История Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

тать яна история все.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

В конце 80-х — начале 90-х  гг. XX в. сложилось уникальное сочетание  кризисных объективных социально-экономических  условий и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для  СССР.

Новое правительство России во главе с И. С. Силаевым выступило  против концепции формирования в  течение пяти лет регулируемой рыночной экономики, выдвинутой Председателем  СМ СССР Н. И. Рыжковым. Б. Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе программы “500 дней” Шаталина — Явлинского. Эта программа получила негласную поддержку и Горбачева. В сентябре ВС РСФСР спешно принял эту программу, а также серию постановлений и указов, отстаивающих право республиканских властей управлять народным хозяйством России без ведома союзного центра. Под эгидой Горбачева была создана компромиссная программа “Основные направления” по стабилизации экономики и ее реформированию. В своих принципиальных основах она была близка к предложениям Шаталина и Явлинского, но при этом предусматривала более реальные сроки — 6—8 лет. Однако Ельцин охарактеризовал эту программу как бесперспективую, главным образом потому, что она предполагала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления, прежде чем возникнет новая структура экономических связей на основе рынка. Ельцин требовал решительного уничтожения административно-командной системы управления и создания принципиально нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либерализации, приватизации, фермеризации сельского хозяйства и т. п.

В это время в стране наблюдается управленческий коллапс, приведший к ряду бунтов, с последующими катастрофическими последствиями. В 1990 г. был получен фантастический урожай — 300 млн. т, причем собрать и  обмолотить тоже удалось рекордный  объем — 220 млн. т, и в этих благоприятных  условиях вдруг начался хлебный  кризис. В стране был избыток табачных продуктов, но начался табачный кризис. Причина была в одномоментной  остановке на планово-профилактический ремонт хлебозаводов и табачных фабрик. То же самое было с дефицитом мясопродуктов. В Москве в ходе выборочной проверки обнаружили на складах припрятанные тысячи тонн продуктов и товаров. По официальным данным, пропало более 1 млн. т мяса, 40 млн. шкур скота, продукции  более чем на 50 млрд. руб. Организовала это преступление мафия, или это  была сознательная диверсия антигосударственных  сил — неизвестно, но одно ясно без  сомнения — искусственно обостренный  дефицит продовольствия и товаров  широкого потребления сыграл роль катализатора антисоветских выступлений.

Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная “Программа действий-90”, предусматривавшая создание комитета гражданского действия, изоляции государственных  структур с помощью забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения, явочной приватизации с помощью особых групп — “отрядов скваттеров” по образцу любимой  демократами американской истории. Все это давало законный повод властям организовывать сопротивление готовящемуся государственному перевороту, подвигать к городу войска, вводить патрулирование улиц и т. д. В октябре состоялся съезд движения “Демократическая Россия”, который принял решение о взятии принципиального курса на уничтожение КПСС, дестабилизацию управления и социальную конфронтацию в обществе и на захват власти, т. е. на государственный переворот.

К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. Горбачев предпринимает меры для  предотвращения распада Союза и, в частности, организует подготовку нового союзного договора, проект которого подвергается резкой деструктивной  критике со стороны Ельцина. Горбачев пытается укрепить свои президентские  полномочия, но получает обвинения  в подготовке личной диктатуры. 4-я  сессия съезда народных депутатов СССР расширила полномочия президента, получившего  возможность непосредственно руководить правительством. Вместо президентского совета создавался Совет безопасности. На вновь учрежденную должность  вице-президента был избран Г. И. Янаев, премьер-министром был назначен известный финансист В. С. Павлов. Силовые министерства возглавили убежденные коммунисты, соратники Андропова: В. А. Крючков, Б. К. Пуго, маршал Д. Т. Язов. Сейчас стало очевидно, что в 1991 г. наступил решительный момент противостояния власти и оппозиции, когда должно было определиться не только направление развития, но и его субъект — либо медленно развивающийся СССР, централизованное федеративное государство с социалистическим строем, либо капиталистическая Россия без своих сырьевых национальных окраин и рынков сбыта, хаотически движущаяся без рационального управления, терпя поражения в межнациональных войнах с перспективой через 10 лет стабилизации развалившейся экономики.

Глубину раскола в обществе усугубили трагические события  в Литве и Латвии в январе 1991г., приведшие фактически к выходу республик  из СССР. Вопрос судьбы Союза стал самой  главной и неотложной проблемой. 17 марта 1990г. ВС СССР организовал по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик первый в истории страны референдум. По его итогам, несмотря на активную контрпропаганду демократов, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения. Это была, бесспорно, победа коммунистических сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В результате, с одной стороны, позиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа и новый карт-бланш, а с другой стороны, Ельцин обрел решающие рычаги для управления в России.

Ситуация в России в  период годичного нахождения у власти демократов постоянно ухудшалась. Национальный доход уменьшился на 21 млрд. руб., инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в  экономике ельцинисты объясняли исключительно интригами союзного центра, саботажем партократов и функционированием административно-командной экономики. По их мнению, достаточно добиться полного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производства сверху и сразу возникнет рыночный механизм саморегулирования экономики, который все поставит на свои места и стихийно наладит взаимодействие отраслей и предприятий1.

В 1991г. Российская Федерация  вступила на путь экономического существования. Развал экономики, разрушение старых межреспубликанских хозяйственных связей, необходимость  раздела союзной собственности, дефицит потребительского рынка, внешний  долг СССР, который должна выплачивать  Россия (правопреемница СССР) – все  это требовало срочной экономической  реформы.

План экономических реформ был обнародован в конце октября 1991г. на Съезде народных депутатов России. В основу реформ были заложены введение свободных цен с января 1992г., либерализация  торговли, широкая приватизация жилья  и госпредприятий. Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но гарантировало жесткую финансово-денежную политику, борьбу с инфляцией и  бюджетным дефицитом. Теоретически реформы были рассчитаны на саморегуляцию свободного рынка, создание среднего класса, помощь мирового валютного фонда, но практически они обусловили неудержимый рост инфляции, ухудшение материального положения населения, резкое его расслоение, безработицу. В свою очередь, эти негативные явления вызвали обострение политической обстановки, раскол демократического движения, появление новых партий. Многочисленность политических партий, декларативность их программ не вели к интеграции общества, не давали возможности альтернативного поиска путей проведения реформ. Вместе с тем, сохранение старого государственного аппарата с его авторитарными методами работы определяло такие моменты, как взаимные неплатежи предприятий, крупнейшие ошибки в приватизации, появление ряда ложных финансовых пирамид. Усиливалась конфронтация исполнительных органов власти с Верховным Советом, которая в октябре окончилась вооруженным конфликтом и прекращением деятельности Советов всех уровней2.

Принятие Конституции  не привело к стабилизации в обществе. В последующие годы продолжается политическая борьба, обостряя во время  избирательных кампаний. К сожалению, нет еще консолидации демократического лагеря, стабилизации экономики, имеет  место резкое отставание в развитии социальной сферы, наблюдается криминализация общества, коррумпированность властных структур. Тем не менее, курс на демократизацию общественной жизни остается неизменным, ибо появились уже ростки гражданского общества, которое формируется все  более неуклонно.

 Становление  государственного механизма новой  России.

 

Представительные органы государственной власти. Провозглашенный  Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению  в конце этого десятилетия  системы высших органов государственной  власти. На внеочередной двенадцатой  сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого  созыва, проходившей 29 ноября — 1 декабря 1988 г., был принят Закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  Закона) СССР”1, кардинально изменивший их структуру. Верховным органом  власти Союза стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верховный Совет СССР, сохранившийся  как двухпалатный, стал постоянно  действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной  власти СССР, работающим сессионно. Он избирался тайным голосованием из числа  народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен.

Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных депутатов СССР был  правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вместе с  тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее  изменений, определение государственной  границы СССР, принятие решений о  проведении референдума, и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР, являясь законодательным органом, как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственности, организации управления" народным хозяйством, социально-культурным строительством, а кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и медалей, и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР. Президиум же Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета2.

Произошедшие изменения  на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и  в некоторых союзных республиках. Например, 27 октября 1989 г. в Российской Федерации в соответствии с общесоюзным  законом была пересмотрена структура  высших органов государственной  власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик1.

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней — 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — верхней и нижней — Совета Республик и Совета Союза.

Законы, принятые Советом  Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. В Совет Республик входили  по 20 депутатов от каждой союзной  республики из числа народных депутатов  СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами государственной  власти этих республик. С учетом федеративного  устройства РСФСР была представлена в верхней палате 52 депутатами. Другие союзные республики, имевшие сложную форму государственного единства, дополнительно посылали в состав верхней палаты по 1 депутату от каждой республики и автономии, входивших в них, но при голосовании все союзные республики должны были иметь только по одному голосу.

Совет Союза формировался депутациями союзных республик  из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти этих республик. Совет Республик должен был принимать  решения об организации и порядке  деятельности органов Союза, ратифицировать и денонсировать международные  договоры Союза ССР, Совет Союза  — рассматривать вопросы обеспечения  прав и свобод граждан и принимать  решения по всем вопросам компетенции  бывшего Верховного Совета СССР. Своими совместными решениями палаты имели  право вносить изменения в  Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять  войну и заключать мир и  т.д.2

Начало первой сессии Верховного Совета нового состава было намечено на 2 октября 1991 г., но перенесено первоначально  на 8 октября, а затем из-за невозможности  завершения формирования депутаций  республик — на 21 октября, когда  и было фактически осуществлено1. Верховный Совет нового состава просуществовал еще меньше своих предшественников. В связи с образованием Содружества Независимых Государств, предполагавшим роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Федерация и Республика Беларусь приняли решение об отзыве своих депутаций из Верховного Совета СССР — делегаций из Совета Республик и народных депутатов СССР из Совета Союза, что и привело к прекращению деятельности Верховного Совета СССР.

Информация о работе История Российской Федерации