Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:17, реферат
Целью данной работы является изучение истории развития и проблемы деятельности службы МВД, в милиции общественной безопасности.
Введение 2
1. Образование и деятельность Министерства внутренних дел 3
2. Создание и деятельность Министерства полиции России. 8
Внутренняя стража 8
3. История МВД в XX веке 13
Заключение 19
Литература 20
Тема 24. История развития и проблемы деятельности службы МВД, в милиции общественной безопасности.
Содержание :
Актуальность темы. МВД ведет историю с 1802 - времени создания министерств как новых органов центрального управления. Предшественниками министерств были приказы, существовавшие с 16 в., и заменившие их в 18 в. Коллегии.
При Александре I был подготовлен проект реформы государственного аппарата, предусматривавший создание министерств и формирование новой (министерской) системы управления «по примеру большей части европейских государств». Однако это было заимствование лишь отдельных организационно-технических моментов, но не политических институтов, неприемлемых для абсолютной монархии. В систему государственных учреждений России министерства должны были войти «с властью весьма распространенной и без всякого другого отчета, кроме государей своих».
За 200 лет существования МВД в истории России коренным образом изменился облик страны, рушились политические режимы, общественные устои, менялись власти и принципы государственного устройства, и, конечно, менялся характер деятельности МВД, границы его полномочий. Но как бы ни разнились функции МВД на протяжении этих двух столетий, в его лике всегда ощущалась определенная преемственность, некая общность, шел подспудный процесс кристаллизации его фундаментальных основ. Такова логика государственного строительства.
Целью данной работы является изучение истории развития и проблемы деятельности службы МВД, в милиции общественной безопасности.
8 сентября 1802 года были образованы Комитет министров и 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и внутренних дел (самое крупное и многофункциональное).
Министры лично отвечали за состояние дел в своих ведомствах, имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и Сенату. Последний имел право отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству, но поскольку министры часто реализовывали устные распоряжения императора или получали от него одобрение своих действий, это право было формальным.
Первым министром внутренних дел был назначен В.П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России 1- ой половины 19 в., один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его товарищем (заместителем) стал член Негласного комитета, личный друг Александра I граф П.А. Строгонов. Канцелярию министра возглавил М.М. Сперанский, который, будучи ее начальником, «показал силу своего творческого ума, внес в действия министерства жизнь, одушевление, инициативу».
Министр внутренних дел, согласно Манифесту об учреждении министерств, должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи». Это выразилось в сосредоточении в МВД большого объема внутренних функций государства.1 Министру Внутренних Дел подчинялись:
- Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);
- Медицинская коллегия;
- Главная соляная контора;
- Главное почтовое правление;
- Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камерального стола и печатания векселей;
- Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.2 К ведению Министерства внутренних дел Российской империи относились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.
Граф Кочубей личным циркуляром требовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления".
В 1803 г. был опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.3
7 января 1803 г. утвержден
штат (45 человек) Канцелярии МВД
России, получивший название Департамен
Управление полицией осуществляла вторая экспедиция, которая называлась «экспедицией спокойствия и благочиния» и состояла из двух отделений. Первое занималось сбором сведений о происшествиях, предотвращением «ложных слухов», а главное - наблюдением за повиновением крестьян законной власти, что входило в задачи сельской полиции; второе руководило городской полицией и пожарными командами, рассматривало жалобы на полицию.
Одним из первых вопросов, рассматриваемых руководством МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, «которые не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов», что нередко служило поводом для получения ими «небезгрешных доходов». По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: «на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи».
Заметным явлением общественно-политический и культурной жизни России в начале 19 в. стало издание Министерством внутренних дел в 1804-09 гг. первого в истории страны официального периодического журнала («Санкт-Петербург журнал»). В его создании принимали участие В.П. Кочубей, М.М Сперанский и даже сам Александр I. В журнале публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министров, отчеты министерства внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства, сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, «несчастных смертей» (в результате несчастных случаев, пожаров), материалы об организации и деятельности государственных учреждений, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики.4
Утверждены и начинают вводиться новые штаты полиции сначала в Санкт-Петербурге, Москве, а позднее в других губернских и уездных городах. Столичная полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю:
Внутреннюю часть составляют управы благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, исполнявшие распоряжения городских властей и судебных мест, производящие следствие, контролирующие деятельность торговых заведений и соблюдение паспортного режима;
Внешняя часть состоит из полицейских и пожарных команд, ночных дозоров, т.е. подразделений, несущих регулярную патрульно-постовую службу.
Ответственность за поддержание общественного порядка возложена на полицмейстеров и брандмейстеров.
Вслед за Санкт-Петербургом Москве создается своя профессиональная пожарная команда, распределенная по городским частям.5
В 1806 на основе обобщения и анализа деятельности МВД В.П. Кочубей и М.М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, который был утвержден Александром I. Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в них отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые столы. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками.
В штат Министерства внутренних дел вошли:
- Министр и его товарищи;
- Общество дворян при Министре и 5 секретарей;
- Департамент внутренних дел;
- Медицинский совет;
- Главное управление почт с отдельной канцелярией.
Департамент внутренних дел состоял в свою очередь из:
- Экспедиции Государственного хозяйства (87 служащих) с Мануфактур-коллегией и Главной соляной конторой;
- Экспедиции Государственного благоустройства (25 служащих), состоящая из двух отделений;
- Строительного комитет (4 служащих).
В 1809 г. создана Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций - орган центрального управления путями сообщений. Территория государства разбивается на десять округов с соответствующими директорами, в ведении которых находится транспортная полиция.
В Москве и Санкт-Петербурге созданы конторы адресов, ставшие отделениями столичной полиции.
Все приезжавшие в столицы на постоянное жительство, чтобы работать по найму, обязывались регистрироваться в конторе адресов, за исполнением чего следили частные приставы, квартальные надзиратели. Аналогичное правило распространялось на иностранцев, "которые временно живут в столице или постоянно, но не приписаны в какое-либо состояние".
В 1809 году МВД стало издавать официальную газету «Северная почта» (существовала до 1819 г.). Она выходила дважды в неделю и служила важнейшим источником информации о событиях, происходящих в России и за рубежом.6
Структура МВД и круг его задач оставались без изменения до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции России.
Восстановлено звание Генерал-полицмейстера под именем Министра полиции "для общего соображения и главного управления всех предметов, принадлежащих к государственной полиции".
1 января 1810 г. издан Манифест "Об образовании Государственного Совета", высшего законосовещательного органа. Совет разделяется на четыре департамента: Законов, Дел военных, Дел гражданских и духовных, Государственной экономии. Председателем Совета является Император и "никакой Закон, Устав или Учреждение не исходят из Совета без утверждения Верховной власти".
В март 1810 г. Министром внутренних дел назначен Козодавлев Осип Петрович.
Обнародовано новое
Утверждено и обнародовано 3 июля 1811 г. "Положение о внутренней страже", в котором определен окончательный состав и функции внутренней стражи, порядок ее подчинения военному ведомству и местному губернскому начальству.
Согласно Расписанию внутренняя стража Российской империи делится на 8 округов во главе с окружными генералами. Округ охватывает от четырех до восьми губерний и в нем дислоцируется 2-4 бригады (всего 20 бригад).
В задачи внутренней стражи входят: помощь по исполнению законов и приговоров суда; поимка воров, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; усмирение неповиновений и буйства; поимка беглых преступников и дезертиров; преследование запрещенных и тайно привезенных товаров; помощь свободному движению внутреннего продовольствия; содействие сбору податей и недоимок; охранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых; охранение порядка на ярмарках и торгах, народных и церковных празднествах и т.п.; принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных; отправление военных, просрочивших отпуска, к их командам; помощь на пожарах и при разлитии рек; отряжение нужных часовых к присутственных местам, тюрьмам и острогам; сопровождение казны.7 25 июля 1811 г. издан Манифест "Общее учреждение министерств", более четко определяющий структуру и пределы власти центральных органов государственного управления.
По Манифесту все министерства состоят из департаментов (управлений), департаменты делятся на отделения (экспедиции), отделения - на столы. Усиливается единоначалие и персональная ответственность министров. В состав министерств веден новый совещательный орган - Совет министра, состоящий из высших чиновников министерства и сторонних "сведущих" людей: фабрикантов, заводчиков, купцов и т.д. Дела особой важности не могут быть решены без предварительного рассмотрения Советом.
Согласно Манифесту учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов, Медицинского совета, Общей и Особенной канцелярии.
1. Департамент Хозяйственной полиции (2 отделения, 24 служащих) занимается: продовольственными вопросами; приказами общественного призрения.
2. Департамент исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих) занимается:
- составлением полицейских штатов, назначением, увольнением, награждением личного полицейского состава, рассматривает губернские отчеты, ведет статистику;
- судебными и уголовными делами, устройством тюрем и их стражи, пересылкой колодников, поимкой беглых и беспаспортных, пресечением бродяжничества, запрещенных игр, крупными должниками, делами о банкротствах, раскольниками, надзором за действиями полиции в поимке преступников, жалобами на действия либо бездействие полиции и т.п.;
- делами по "отправлению" земских повинностей, сношением с воинскими частями.