Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический обзор развития образования.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

 

В этот период во всех школах СССР значительно увеличилось количество учащихся (7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг.) и учителей (с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг.)[9], в том числе:

в начальных школах с 5 993 379 до 9 845 266

в неполных средних школах с 736 854 до 2 424 678

в средних школах увеличилось  с 591 645 до 1 117 824

[править]

1930-е годы

 

Войны и революции 1914–22 годов  сопровождались потерями населения, включая  учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция[10], а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства  оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70–90% кадров, относимых к наиболее квалифицированным (ведущих специалистов мирового класса, инженеров, технологов, а также образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)[11]

 

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве[источник не указан 16 дней]. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы[7][8].

 

В 1934 резолюция XVII съезда ВКП(б) о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) поставила задачу обеспечить всеобщее образование в деревне в объёме семилетки (в городе этой цели в основном достигли ещё в первую пятилетку. План 2-й пятилетки предусматривал рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или  до 197 человек на 1000 чел. населения  против 147 человек, не считая дошкольного  образования, охватывавшего уже  в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.[12]

 

25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б)  принял постановление «О всеобщем  обязательном начальном обучении».  К концу 1932 г. (последний год  первой пятилетки) в начальной  школе обучалось 98% всех детей  в возрасте от 8 до 11 лет, т.е.  осуществление всеобщего обязательного  обучения приблизилось к завершению. Полностью оно было закончено  в 1934 г., а на уровне конституционных  норм правовые гарантии всеобуча  были впервые закреплены в  Конституции СССР 1936 г. (ст. 121)[13]. За  вторую пятилетку в СССР появилось  до 20 тыс новых школ, а численность  учащихся в начальной и средней  школе увеличилась с 21,3 до 29,4 млн[источник  не указан 16 дней].

 

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось  с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.[9] Из них:

в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.

в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.

в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.

 

Количество учителей увеличилось  с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

 

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

1930 год — постановление  ЦИК и СНК СССР «О всеобщем  обязательном начальном обучении»  (введено всеобщее обязательное  начальное обучение детей в  возрасте 8—10 лет, а в городах,  фабрично-заводских районах и  рабочих посёлках — всеобщее  обязательное 7-летнее обучение);[1][5]

1931 год — постановление  ЦК ВКП(б) «О начальной и  средней школе»;[1]

1932 год — постановление  ЦК ВКП(б) «Об учебных программах  и режиме в начальной и средней  школе»;[1]

1933 год — постановление  ЦК ВКП(б) «Об учебниках для  начальной и средней школы»;[1]

1934 год — постановление  СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О  структуре начальной и средней  школы в СССР» (установлены  три типа общеобразовательных  школ: начальная (1-4 классы), неполная  средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));[1]

1935 год — постановление  СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об  организации учебной работы и  внутреннем распорядке в начальной,  неполной средней и средней  школе»;[1]

1936 год — постановление  ЦК ВКП(б) «О педологических  извращениях в системе Наркомпросов»;[14]

1936 год — постановление  СНК СССР «О работе высших  учебных заведений и о руководстве  высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная  практика);

1938 год — постановление  ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об  обязательном изучении русского  языка в школах национальных  республик и областей».[15]

[править]

В 1940-е годы

1940 год — постановление  СНК СССР «Об установлении  платности обучения в старших  классах средних школ и в  высших учебных заведениях СССР  и об изменении порядка назначений  стипендий».[16]

 

Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное  обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных  средних заведений, а так же высших учебных заведениях.

 

Для учащихся 8-10 классов  средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений  плата составляла от 150 до 200 рублей в год.

 

Обучение в высших учебных  заведениях стоило от 300 до 500 рублей в  год.

 

В период Великой Отечественной  войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское  правительство делали всё возможное  для развития и совершенствования  общеобразовательные школы. Были созданы  школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в  общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных  интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.[1]

[править]

В 1950-е годы

6 июня 1956 года — «Постановление  Совета Министров СССР Об отмене  платы за обучение в старших  классах средних школ, в средних  специальных и высших учебных  заведениях СССР».

1958 год Верховный Совет  СССР принял закон "Об укреплении  связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы  народного образования в СССР", на основе которого вместо  всеобщего обязательного 7-летнего  образования было введено всеобщее  обязательное 8-летнее образование,  завершенное повсеместно в 1962.

 

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения  страны была практически полностью искоренена.

 

Образова́ние в Росси́йской  Федера́ции — целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов)[1].

 

В 2006 году было 1,3 млн выпускников  школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.[2]

 

Объём валовой добавленной  стоимости в российской системе  образования — 1,05 трлн руб. (2009)[3]. Государственные  расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП[4], в 2006 году — 3,9 % ВВП[5]. Частные расходы на образование  в 2006 году составляли 0,7 % ВВП[5]. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП[6].

 

В 2008 году среднегодовая  численность занятых в сфере  образования в России составляла 5,98 млн человек[7].

 

В ноябре 2010 года на заседании  президиума правительства РФ В. Путин  заявил, что на мероприятия федеральной  программы развития образования  в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут  направлены на поддержку одаренных  детей, а также на создание центров  развития талантливой молодежи при  федеральных университетах и  дистанционных школ при исследовательских  университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.

 

Формы получения образования

 

В Российской Федерации с  учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы  осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении —  в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

 

В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных  форм получения образования.

[править]

Статистика

В 2010 году в России насчитывалось 840 тыс. выпускников[9][неавторитетный источник?].

В России насчитывается 1,36 млн  учителей и 13,36 млн учеников, которые  распределяются по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских)[10].

В России насчитывается 3 тыс. вузов и филиалов, из которых ежегодно выпускается 1.1 млн дипломированных  специалистов[11][неавторитетный источник?]. Одних вузов (без филиалов) в России 1156 [12][неавторитетный источник?]. Общее количество студентов составляет 7 млн человек (2010 год)[13]. Общее количество преподавателей составляло 341 тыс. человек[14]

[править]

Зарплата

 

По данным Росстата, средняя  зарплата в российской системе образования  в 2009 году составляла 13,3 тыс. рублей в  месяц, в том числе в:[15]

дошкольном образовании  — 9,7 тыс. рублей в месяц;

начальном общем образовании  — 10,0 тыс. рублей в месяц;

дополнительное образование  детей — 12,2 тыс. рублей в месяц;

основном общем образовании  — 11,0 тыс. рублей в месяц;

среднем (полном) общем образование  — 13,0 тыс. рублей в месяц;

начальном профессиональном образовании — 12,1 тыс. рублей в месяц;

среднем профессиональном образовании  — 15,7 тыс. рублей в месяц;

высшем профессиональном образовании — 20,2 тыс. рублей в месяц.

 

По данным Росстата, средняя  зарплата в российской системе образования  в марте 2010 года составляла 13,5 тыс. рублей в месяц.[16]

 

Cредняя зарплата российских  школьных учителей в 2009 году  составляла 11,6 тыс. рублей в месяц.[17]

 

В августе 2009 года заместитель  председателя правительства России А. Д. Жуков заявил, что «средняя заработная плата учителей в школах, перешедших на новую систему оплаты труда, в  первом квартале текущего года выросла  по сравнению с 2008 годом в 1,36 раза и составила 17,4 тыс. рублей».[18]

 

Главный редактор портала  «Завуч. Инфо» Евгений Барановский  полагает, что реальная средняя зарплата в 2010 году была на уровне 8 тыс. рублей в  месяц[19][неавторитетный источник?] .

 

В ноябре 2009 года издание  «Ежедневные Новости Владивостока»  писало, что средняя зарплата российского  преподавателя составляет 15 тыс. рублей в месяц[20]

[править]

Сложности и противоречия

«Лысенковщина» (или систематическое  пренебрежение законами Природы  в самой концепции советской, а по наследству, и российской общеобразовательной  школы)[21]

«Демографическая яма», связанная  с сокращением числа школьников и студентов[22]

Коррупция в вузах, связанная  с платой за поступление и сдачу  зачётов и экзаменов[23][неавторитетный источник?]

Царь-зеркало: ЕГЭ как  инструмент манипуляции[24]

Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам  российских школ нельзя поступить в  большинство иностранных вузов.

Коммерциализация российского  образования уже сделала российское высшее образование одним из самых  дорогих в мире.[источник не указан 69 дней]

Согласно международным  исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2009 году, по данным мониторинга  оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие  в исследовании, со средним баллом 459[25][26]. Этот результат практически  не изменился по сравнению с результатом  аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников[27][26]), что является серьёзной причиной для беспокойства.

Согласно международным  рейтингам высших учебных заведений, качество работы и профессиональный уровень выпускников многих учреждений российского высшего образования  так же оставляет желать лучшего.[источник не указан 69 дней] Среди самых очевидных  причин этого - то, что:

Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века