Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический обзор развития образования.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

Большое внимание отечественные ученые и  педагоги в начале ХХ в. и особенно в годы советской власти уделяли  разработке теории и практики воспитания в коллективе. Одним из первых на воспитательные возможности детского сообщества указывал И.Г.Песталоцци. У  нас в стране вслед за ним на необходимость создания и поддержания среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи, способствующей в том числе и их личностному развитию, обращали внимание П.Ф.Каптерев, П.А.Кропоткин, А.Ф.Лазурский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и др.

 

Официальная советская педагогика на протяжении десятилетий исходила из формального идеологического толкования учения о коллективе А.С.Макаренко, внедряя в практику воспитательной деятельности сформулированные им принципы и методы (перспективных линий, параллельного действия, самоуправления, формирования традиций, сочетания доверия и требовательности, авансирования личности).

 

 

 

 

Литература:

Иванов

XVIII век

 

 

XVIII век в России принес  изменения в процесс обучения: появились новые подходы к  образованию.

 

Богословие стали преподавать  только в епархиальных школах, где  обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.

 

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных  наук. В том же 1701 г. была открыта  Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское  училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована  в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

 

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы  были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).

 

При Анне Иоанновне (1730—1741) дети солдат учились в гарнизонных  школах.

 

При металлургических заводах  на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

 

Закладывались основы для  развития системы замкнутых сословных  школ, сложившейся к середине XVIII в.

 

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов  или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого  учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

 

С 1730-х гг. широкое применение получила практика записывать в полк малолетних детей, так что к совершеннолетию  они получали по выслуге лет офицерский чин.

 

При Анне Иоанновне были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

 

При Елизавете (1741—1762) военно-учебные  заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных  школ. Открыты первые гимназии: в  Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан  Московский университет, а в 1760 г. —  Академия художеств.

 

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в  образовании: расширение сети учебных  заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 гг. была осуществлена школьная реформа. В 1782 г. был утвержден Устав  народных училищ. В каждом городе учреждались  главные училища с 4 классами, а  в уездных городах — малые  народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались  методики преподавания, единые учебные  планы. В проведении этой реформы  большую роль сыграл сербский педагог  Ф. И. Янкович де Мириево. К концу  века насчитывалось 550 учебных заведений  с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана  Екатериной II совместно с президентом  Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса  И. И. Бецким.

 

К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные  пансионы и гимназии.

[править]

XIX век

 

К нач. XIX в. общеобразовательная  школа была представлена 2- и 4-классными  народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись  в Москве, Петербурге и Казани. Действовали  специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

 

При Александре I (1801—1825 гг.)

 

В 1802 году было учреждено  министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение  об устройстве учебных заведений.

 

Новые принципы в системе  образования:

бессословность учебных  заведений,

бесплатность обучения на низших его ступенях,

преемственность учебных  программ.

 

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые  народные училища, 2) 3-классные уездные  училища, которые должны были быть в  каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные  народные училища) в губернских городах  и 4) университеты.

 

Всей системой образования  ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

 

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский  Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский  университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных  округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

 

В 1804 г. вышел Университетский  устав, предоставлявший университетам  значительную автономию: выборность ректора  и профессуры, собственный суд, невмешательство  высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать  учителей в гимназии и училища  своего округа.

 

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах  из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся  Министерству народного просвещения.

 

Появились первые привилегированные  средние университетские заведения  — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

 

При Николае I (1825—1855)

 

При Николае I образование  приняло замкнутый сословный  характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей  купцов, ремесленников и др. городских  обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

 

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший  принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного  просвещения стал составлял принцип  сословности и бюрократической  централизации.

 

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее  образование делилось на три категории:

для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).

для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

 

В 1835 г. издаётся новый Университетский  устав. Он ограничивал автономию  университетов, запрещал университетский  суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

 

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских  корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось  двадцать.

 

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

 

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования  в Инженерном училище, которое затем  становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы  высшего инженерного образования  в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной  подготовки инженеров. Этот процесс  качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

 

В 1832 г. учреждена Императорская  военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

 

Расширилась сеть промышленно-технических  учебных заведений: в 1828 г. учреждается  Технологический институт, в 1830 г. —  Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в  Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное  в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой  институт. Кроме этого появились  Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический  институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

 

При Александре II (1855—1881)

 

Отмена крепостного права  Александром II, успехи промышленного  производства и утверждение капитализма  в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной  России был характерен рост грамотности  населения, развитие различных форм обучения.

 

В 1863 г. издается новый Университетский  устав. Он вернул прежнюю автономию  университетам, в соответствии с  Уставом от 1803 г., ликвидированную  Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась  самостоятельность университетов  при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

 

В 1864 г. издан «Устав гимназий»  и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и  среднее образование. Вводилось  доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились  на классические и реальные. В них  принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

 

В 1869 г. созданы первые женские  учебные заведения — «Высшие  женские курсы» с университетскими программами.

[править]

Конец XIX века — 1917 г. (правление  Николая II)

 

По данным обследования проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных  училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися.[1] Таким образом, охват населения  системой образования был очень  низкий. Развитие системы школьного  образования затруднялось также  отсутствием закона о всеобщем обязательном обучении.[2] Необходимо отметить, что  к этому времени во многих странах  Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения  и было введено всеобщее обязательное обучение. Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании  в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882.[2]. Однако, хотя формально  Законы о всеобщем образовании были введены в этих странах раньше России, но их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии полный пакет  соответствующих законодательных  актов был введен в действие между 1870 и 1907 годами.[3] — то есть в течение 37 лет. В России после обсуждений в Гос.думе в 1908\1912 гг реформу планировали  завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи  — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват  начальным образованием был обеспечен  в европейской части РИ среди  мальчиков, но среди девочек —  только на 50 %.[3]

 

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так  и умение только читать см. формуляры  переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и  Кавказа грамотность населения  составила 22,9 %. Самый высокий процент  грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские  губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская  — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных  обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных  губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать.[1] После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ Но этих средств было недостаточно, что бы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании[2].

 

Финансирование системы  образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Так  в 1903 г. размер средств содержания начальных  школ составлял около 59 млн.руб., из которых: 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских  обществ; 15,8 млн.руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства. от платы  за обучение и из других источников.[1] Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных  школ всех типов и ведомств. Число  учащихся в них составило 5088029.[1]

Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века