Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа
Краткое описание
Цель реферата – рассмотреть историческое значение принятия Русью христианства. Для достижения цели требуется выполнить следующие задачи: Написать причины принятия христианства; Описать выбор веры; Рассмотреть распространение христианской веры.
Содержание
Введение 3 1 Причины принятия христианства 4 2 Выбор веры 6 3 Крещение Руси 9 4 Распространение христианской веры 12 5 Значение крещения Руси 14 Заключение Список литературы
Тотчас после крещения Владимир
велит строить церкви и ставить их по тем
местам, где прежде стояли кумиры. Так,
поставлена была церковь св. Василия на
холме, где стоял кумир Перуна и прочих
богов. Владимир велел ставить церкви
и определять к ним священников также
и по другим городам и приводить людей
к крещению по всем городам и селам.
Есть известия, что митрополит
с епископами, присланными из Царьграда,
с Добрынею, дядею Владимировым, и со священником
Анастасом ходили на север и крестили
народ. Естественно, что они шли сначала
по великому водному пути, вверх по Днепру,
волоком и Ловатью, до северного конца
этого пути – Новгорода Великого. Здесь
были крещены многие люди, построена церковь
для новых христиан. Но с первого раза
христианство было распространено далеко
не между всеми жителями. Из Новгорода,
по всем вероятностям, водным путем, проповедники
отправились к востоку, до Ростова. Этим
кончилась деятельность первого митрополита
Михаила в 990 году. В 991 он умер и из Царя-града
был призван новый митрополит – Леон.
С помощью поставленного в Новгород митрополитом
Леоном епископа Иоакима Корсунянина
язычество здесь было сокрушено окончательно.
Таким образом, христианство
при Владимире было распространено преимущественно
по узкой полосе, прилегавшей к великому
водному пути из Новгорода в Киев; к востоку
же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже
в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь
доходила до этих мест, христианство распространялось
очень слабо. Впоследствии, иноки Печерского
монастыря будут проповедниками христианства
у вятичей и мери и будут мучениками там;
летописец прямо говорит, что в его время
вятичи сохраняли еще языческие обычаи.
Наконец, Иларион, современник сына Владимирова,
называет русских христиан малым стадом
Христовым. Самому князю принадлежит распространение
христианства на запад от Днепра, в странах,
которые он должен был посещать по отношениям
своим к Польше; есть известие, что в 992
году он ходил с епископами на юго-запад,
учил, крестил людей и в земле Червенской
построил в свое имя город Владимир и деревянную
церковь Богородицы.
Митрополита и епископов прислали
из Царя-града. В Киеве, если прежде были
христиане и церковь, то были, разумеется,
и священники. Владимир также привел из
Херсонеса священников. Но все этого числа
было недостаточно для крещения и научения
людей в Киеве и других местах.
И вот есть известие, что присланы
были священники из Болгарии, которые
были способны учить народ на понятном
для него языке. Но сколько бы ни пришло
священников греческих и болгарских, все
их было мало для настоящей потребности.
Нужно было умножить число своих русских
священников, что не могло произойти иначе,
как чрез распространение книжного учения.
Такое распространение было предпринято
немедленно после всенародного крещения
в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели
единственное средство утвердить веру.
Отцы и матери были мало утверждены, поэтому
Владимир велел отбирать детей у лучших
граждан и отдавать их в книжное ученье.
Детей роздали учиться по церквам к священникам
и причту.
Значение крещения Руси
Понадобилось несколько веков
для укрепления христианства, но влияние
язычества не ослабевало – возникало
двоеверие: молились в церкви, а продолжали
праздновать языческие праздники. Так
праздник Коляды слился с Рождеством,
а масленица с Великим Постом.
Церковь получила земли, на
которых организовала свое хозяйство.
Прежде всего – монастыри: обет безбрачия,
уход от всего земного. Во главе – игумен.
Со временем монастыри стали центрами
торговли, и даже ростовщичества.
Укрепившись в экономическом
отношении, церковь стала играть большую
роль и в политической жизни. Епископы
и митрополиты выступали против междоусобиц
и за единство Руси.
При церквях создавались школы.
Стало бурно развиваться церковное искусство
– иконопись, составление летописей.
Церквям князья стали поручать
судопроизводство по семейным и религиозным
делам.
Содействуя развитию культуры
и грамотности, церковь подавила культуру,
основанную на язычестве, преследуя веселые
праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.
Помогая экономическому, культурному,
религиозному сближению с Византией и
другими православными государствами,
церковь выступает против «латинства»,
чем способствовала изоляции от стран
Западной Европы и тех духовно-культурных
процессов, которые протекали там.
Заключение
Христианство явилось духовной
основой всей европейской цивилизации.
В этом отношении выбор Владимира означал
и выбор цивилизационной альтернативы.
Принятие христианства определило выбор
Руси, при этом православие во многом обусловило
становление собственно русской цивилизации,
ставшей разновидностью христианской
европейской цивилизации.
В целом, принятие православия
в качестве официальной религии способствовало
развитию феодализма на Руси. Обращаясь
к народу, православные священники, в противовес
языческим идолам, проповедовали смирение,
безропотное подчинение, отказ от накопления
богатств и заботы о завтрашнем дне, ради
«спасения души». Казалось бы, подобные
проповеди должны были вызвать апатию
у свободолюбивых язычников, но философская
гибкость христианского богословия со
временем сделала свое дело.
Список литературы
1 Отв. Ред. Сухов А.Д.: Введение
христианства на Руси.- М., 1987.-117с
2 Рапов О.М.: Русская церковь
в IХ – первой трети ХII в. Принятие христианства:.
2-е изд. М., 1998.-268с.
3 Сергей Волков: Энциклопедия
для детей. Т. 5, ч. 1. История России. От древних
славян до Петра Великого. – М., 1998.-684с.
4 Соловьев С.М.: История России
с древнейших времен:.I том.
М.,1851.-257с.