Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:47, реферат
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.
В конце 80-х — начале 90-х
гг. XX в. сложилось уникальное сочетание
кризисных объективных
Новое правительство России во главе с И. С. Силаевым выступило против концепции формирования в течение пяти лет регулируемой рыночной экономики, выдвинутой Председателем СМ СССР Н. И. Рыжковым. Б. Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе программы “500 дней” Шаталина — Явлинского. Эта программа получила негласную поддержку и Горбачева. В сентябре ВС РСФСР спешно принял эту программу, а также серию постановлений и указов, отстаивающих право республиканских властей управлять народным хозяйством России без ведома союзного центра. Под эгидой Горбачева была создана компромиссная программа “Основные направления” по стабилизации экономики и ее реформированию. В своих принципиальных основах она была близка к предложениям Шаталина и Явлинского, но при этом предусматривала более реальные сроки — 6—8 лет. Однако Ельцин охарактеризовал эту программу как бесперспективую, главным образом потому, что она предполагала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления, прежде чем возникнет новая структура экономических связей на основе рынка. Ельцин требовал решительного уничтожения административно-командной системы управления и создания принципиально нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либерализации, приватизации, фермеризации сельского хозяйства и т. п.
В это время в стране
наблюдается управленческий коллапс,
приведший к ряду бунтов, с последующими
катастрофическими
Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная “Программа действий-90”, предусматривавшая создание комитета гражданского действия, изоляции государственных структур с помощью забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения, явочной приватизации с помощью особых групп — “отрядов скваттеров” по образцу любимой демократами американской истории. Все это давало законный повод властям организовывать сопротивление готовящемуся государственному перевороту, подвигать к городу войска, вводить патрулирование улиц и т. д. В октябре состоялся съезд движения “Демократическая Россия”, который принял решение о взятии принципиального курса на уничтожение КПСС, дестабилизацию управления и социальную конфронтацию в обществе и на захват власти, т. е. на государственный переворот.
К концу 1990 г. управление экономикой
было фактически парализовано, и ее
состояние стало просто катастрофическим.
Горбачев предпринимает меры для
предотвращения распада Союза и,
в частности, организует подготовку
нового союзного договора, проект которого
подвергается резкой деструктивной
критике со стороны Ельцина. Горбачев
пытается укрепить свои президентские
полномочия, но получает обвинения
в подготовке личной диктатуры. 4-я
сессия съезда народных депутатов СССР
расширила полномочия президента, получившего
возможность непосредственно
Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы Союза стал самой главной и неотложной проблемой. 17 марта 1990г. ВС СССР организовал по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик первый в истории страны референдум. По его итогам, несмотря на активную контрпропаганду демократов, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения. Это была, бесспорно, победа коммунистических сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В результате, с одной стороны, позиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа и новый карт-бланш, а с другой стороны, Ельцин обрел решающие рычаги для управления в России.
Ситуация в России в период годичного нахождения у власти демократов постоянно ухудшалась. Национальный доход уменьшился на 21 млрд. руб., инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в экономике ельцинисты объясняли исключительно интригами союзного центра, саботажем партократов и функционированием административно-командной экономики. По их мнению, достаточно добиться полного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производства сверху и сразу возникнет рыночный механизм саморегулирования экономики, который все поставит на свои места и стихийно наладит взаимодействие отраслей и предприятий1.
В 1991г. Российская Федерация
вступила на путь экономического существования.
Развал экономики, разрушение старых межреспубликанских
хозяйственных связей, необходимость
раздела союзной собственности,
дефицит потребительского рынка, внешний
долг СССР, который должна выплачивать
Россия (правопреемница СССР) – все
это требовало срочной
План экономических реформ
был обнародован в конце
Принятие Конституции не привело к стабилизации в обществе. В последующие годы продолжается политическая борьба, обостряя во время избирательных кампаний. К сожалению, нет еще консолидации демократического лагеря, стабилизации экономики, имеет место резкое отставание в развитии социальной сферы, наблюдается криминализация общества, коррумпированность властных структур. Тем не менее, курс на демократизацию общественной жизни остается неизменным, ибо появились уже ростки гражданского общества, которое формируется все более неуклонно.
Становление
государственного механизма
Представительные органы
государственной власти. Провозглашенный
Коммунистической партией Советского
Союза в середине 80-х гг. курс на
развитие демократии привел к изменению
в конце этого десятилетия
системы высших органов государственной
власти. На внеочередной двенадцатой
сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого
созыва, проходившей 29 ноября — 1 декабря
1988 г., был принят Закон “Об изменениях
и дополнениях Конституции (Основного
Закона) СССР”1, кардинально изменивший
их структуру. Верховным органом
власти Союза стал Съезд народных
депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов.
Верховный Совет СССР, сохранившийся
как двухпалатный, стал постоянно
действующим законодательным, распорядительным
и контрольным органом
Изменение структуры высших
органов государственной власти
не могло не отразиться и на их компетенции.
Съезд народных депутатов СССР был
правомочен принять к своему рассмотрению
и решить любой вопрос, отнесенный
к ведению Союза ССР. Вместе с
тем ряд вопросов, таких, как принятие
Конституции СССР, внесение в нее
изменений, определение государственной
границы СССР, принятие решений о
проведении референдума, и др., относились
к исключительному ведению
Произошедшие изменения
на общесоюзном уровне повлекли за
собой аналогичные процессы и
в некоторых союзных
Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней — 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — верхней и нижней — Совета Республик и Совета Союза.
Законы, принятые Советом Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. В Совет Республик входили по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами государственной власти этих республик. С учетом федеративного устройства РСФСР была представлена в верхней палате 52 депутатами. Другие союзные республики, имевшие сложную форму государственного единства, дополнительно посылали в состав верхней палаты по 1 депутату от каждой республики и автономии, входивших в них, но при голосовании все союзные республики должны были иметь только по одному голосу.
Совет Союза формировался
депутациями союзных республик
из числа народных депутатов СССР
по согласованию с высшими органами
государственной власти этих республик.
Совет Республик должен был принимать
решения об организации и порядке
деятельности органов Союза, ратифицировать
и денонсировать международные
договоры Союза ССР, Совет Союза
— рассматривать вопросы
Начало первой сессии Верховного Совета нового состава было намечено на 2 октября 1991 г., но перенесено первоначально на 8 октября, а затем из-за невозможности завершения формирования депутаций республик — на 21 октября, когда и было фактически осуществлено1. Верховный Совет нового состава просуществовал еще меньше своих предшественников. В связи с образованием Содружества Независимых Государств, предполагавшим роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Федерация и Республика Беларусь приняли решение об отзыве своих депутаций из Верховного Совета СССР — делегаций из Совета Республик и народных депутатов СССР из Совета Союза, что и привело к прекращению деятельности Верховного Совета СССР.