела» и умирала. Уже в 1701 году функции слабеющей Боярской думы на себя взяла так называемая «Консилия министров», совет начальников важнейших ведомств. Став постоянным правительственным органом Консилия сосредотачивала у себя всю власть царя, находящегося на театре военных действий: управляла приказами и канцеляриями, ведала обеспечением армии, финансовыми вопросами.

И, наконец, следующим шагом этой логической цепочки стало учреждение Сената в 1711 году. Это новое образование было призвано управлять всеми канцеляриями и приказами, а также губерниями и губернаторами. Но формальной причиной этого события был отъезд царя на войну с Турцией весной 1711 года. Но к его организации Пётр отнёсся не как к чему-то временному, а как к долговечному и основательному.

Указом от 2 марта 1711 года была определена работа Сената на долгосрочную перспективу. Ведение торговли, откупы, правосудие, смотры дворян и остальных служилых людей. Особого внимания заслуживает тот момент, что впервые в государственном учреждении вводилась личная присяга, вещь виданная доселе разве что только в армии.

Понимая важность и объём возлагаемой нагрузки на этот новоиспеченный орган, Пётр сразу же создает при нем отдельную канцелярию, состоящую из многочисленных отделов. Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения.

Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 года, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

При Сенате состоял обер-фискал, впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии - провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе - один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков, до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос, фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 году. К учреждению прокуратуры Петр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением в 1715 году (27 ноября) должности генерал-ревизора, или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась.

В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного Уложения 1649 года, в области административного права пользовался весьма широко законодательною властью. 19 ноября 1721 года Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение.

Первоначально в состав Сената вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгоруков, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

Да, посмотрев на Сенат, детище Петра, мы можем сказать, что это по своей сути первое правительственное учреждение, по своей бюрократической сути коренным образом отличавшееся от Боярской думы и «Консилии». Но справедливости ради все же отмечу, что и этот новоиспеченный орган содержал в себе многие черты старой архаичной приказной системы управления.

 

1.4. Учреждение коллегиальной системы в России.

Одним из последних звеньев в цепочки реформ государственного управления стало создание так называемых коллегий. Он говорит о существовании у него идей насчёт обустройства государства, которые должны были по его мнению привести к справедливости и порядку. Однако, нам известно, что значение фразы «привести что-либо в порядок» у Петра имело несколько другой смысл: сломать до основания прежде существовавший порядок, а конкретно в данном случае, переход с «земского правления» страной на принципиально новое управление.

Как ни странно образцом преобразований была выбрана Швеция. Шведская система построения государства была выбрана не случайно. Она основывалась на принципах камерализма, учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в XVI-XVII веках в Европе. Камерализм содержал ряд черт, привлекательных для Петра.

Во-первых, это функциональный принцип управления, предусматривающий образование учреждений, специализирующихся в какой-либо определённой сфере, будь то финансы, юстиция или военное управление.

Во-вторых, это устройство учреждения на основах коллегиальности, чёткой регламентации чиновничьих обязанностей и функций, специализации канцелярского труда, установления разнообразных штатов и жалований.

Непосредственно реформа берёт свое начало в конце 1717 - начале 1718 года, когда при составлении своеобразной программы преобразований, Пётр определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, раздав им указание о наборе подручных служилых людей.

Ниже приведу документ от 12 декабря 1718 года называющийся «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». В нём можно увидеть первоначальную структуру новоизобретенного центрального аппарата. Ниже следует список первоначально учрежденных коллегий.

  • Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев;
  • Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства;
  • Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ;
  • Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов;
  • Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве;
  • Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении;
  • Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями;
  • Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных

расходов;

  • Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных и размножение, притом же и артилерия.

В 1720 году среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть. Главный магистрат - центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Он был создан с целью централизации управления делами посадского населения на правах коллегии, став второй попыткой Петра в данном вопросе после Бурмистерской палаты.

Согласно указу, новый орган был призван «ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать». Его возникновение было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны.

Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом - стал князь Ю.Ю. Трубецкой. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов.

Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане, посадское население, делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и прочие городские дела.

Коллегии стали основой новой центральной системы управления. Но и от старого приказного управления сохранилось немало учреждений, правда всё же более мелких: Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии, Преображенский приказ и некоторые другие.

Простота воинского устава, его очевидная эффективность на поле боя соблазняли распространить военное начало и на гражданское управление, и на общество в целом. Когда анализируешь развитие идей Петра о государстве, реформе управления, бросается в глаза эта сознательная ориентация царя на военные образцы, на придание государству черт единого грандиозного военного организма.

Структура главного элемента этого организма - коллегии - была довольно проста: собственно коллегия (позже она называлась «присутствие») и канцелярия - делопроизводственный отдел, где сидели канцелярские служители. Отделениями коллегии были конторы, ведавшие какой-либо одной отраслью управления. В коллегиях было три вида служащих: члены коллегий, канцелярские служители и так называемые «нижние служители» - курьеры, сторожа, вахмистры и солдаты. Центральной фигурой коллегиального совета был президент, который осуществлял управление коллегией от имени царя и поэтому имел право на особое почтение со стороны членов коллегии.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности по Генеральному регламенту - всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Принцип работы созданных Петром центральных и высших учреждений не предусматривал его самоличного участия в их деятельности. Петр пытался решить очень сложную задачу построения такой бюрократической машины, все части которой работа ли бы безотказно согласно принятым регламентам. Эта непрерывно работающая машина должна была быстро и результативно пропускать через себя все дела, решения по которым состояли преимущественно в применении к ним действующего законодательства.

Заключение.

В настоящей курсовой работе были рассмотрены преобразования Петра Великого в области государственно-административного управления, их ход, предпосылки и итоги. И также были изучены мнения ряда историков об итогах данных преобразований.

Изучение главного объекта исследования данной контрольной работы - преобразований Петра Великого в сфере государственно-административного управления, позволило сделать следующие выводы, достигнув цели настоящей контрольной работы - исследовать причины, ход и итоги реформ.

Во-первых, самым главным итогом данных реформ стало окончательное укрепление российской самодержавной власти, окончательное оформление централизованного развитого абсолютизма.

Во-вторых, резкое усиление административного аппарата, создание на местах разветвленной сложной сети бюрократических учреждений, появление огромного числа чиновников.

Ещё одним следствием преобразований стало появление сильного, но в то же время полностью зависимого от монарха бюрократического аппарата.

Также усиление государственного аппарата подразумевало под собой значительное увеличение штата служилых людей, чиновников, что в свою очередь приводило к росту расходов на их содержание. Это служило причиной усиления налогового гнёта на и так измученное население.

Россия в конце первой четверти XVIII века и Россия допетровская - это две разные страны, два разных государства, разительно отличающихся друг от друга самим принципом и структурой государственной власти, не говоря уже об кардинально изменившемся административном управлении. Огромнейшая, без преувеличения, работа была совершена под началом Петра. Страна, существовавшая несколько веков в одной системе управления, совершила грандиозный скачок - революционировала свою государственно-административную структуру. Выбилась в одни ряды со странами Европы, сократила до минимума свою архаичность, правда, потеряв часть самобытности. Именно преобразования государственного аппарата, его управления позволили совершать реформы в экономике, культуре, армии. Ведь от самой структуры, через которую будут проводиться дальнейшие преобразования, её реформирования будет зависеть успех реформы всей страны.

Информация о работе Исторические предпосылки и основные идеи преобразований Петра I в системе государственного управления