Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:01, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование истории образования и падения Веймарской республики в 1919-1933гг.
Достижению цели исследования соответствуют следующие задачи:
1. Выяснение предпосылок принятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик и объёма законодательных полномочий рейхстага.
2. Рассмотрение правовых основ организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарской республике.
3. Изучение законодательной деятельности рейхстага в области экономического и социально-политического развития Веймарской республики, равно как и деятельности общественных организаций в политико-правовой системе Веймарской республики.
4.Установление источников международно-правовых отношений Веймарской республики, прежде всего, в области регулирования репарационных вопросов.
5. Анализ причин падения Веймарской республики и установления нацистской диктатуры.
Введение 3
1. Конституционные основы германского государства в период Веймарской республики 5
1.1 Государственное устройство Веймарской республики 5
1.2 Законодательная деятельность рейхстага 12
1.3 Источники международно-правовых отношений Веймарской республики 14
2. Внутренняя и внешняя политика Веймарской республики 18
2.1 Груз репараций. Политическое положение в стране 18
2.2 Правообразующие факторы общественно-политической жизни Веймарской республики 23
3.Причины падения Веймарской республики. Установление нацистской диктатуры 26
Заключение 29
Библиографический список литературы 31
Введение
Военное поражение Германии в первой мировой войне, внутренние социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Революция началась с восстания моряков в Киле, затем выступления стали происходить и в других крупнейших городах Германии.
Определение будущего государственного устройства немецкого народа» наметилось 9 ноября 1918 г., когда в результате военного поражения кайзер - символ германской империи - отрекся от престола. А большинство делегатов всегерманской конференции рабочих и солдатских советов высказались за организацию выборов в Немецкое Учредительное собрание. Выборы в Собрание принесли численное преимущество умеренным социал-демократам и буржуазным либералам.
В сложившейся ситуации императорское правительство передало власть представителям германской социал-демократии. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Таким образом, была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов, а также правителей более мелких монархий и княжеств, входивших в состав империи. В январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание, которое стало высшим органом законодательной власти. Временным президентом республики стал Макс Эберт.
Актуальность темы курсовой работы. История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Общеисторический характер её исследования интересен для понимания обстоятельств функционирования веймарского парламентарного строя в условиях острого социально-политического кризиса.
Однако в настоящее время всё большую актуальность приобретают правовые аспекты поставленной проблемы. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» - не несла в себе потенциала на продолжительное существование.
Трагедия Веймарской республики, уничтоженной гитлеровцами в 1933 г., указывает на необходимость пристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условиях переходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундамента страны.
Основной целью курсовой работы является исследование истории образования и падения Веймарской республики в 1919-1933гг.
Достижению цели исследования соответствуют следующие задачи:
1. Выяснение предпосылок
2. Рассмотрение правовых основ организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарской республике.
3. Изучение законодательной деятельности рейхстага в области экономического и социально-политического развития Веймарской республики, равно как и деятельности общественных организаций в политико-правовой системе Веймарской республики.
4.Установление источников международно-правовых отношений Веймарской республики, прежде всего, в области регулирования репарационных вопросов.
5. Анализ причин падения Веймарской республики и установления нацистской диктатуры.
Хронологические рамки исследования определены временем существования Веймарской республики - возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушение с назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января 1933 года.
Веймарская республика (нем. Weimarer Republik ) — историческое название германского государства в честь конституционного Национального собрания, заседавшего в Веймаре. Официально государство продолжало именоваться «Германская империя» (нем. Deutsches Reich).
Республика родилась в атмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. и отчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособность правительства победоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституция зафиксировала то, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, а именно: осуществить трансформацию государства в буржуазную республику.1
Восьмая конституционная комиссия, которая состояла из представителей всех партий, в Национальном собрании начала заседать 4 марта 1919 года, когда рабочие Рура, Берлина и Средней Германии вели активные действия по отстаиванию своих революционных завоеваний. Национальное собрание работало над проектом конституции в течение трех с половиной месяцев в условиях полной секретности и отсутствия прямых контактов с общественностью.
Четвертый проект конституции, разработанный конституционной комиссией, состоял из 165 статей основного текста и 16 статей, которые содержали переходные и заключительные определения. Веймарская конституция состояла из двух частей:
1 часть. Структура и задачи империи. В семи разделах этой части рассматривались вопросы государственного устройства, организации высших органов власти, законодательства, администрации, судопроизводства.
2 часть. Основные права и
Этот проект конституции нес на себе отпечаток необычного внутреннего и международного положения Германии, которое было характерно для нее в середине 1919 года. Шедшая на убыль революционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мира, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние и власть.
Проект конституции был внутренне противоречивым, полным компромиссов и недоговоренностей. В частности такие вопросы, как территориальное переустройство Германии, положение церкви и школы, социализации и закрепления Советов остались несогласованными.
Переход правых партий в оппозицию привел к тому, что при голосовании 31 июля 1919 года в Национальном собрании за конституцию было подано всего 262 голоса. Более 80 депутатов отсутствовало, 75 проголосовало против.11 августа 1919 года Веймарская конституция была подписана президентом Эбертом, а 14 августа была опубликована и вступила в силу.
Веймарская конституция получила название "Конституция Германской Империи", на основании чего, первая статья конституции получила весьма странную формулировку "Германская империя является республикой." Конституция юридически зафиксировала превращение юнкерско-буржуазной полуабсолютистской монархии в буржуазно-юнкерскую парламентарную республику. Экономической основой республики был капиталистический способ производства, а политической - буржуазный парламентаризм.
Конституция декларировала важные
демократические права и свобод
В вопросах государственного строя
конституция сохранила преоблад
Поставив на первое место среди высших органов власти рейхстаг (высший законодательный орган республики), избиравшийся путем всеобщих выборов сроком на четыре года, конституция урезала его суверенитет, сохранив рядом с ним бюрократический орган - наследника бисмарковского Союзного совета - рейхсрат, состоявший из представителей правительств земель с сильной позицией Пруссии и обладавший правом отлагательного вето (suspensives veto). Рейхсрат пользовался значительными правами, как в законодательстве, так и в управлении страной, мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве.
Значимость парламента в жизни страны подчеркивалась правом депутатов на так называемые самостоятельные предложения, которые могли содержать проекты законов. Вносимые рейхстагом законопроекты нуждались в одобрении и согласии рейхсрата. Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов).
Рейхстаг мог объявить вотум недоверия канцлеру и правительству, но не имел права это делать в случае роспуска президентом. Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в преступном нарушении им законов и конституции, но для такого решения требовалось квалифицированное большинство.
Согласно статье 45 конституции, заключение всех договоров и союзов с иностранными государствами происходило лишь при условии одобрения их рейхстагом. Статья 56 конституции устанавливала ответственность канцлера перед рейхстагом за проведение в жизнь основных положений внутренней и внешней политики. Потеря правительством доверия большинства депутатов влекла за собой безусловную отставку кабинета.
Бывшие союзные государства получили название “земель”. Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 вольных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям. Существовала статья о “имперской экзекуции”, по которой органы федеральной власти с помощью военной силы могли заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.
Главе правительства (канцлеру) поручалось “формирование основных принципов политики”. Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия, как всему составу, так и отдельным членом кабинета. Правительство республики возглавил лидер социал-демократов Густав Шейдеман.
Конституция декларировала широкие
демократические права и свобод
Несмотря на стремление основать Германскую республику на демократической основе, в армии, правительственном аппарате и суде продолжали работать те же люди, что и при старом режиме. Это не дало возможности произвести кардинальные перемены в обществе. Офицерский корпус рейхсвера был тесно связан с промышленной олигархией. На своих прежних постах оставались императорские чиновники и полицейские. В атмосфере потворства и безнаказанности действовали многочисленные контрреволюционные организации, распространявшие в германском обществе реваншистские идеи, происходили расправы с революционными рабочими Берлина, во многих городах страны были ликвидированы Советы.
Конституция декларировала, что судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102). Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка.
Конституция предусматривала образование специальной Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные конфликты. Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право проверки конституционности законов, принятых рейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную конституцией.Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-демократами.
Конституция устанавливала, что чиновники назначаются пожизненно (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось также свобода политических убеждений и свобода союзов, а с целью подчеркнуть их мнимую надклассовость и надпартийность специально говорилось, что чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий.
Президент империи, устанавливала статья 41 Веймарской конституции, избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет. Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось, прежде всего, в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
21 августа 1919 года первый президент Веймарской республики Фридрих Эберт (Friedrich Ebert) приносит перед зданием рейхстага присягу на новой конституции. Полномочия президента необычайно широки. Он не только является главой государства и верховным главнокомандующим, представлял государство внутри страны и на международной арене, но обладает правом распускать рейхстаг и назначать новые выборы. Кроме того, президент может сформировать правительство, не обладающее большинством голосов в парламенте. В случае недостижения согласия палатами парламента решающее слово оставалось за президентом.