Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:42, реферат
Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.
Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ.
Введение 2
Глава 1. Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XXв. 3
Глава 2.Развитие таможенной службы в ХХ веке. 13
Глава 3.Развитие таможенной службы в современное время 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
К концу XIX века в России сложилась единая
система таможенных органов. Центральным
из них был Департамент таможенных сборов
Министерства финансов, осуществлявший
непосредственное руководство таможенным
делом страны. При департаменте состояли
члены особого присутствия по применению
тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных
учреждений и членов Совета торговли и
мануфактур) и таможенные ревизоры, которым
поручалась ревизия таможенных учреждений,
расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим
звеном таможенной системы являлись таможенные
округа, в состав каждого из которых входило
определенное число таможен, таможенных
застав и переходных пунктов, разделявшихся
в зависимости от «прав, предоставленных
сим учреждениям по привозу и очистке
пошлинных товаров» на главные складочные
таможни; таможни первого класса; таможни
второго класса; таможни третьего класса;
таможенные заставы; переходные пункты.
Глава 2.Развитие таможенной службы в ХХ веке.
В начале XX века таможенные платежи в доходной части государственного бюджета составляли 14,5% (более 200 млн. руб.) в год, уступая лишь поступлениям от торговли крепкими спиртными напитками.
Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам».
Устав 1910 года уточнил отдельные моменты,
связанные с противодействием контрабандному
ввозу, предоставив таможенным органам
самостоятельно проявлять инициативу
в производстве обысков и выемок контрабандных
товаров в пределах стоверстной пограничной
полосы.
События первой мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему
России. Деятельность большинства таможен
в это время была приостановлена. Многие
из них закрылись на длительный срок, а
то и вовсе прекратили свое существование.
Департамент таможенных сборов, входивший
в состав Министерства финансов, бездействовал.
Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 года.
С 1 января 1918 года вводилось в действие Постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Постановлением устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики. Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ).
Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность.
При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой.
Декретом от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).
Возврат к таможенно-тарифным методам
во внешней торговле произошел в 1922 году
в связи с переходом к новой экономической
политике (НЭПу).
14 февраля 1922 году был утвержден Таможенный
тариф по европейской торговле для привозных
товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный
тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922
года – Таможенный тариф по отпускной
торговле.
В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом.
Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР.
Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 года и Таможенном кодексе СССР 1928 года.
Приказом НКВТ от 2 марта 1924 года было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для ТТК материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства.
В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский.
Таможенный устав СССР 1924 года включал в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров».
В целом Таможенный устав предусматривал
четырехзвенную структуру таможенных
органов:
- Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное
таможенное управление (ГТУ);
-уполномоченные НКВТ при Совнаркомах
союзных республиках;
-районные таможенные инспекторские управления;
-таможни и таможенные посты.
В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс устанавливал, что управление таможенным делом на всей территории СССР осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. При этом значительно расширялись права ГТУ.
21 января 1930 года был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 года, когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 года.
В Тарифе 1930 года было проведено резкое сокращение товарной номенклатуры. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошлин, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.
В 1932-1934 годах был детально регламентирован ускоренный пропуск через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Сокращается и число таможенных служащих. В 30-е годы окончательно закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях.
В 1935-1938 годы были разработаны и введены в действие инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении транспортировки экспортно-импортных грузов. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась.
Сложившаяся к концу 30-х годов структура
таможенных органов с незначительными
изменениями просуществовала до середины
80-х годов.
Вторая мировая война не могла не наложить
отпечаток на деятельность таможенных
органов. Таможни, захваченные фашистами,
были разрушены, многие их сотрудники
погибли на фронте. Однако и в таких условиях
таможенники продолжали свою деятельность,
сконцентрировавшись на пресечении незаконного
провоза товаров.
В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 года) беспошлинно.
В новом Таможенном тарифе СССР 1961 года учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
С 1 января 1965 года Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года. Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита.
К основным функциям таможенных учреждений относились: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.
Устанавливалась 2-звенная система управления
таможенным делом:
-ГТУ;
-таможни и таможенные посты.
В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были изменены некоторые таможенные правила. В частности, были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля.
Постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.
В начале 1986 года ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом. Впервые за всю свою историю таможенная служба была выведена из подчинения финансового и внешнеторгового ведомств.
Однако основные функции таможенных органов остались прежними. На них было возложено осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.
Общее руководство в области таможенного дела осуществлял Совет Министров СССР. Также Совет Министров СССР определял основные направления развития таможенной политики. Непосредственное оперативное руководство таможенным делом также было возложено на Государственную внешнеэкономическую комиссию Совета Министров СССР.
В 1988 году вводится обязательное декларирование товаров в специально созданных зонах таможенного контроля. С 1 апреля 1989 года в практику таможенного оформления была введена грузовая таможенная декларация (ГТД), форма которой совпадала с формой единого административного документа (ЕАД), применяемого в странах ЕЭС.
Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела начали происходить после принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе. Таможенный кодекс юридически закреплял сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: от таможен – через региональные таможенные управления – до Таможенного комитета.
Но срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 года и Закона о таможенном тарифе оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР.
Прекращение существования Союза ССР и правопреемство Российской Федерации привели к логичному обновлению таможенного законодательства и перестройке работы таможенных органов.
Таможенные органы получили самостоятельность в связи с подписанием 25 октября 1991 года Президентом РСФСР Указа «О создании Государственного таможенного комитета РСФСР».
Особенно результативными были 1992 - 1993 гг. Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы. В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России.
Информация о работе Исторический процесс становления и формирования таможенной службы в России