Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат
Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.
В этот период во всех школах
СССР значительно увеличилось
в начальных школах с 5 993 379 до 9 845 266
в неполных средних школах с 736 854 до 2 424 678
в средних школах увеличилось с 591 645 до 1 117 824
[править]
1930-е годы
Войны и революции 1914–22 годов
сопровождались потерями населения, включая
учёных и работников различного уровня
квалификации, по ряду важнейших причин:
физическая гибель, естественное старение,
эмиграция[10], а также отторжение
от бывшей Российской империи наиболее
промышленно и культурно
В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве[источник не указан 16 дней]. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы[7][8].
В 1934 резолюция XVII съезда ВКП(б) о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) поставила задачу обеспечить всеобщее образование в деревне в объёме семилетки (в городе этой цели в основном достигли ещё в первую пятилетку. План 2-й пятилетки предусматривал рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на 1000 чел. населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.[12]
25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б)
принял постановление «О
Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.[9] Из них:
в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.
в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.
Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:
1930 год — постановление
ЦИК и СНК СССР «О всеобщем
обязательном начальном
1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;[1]
1932 год — постановление
ЦК ВКП(б) «Об учебных
1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;[1]
1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));[1]
1935 год — постановление
СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об
организации учебной работы и
внутреннем распорядке в
1936 год — постановление
ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе
1936 год — постановление
СНК СССР «О работе высших
учебных заведений и о
1938 год — постановление
ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об
обязательном изучении
[править]
В 1940-е годы
1940 год — постановление
СНК СССР «Об установлении
платности обучения в старших
классах средних школ и в
высших учебных заведениях
Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а так же высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год.
Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год.
В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.[1]
[править]
В 1950-е годы
6 июня 1956 года — «Постановление
Совета Министров СССР Об
1958 год Верховный Совет
СССР принял закон "Об
Перепись населения СССР,
проведённая в 1959 году, продемонстрировала,
что неграмотность среди
Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[1].
В 2006 году было 1,3 млн выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.[2]
Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования — 1,05 трлн руб. (2009)[3]. Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП[4], в 2006 году — 3,9 % ВВП[5]. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП[5]. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП[6].
В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек[7].
В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.
Формы получения образования
В Российской Федерации с
учётом потребностей и возможностей
личности образовательные программы
осваиваются в следующих
В последние годы интенсивно
развивается дистанционное
[править]
Статистика
В 2010 году в России насчитывалось 840 тыс. выпускников[9][неавторитетный источник?].
В России насчитывается 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских)[10].
В России насчитывается 3 тыс.
вузов и филиалов, из которых ежегодно
выпускается 1.1 млн дипломированных
специалистов[11][
[править]
Зарплата
По данным Росстата, средняя зарплата в российской системе образования в 2009 году составляла 13,3 тыс. рублей в месяц, в том числе в:[15]
дошкольном образовании — 9,7 тыс. рублей в месяц;
начальном общем образовании — 10,0 тыс. рублей в месяц;
дополнительное образование детей — 12,2 тыс. рублей в месяц;
основном общем образовании — 11,0 тыс. рублей в месяц;
среднем (полном) общем образование — 13,0 тыс. рублей в месяц;
начальном профессиональном образовании — 12,1 тыс. рублей в месяц;
среднем профессиональном образовании — 15,7 тыс. рублей в месяц;
высшем профессиональном образовании — 20,2 тыс. рублей в месяц.
По данным Росстата, средняя зарплата в российской системе образования в марте 2010 года составляла 13,5 тыс. рублей в месяц.[16]
Cредняя зарплата российских школьных учителей в 2009 году составляла 11,6 тыс. рублей в месяц.[17]
В августе 2009 года заместитель председателя правительства России А. Д. Жуков заявил, что «средняя заработная плата учителей в школах, перешедших на новую систему оплаты труда, в первом квартале текущего года выросла по сравнению с 2008 годом в 1,36 раза и составила 17,4 тыс. рублей».[18]
Главный редактор портала «Завуч. Инфо» Евгений Барановский полагает, что реальная средняя зарплата в 2010 году была на уровне 8 тыс. рублей в месяц[19][неавторитетный источник?] .
В ноябре 2009 года издание
«Ежедневные Новости
[править]
Сложности и противоречия
«Лысенковщина» (или систематическое пренебрежение законами Природы в самой концепции советской, а по наследству, и российской общеобразовательной школы)[21]
«Демографическая яма», связанная с сокращением числа школьников и студентов[22]
Коррупция в вузах, связанная
с платой за поступление и сдачу
зачётов и экзаменов[23][
Царь-зеркало: ЕГЭ как инструмент манипуляции[24]
Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов.
Коммерциализация российского
образования уже сделала
Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2009 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 459[25][26]. Этот результат практически не изменился по сравнению с результатом аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников[27][26]), что является серьёзной причиной для беспокойства.
Согласно международным
рейтингам высших учебных заведений,
качество работы и профессиональный
уровень выпускников многих учреждений
российского высшего
Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века