Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»)
Курсовая работа
на тему: «Историческое значение
принятия Русью христианства»
Выполнил: Бадмаев А.Б.
Проверила: Петрова А.А.
Улан-Удэ,2013
Содержание
Введение 3
1 Причины принятия христианства 4
2 Выбор веры 6
3 Крещение Руси 9
4 Распространение христианской веры 12
5 Значение крещения Руси 14
Заключение
Список литературы
Введение
Цель реферата – рассмотреть историческое
значение принятия Русью христианства.
Для достижения цели требуется выполнить
следующие задачи:
- Написать причины принятия христианства;
- Описать выбор веры;
- Рассмотреть распространение христианской
веры.
После длительной междоусобной
войны в 980 году на киевский престол взошел
сын Святослава Владимир (980–1015). При нем
Киевская Русь еще более расширила свои
пределы. Владимир предпринял ряд походов
в междуречье Оки и Волги. В этот период
была сделана попытка закрепиться на берегах
Балтики. Владимир стремился укрепить
свое государство. При нем вместо племенных
князей на местах в качестве управляющих
были поставлены его ставленники. Он упорно
боролся с печенегами и продолжал укреплять
южные рубежи государства. В целях культурной
интеграции земель Владимир вначале предпринял
попытку создать в Киеве единый пантеон
языческих богов. Однако эта попытка не
увенчалась успехом. После этого в 988 году
Владимир принял христианство. История
принятия христианства свидетельствует,
что процесс этот был длительным и мало
похож на «триумфальное шествие» новой
веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся
на многие десятилетия, и даже века. С принятием
христианства Русь вошла в число государств
тогдашней культурной части населения
земли. Именно с этого времени на Руси
распространяется грамотность, появляются
школы. В появившихся монастырях получает
развитие традиция летописания. Идет активный
процесс храмового строительства. Можно
сказать, что принятие христианства в
решающей степени способствовало расцвету
Киевской Руси, и во многом определило
дальнейшую траекторию русского исторического
пути.
Причины принятия христианства
Самые первые известия о проникновении
христианства на Руси относятся еще к
первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала
христианство: первый раз при Ольге –
957 г.; второй – при Владимире 988 г.
После крещения Ольги христианизация
Руси пошла быстрее. Русь поддерживала
добрые отношения и с Византией, и с римской
церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи.
Но необходимо было принять христианство
по некоторым причинам:
Это нужно было в интересах
развития государства, – чтобы избежать
изоляции от всего мира.
Единобожие соответствовало
сущности единого государства во главе
с монархом.
Христианство укрепляло семью,
вводило новую мораль.
Способствовало развитию культуры
– философия, богословская литература.
Социальное расслоение требовало
новой идеологии.
Принятие христианства вводило
Русь в семью европейских народов, а язычество
обрекало на изоляцию и враждебность со
стороны христианизированных соседей,
относящихся к язычникам как к нелюдям.
При этом следует учитывать, что окончательный
раскол христианства на католическую
и православную ветви произошел лишь в
1054 г.
Стремление Владимира укрепить
государство и его территориальное единство
с помощью создания единого пантеона языческих
богов во главе с Перуном не привела к
преодолению племенного сепаратизма и
усилению княжеской власти. Надежды Владимира
в данном случае возлагались, видимо, на
том что бог молний считался главным в
дружинной среде. Только единобожие могло
сплотить страну и осветить авторитет
единоличной княжеской власти.
Да и сам Владимир задумался
над своей жизнью, где были и братоубийство
во время борьбы за власть, насилие, многоженство.
Христианство могло отпустить грехи и
очистить душу.
С принятием христианства на
Руси может стать возможным развитие культуры
народа: грамотность, летописание, зодчество
и храмовое строительство; все это во многом
могло бы обусловить становление собственно
русской христианской культуры.
Нараставшая социальная неоднородность,
а также меняющиеся духовные запросы высших
слоев общества создавали условия для
перехода к более сложной мировоззренческой
системе.
Такие причины не могли не заставить
Владимира думать о принятии какой-то
одной веры для Руси.
Выбор веры
Важной представляется и проблема
«выбора веры», от решения которого зависел
весь ход развития русской истории.
Под 983 годом, в начале княжения
Владимира, летописец помещает рассказ
о следующем событии. Владимир после похода
на ятвягов возвратился в Киев и приносил
жертву кумирам вместе со своими людьми;
старцы и бояре сказали: «Кинем жребий
на отроков и девиц; на кого падет, того
принесем в жертву богам». В это время
жил в Киеве один варяг, который пришел
из Греции и держал христианскую веру.
Был у него сын, прекрасный лицом и душою;
на этого-то молодого варяга и пал жребий.
Посланные от народа люди пришли к старому
варягу и сказали ему: «Пал жребий на твоего
сына, богам угодно взять его себе, и мы
хотим принести его им в жертву». Варяг
отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче
есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют,
ни говорят, но сделаны руками человеческими
из дерева; а бог один, которому служат
греки и кланяются, который сотворил небо
и землю, звезды и луну, и солнце, и человека,
дал ему жить на земле; а эти боги что сделали?
сами деланные; не дам сына своего бесам!»
Посланные рассказали эти речи народу.
Толпа взяла оружие, пошла к дому варягов
и разломала забор вокруг него; варяг стоял
на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай
сына своего богам». Он отвечал: «Если
они боги, то пусть пошлют какого-нибудь
одного бога взять моего сына, а вы о чем
хлопочете?» Яростный клик был ответом
толпы, которая бросилась к варягам, подсекла
под ними сени и убила их. Несмотря на то,
что смелый варяг пал жертвою торжествующего
язычества, событие это не могло не произвести
сильного впечатления. Язычеству, кумирам
сделан был торжественный вызов, над ними
торжественно наругались; проповедь была
произнесена громко; народ в пылу ярости
убил проповедника, но ярость прошла, а
страшные слова остались: «ваши боги –
дерево; бог – один, которому кланяются
греки, который сотворил все», – и безответны
стояли кумиры Владимира перед этими словами,
и что могла в самом деле славянская религия
сказать в свою пользу, что могла отвечать
на высокие запросы, заданные ей проповедниками
других религий? Самые важные из них были
вопросы о начале мира и будущей жизни.
Что вопрос о будущей жизни действовал
могущественно и на языческих славян,
как на других народов, видно из предания
о том, как царь болгарский обратился в
христианство вследствие впечатления,
произведенного на него картиною страшного
суда. По русскому преданию, то же самое
средство употребил и у нас греческий
проповедник и произвел также сильное
впечатление на Владимира; после разговора
с ним Владимир, по преданию, созывает
бояр и городских старцев и говорит им,
что приходили проповедники от разных
народов, каждый хвалил свою веру. Напоследок
пришли и греки, хулят все другие законы,
хвалят свой, много говорят о начале мира,
о бытии его, говорят хитро, любо их слушать,
и о другом свете говорят: если кто в их
веру вступит, то, умерши, воскреснет и
не умрет после вовеки, если же в другой
закон вступит, то на том свете будет в
огне гореть.
Так к Владимиру в Киев явились
представители трех религий: ислама, иудаизма
и христианства. Князь отверг ислам под
предлогом того, что он запрещает употребление
вина. «Веселие Руси есть питие, без пития
Руси не бытии», – так, якобы, ответил он
на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял
по причине отсутствия у евреев собственного
государства, в результате чего они были
рассеяны по всей земле. Не принял он и
предложение, сделанное посланцами папы
римского, сославшись на то, что и его бабка
отвергла католичество. Только проповедь
представителя православной византийской
церкви произвела на него благоприятное
впечатление. Но Владимир не спешил с решением
и отправил своих послов в разные страны.
Вернувшись, они назвали греческую веру
самой лучшей, а греческие храмы и церковную
службу – самыми красивыми.
За всем этим скрываются реальные
факты, остановившие выбор Руси на православной
форме христианства.
Это, в первую очередь, прочные
культурные и экономические связи с Византией,
наличие собственной влиятельной православной
общины. Кроме того, учитывалась международная
обстановка, отношения церкви с государством,
а также некоторые особенности различных
религий. Так, притязания римского папы
на светскую власть, нежелание католической
церкви учитывать местные особенности
и ее воинственность не могли не оттолкнуть
главу молодого государства от этой формы
христианства. Православная же церковь
подчинялась светской власти. Это соответствовало
восточнославянской традиции, в соответствии
с которой князь был одновременно главой
религиозного культа. Православие была
более терпимо к местным традициям, да
и Византия в то время казалась центром
цивилизации, наследницей великого Рима,
самой развитой и культурной страной Европы.
Крещение Руси
В 987 году Русь и Византия начали
переговоры о крещении. Владимир требовал
себе в жены сестру императора Василия
II – принцессу Анну. Византии нужна была
помощь русских в борьбе с мятежниками.
Император дал согласие выдать свою сестру
Анну за Владимира, но взамен сам Владимир
должен принять крещение и подавить восстание.
Русский отряд направлен в Византию, мятеж
подавлен, но греки не спешат выполнять
условия договора о браке. Владимир собрал
рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских
владений в Крыму – Херсонес (Корсунь).
Осада длилась несколько месяцев. Однажды
в стан Владимира с осаждаемых стен была
пущена стрела с запиской, в которой говорилось,
что необходимо перекрыть водопровод.
Ее писал священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир
послал в Константинополь гонцов с требованием
выдать за него Анну. В послании он обещал
принять крещение. Здесь он его и принял,
получив христианское имя – Василий.
Владимир вышел из Херсонеса
с царицею, взял с собою Анастаса, священников,
мощи св. Клиента и Фива, сосуды церковные,
иконы, взял два медных истукана и четыре
медных коня. По некоторым известиям, в
Херсонес же явился ко Владимиру и митрополит
Михаил, назначенный управлять новою русскою
церковью, – известие очень вероятное,
потому что константинопольская церковь
не могла медлить присылкою этого лица,
столь необходимого для утверждения нового
порядка вещей на севере. По возвращении
в Киев Владимир прежде всего крестил
сыновей своих и людей близких. Вслед за
тем велел ниспровергнуть идолов. Этим
должно было приступить к обращению народа,
ниспровержением прежних предметов почитания
нужно было показать их ничтожество. Это
средство считалось самым действительным
почти у всех проповедников и действительно
было таковым. Кроме того, ревность новообращенного
не могла позволить Владимиру удержать
хоть на некоторое время идолов, стоявших
на самых видных местах города и которым,
вероятно, не переставали приносить жертвы.
Из ниспровергнутых идолов одних рассекли
на части, других сожгли, а главного, Перуна,
привязали лошади к хвосту и потащили
с горы, причем двенадцать человек били
истукана палками: это было сделано, не
потому, чтобы дерево чувствовало, но на
поругание бесу, который этим идолом прельщал
людей: так пусть же от людей примет и возмездие.
Когда волокли идола в Днепр, то народ
плакал; а когда Перун поплыл по реке, то
приставлены были люди, которые должны
были отталкивать его от берега, до тех
пор пока пройдет пороги.
Затем приступили к обращению
киевского народа. Митрополит и священники
ходили по городу с проповедью. По некоторым,
очень вероятным известиям, и сам князь
участвовал в этом деле. Многие с радостью
крестились. Но больше оставалось таких,
которые не соглашались на это. Одни не
хотели креститься не по сильной привязанности
к древней религии, но по новости и важности
дела, колебались. Другие же не хотели
креститься по упорной привязанности
к старой вере. Видя это, князь употребил
средство посильнее: он послал повестить
по всему городу, чтоб на другой день все
некрещеные шли к реке, кто же не явится,
будет противником князю. Услыхав этот
приказ, многие пошли охотою, именно те,
которые прежде медлили по нерешительности,
колебались, ждали только чего-нибудь
решительного, чтобы креститься; не понимая
еще сами превосходства новой веры пред
старою, они, естественно, должны были
основывать превосходство первой на том,
что она принята высшими: «Если бы новая
вера не была хороша, то князь и бояре не
приняли бы ее», – говорили они. Некоторые
шли к реке по принуждению, некоторые же
ожесточенные приверженцы старой веры,
слыша строгий приказ Владимира, бежали
в степи и леса. На другой день после объявления
княжеского приказа, Владимир вышел со
священниками на Днепр, куда сошлось множество
народа. Все вошли в воду и стояли одни
по шею, другие по грудь; несовершеннолетние
стояли у берега, возрастные держали на
руках младенцев, а крещеные уже бродили
по реке, вероятно, уча некрещеных, как
вести себя во время совершения таинства,
а также и занимая место их восприемников,
священники на берегу читали молитвы.