История внешней торговли России в XVIII - XIX в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Внешнеэкономическая торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Содержание

ГЛАВА I. История внешней торговли России XVIII - XIX в.в....................
ГЛАВА II. Вклад тульского купечества в развитие внешней торговли России XVIII - XIX в.в................................................................................................
Приложение 1. Внешнеэкономическая деятельность ЗАО "Тулавнешторг".................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................

Вложенные файлы: 1 файл

история реф.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Следующий этап развития торговли в 17 веке характеризовался следующими особенностями и принятыми реформами:

- ведущее место в экспорте заняли промышленные товары;

- торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт;

- создана «Коммерц-коллегия» - государственный орган по контролю и руководству торговлей в России.

К началу эпохи правления Петра Великого на территории России обозначились четкие тенденции в развитии торговли: специализация торговли, разделение торговли на опт и розницу, большое количество торговых мест и их разнообразие, концентрация торговли в определенных местах по ассортиментному профилю, разделение торговли на сезонную (эпизодическую) и постоянную. 

      Значительная  роль  в  развитии   промышленности   принадлежит   Петру

Великому.  В  начале  своего  царствования  он  приложил  большие  усилия  к развитию кораблестроения, горного дела, а  во  время  Северной  войны  стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств.

      Значительный шаг вперед при  Петре сделала и торговля. Как  внешняя  так и внутренняя, например, если в 1703 году в  Россию  прибыло  с  товаром  113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра – 453.

      Однако внешняя торговля сохраняла  по преимуществу пассивный характер  и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов.  Русский  купец не   обладал    ни    достаточной    предприимчивостью,    ни    достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые  отношения  с  иностранными государствами.  Русские  сельскохозяйственные  продукты  вывозили   уже   не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало  в своих руках то тот, то  другой  наиболее  важный  в  данный  момент  предмет торговли.  Продажа  этих  так  называемых   казенных    товаров   составляла монополию государства,  которое  сделалось  самым  крупным  торговцем,  хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался  на  откуп  купцам  или

компаниям за определенную плату.

   К казенным  товарам принадлежали, например: пенька,  льняное  семя,  сало, воск, деготь, патока, икра и некоторые другие товары.

      После заключения в 1774 году  договора с Турцией и присоединения  в 1782 году Крыма к России активизировалась черноморская  торговля  через  портовые города Одессу, Очаков,  Николаев,  Херсон,  Севастополь,  Евпаторию,  Керчь, Феодосию. Активизировалась торговля и в портах Азовского моря – Мариуполе  и Таганроге.

      Развитие внешней морской   торговли  приносило  значительные  доходы  в казну  и  вызывало  необходимость   учредить   новые   таможни   в   Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах.

      Активную роль  в  развитии  торговли  в  этот  период  играла  Сибирь,

обеспечивающая  вывоз  таких  ценных  экспортных  товаров,  как  пушнина,  и получавшая  товары  из  Китая. 

      Во  второй  половине  18  века  внешнеторговый  оборот  России  возрос

примерно в 5 раз, достигнув в  90-х  годах  почти  110  млн.  рублей.  Таким

образом,  экономические  реформы  способствовали  усилению  товарооборота  и росту внешнеторговых центров, причем не  только  на  севере,  но  и  на  юге страны.

        В области внутренней и внешней  торговли в Петровские  время   большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт  основных  товаров (соль, лен,  меха,  сало,  икра,  хлеб,  вино,  воск,  щетина  и др.),  что значительно  пополняло  казну.  Всячески  поощрялось   создание   купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей.  Одновременно  падало значение  богатейших  купцов   “торговой  сотни”.  Важными  пунктами  обмена товаров  оставались  ярмарки.  Развитию  торговли  и  всероссийского   рынка способствовало совершенствование  путей  сообщения,  устройство  каналов  на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а  также  отмена  в 1754 г. внутренних таможенных  пошлин.

В конце ХVII –  начале ХVIII в. обозначились основные очертания мирового рынка, а к 1815 г. он стал реальным фактом истории.  Страны Востока к этому времени превратились в поставщиков сельскохозяйственного сырья и полуфабрикатов.  Готовые изделия из Европы оплачивались все возрастающим количеством сырого материала из стран Востока.  Несколько иначе значение внешней торговли сказывалось на России. Будучи в ХVII  в. страной с характерными восточными признаками организации власти и общества,  воспринимаясь на Востоке не как европейское государство, она тем не менее не стала до конца восточной. Аграрный характер экономики,  слабая промышленная база,  хронический недостаток драгоценных металлов на внутреннем рынке,  при малой плотности населения и малой эффективности производительных сил, заставляли использовать внешний фактор в подъеме экономики более активно. В частности, в середине – второй половине XVII  века Россия начинает борьбу за западно-русские земли,  активизируется на границе с Китаем, начинается активное противостояние с Турцией. Но,  находясь в состоянии геополитической изоляции от основных мировых торговых центров, Россия была вынуждена сделать мощный рывок в сторону модернизации по европейскому образцу. Несомненные внешнеполитические успехи напрямую влияли и на активизацию внешнеторговой деятельности страны. По сравнению с ХVII в. объем внешнеторговых оборотов к концу ХVIII в. вырос в 80,6  раз.  Вследствие этого роль внешней торговли в общем

товарообороте страны существенно  возросла, через нее проходило  в 1724 г.

25 %,  а в 1753 г. – 39 % совокупной товарной массы страны.  Внешняя торговля России в ХVIII в. развивалась довольно быстро, но ускоренными темпами она стала развиваться только начиная с 40-х годов.  Так,  экспорт от Петербурга и Архангельска с 1718  по 1726 гг.  увеличился только на 3,5 %.

Но уже с 1749  по 1760  гг.  торговля экспортная увеличилась  на 56 %,  а импортная – на 62 %.  Экспорт увеличивался за счет пеньки,  сала,  масла, мягкой рухляди,  железа и рыбного клея.  Если в 1749 г. экспорт  русских изделий составлял 34 %,  то в 1758–1760  гг . – 25 %. Наоборот,  импорт увеличивался за счет привоза европейских изделий .  Их за те же годы было

привезено в 1,5–2  раза больше.  С 1760  по 1780 гг. общие обороты  внешней торговли увеличились в 2  раза,  в 1790 г. – в 3,7 раза,  а в 1801 г. – в 6,9  раз.  Всего с 1726  по 1801 гг.  общие обороты увеличились в 18,8  раз (экспорт увеличился в 15,8  раз,  импорт – в 24,6  раз). 

Активный торговый баланс России осуществлялся за счет экспорта сырья и полуфабрикатов.  Основной грузооборот во внешней торговле принадлежал морским портам .  Так,  удельный  вес морской торговли в 1780–1785  гг.  составил соответственно 87,7 %  и 88,7 %, в 1788 г. – уже 96 %,  в 1790 г. – 97,6 %,  а в 1792 г. – 96,3 %  от всех внешнеторговых оборотов России.  Только с 1794 г.  удельный вес оборотов сухопутной торговли начинает расти за счет увеличения грузопотока через Оренбургскую,  Могилевскую,  Васильковскую,  Палангенскую, Дубасарскую и другие сухопутные таможни,  достигнув к 1801 г. 17 %.

Основной грузопоток морской  торговли шел через балтийские порты ,  а именно через Петербургский,  Рижский,  Ревельский, Перновский,  Нарвский,  Либавский и др.  Постройка Петербурга в начале ХVIII в.  резко

изменила удельный вес  внешнеторговых направлений России, традиционных

для ХVII в.  Петербургский  порт,  расположенный на Балтийском море,  был

ближе к торговым портам Европы,  поэтому Петр I  предпринимает  все меры

к тому,  чтобы именно он стал главным внешнеторговым центром.  С этой целью было установлено,  чтобы через Петербург отправлялось не менее трети товаров, вывозимых за границу.  Кроме этого,  в начале 20-х гг., был

запрещен привоз к  Архангельску русских товаров,  кроме  тех,  которые производились в  уезде. Рига,  Ревель,  Пернов,  Выборг и другие порты на

Балтийском море могли  торговать российскими товарами местного производства или привезенными из Псковской и Смоленской губерний.  Грузы,  шедшие через Петербург,  облагались более низкими пошлинами, чем грузы,  шедшие через Архангельск, основной внешнеторговый порт,  связывающий Россию со странами Европы в ХVII в.  Таким образом Петербургский порт получил монополию на торговлю российскими товарами

со странами Европы.  До конца ХVIII в. более 50 % внешнеторговых оборотов России принадлежало Петербургскому порту,  основным торговым

партнером которого была Англия,  ставшая в ХVIII в. мировым  торговым центром. Всего к российским портам в 1794 г.  пришли суда из 20  государств, в большинстве своем ходившие под европейскими флагами.  Исключение составляли турецкие (293) и американские (49)  торговые суда.  Основная часть российских товаров шла именно в Англию,  чей огромный флот требовал большого количества парусины,  канатов,  леса,  смолы,  а промышленность –  железа.  В частности,  промышленный переворот,  начавшийся в Англии в конце ХVIII в.,  в значительной мере обеспечивался русским железом.  Зависимость России от притока драгоценных металлов в страну заставляла активизировать в первой половине Х VIII в. европейскую

торговлю.  Но уже в 30–50-е гг.  начинает активизироваться и торговля со странами Востока.  Она велась по трем направлениям:  через сибирскую границу с Китаем,  через Оренбург и Троицкую крепость со Средней Азией и

через Астрахань с  Ираном,  Закавказьем и Средней  Азией.  Но главным,  стратегическим,  направлением российской торговли на востоке было иранское.  Имея лишь один порт на Каспии – Астрахань,  Россия,  тем не менее,  успешно решала стоящие перед ней задачи. Торговые обороты астраханской торговли в первой половине ХVIII в. уже имели значительный

прирост.  Так,  в  конце 30-х гг.  они составляли в  среднем 724  тыс.  руб.  в год,  а в 40-е гг.  выросли на 67,7 %.  Но торговый баланс был пассивным,  вывоз российских и европейских  товаров за 1737–1745 гг.  был меньше импорта из стран Востока на 108  тыс.  руб.  Сложные условия в Закавказье,  Иране и других странах,  неустойчивое внутриполитическое положение в них, отсутствие безопасности,  произвол властей препятствовали более активному росту торговли.  В 50-е гг.  торговля начинает восстанавливаться.      Обороты за все 50-е гг.  составили 7,2  млн руб., причем баланс был в пользу России и превышал импортные товары на 100  тыс. руб. в среднем за год. Но в 60–70-е гг.  обороты начали падать: в 60-е гг.  они составили 5,4 млн руб., а в 70-е гг.  оставались на том же уровне. Импорт в 60-е гг.  был меньше экспорта и реэкспорта на 92  тыс.  руб., а в 70-е –  на 15  тыс.  руб.  в среднем за год.  В 80–90-е гг.  среднегодовые обороты достигли 830–880  тыс. руб.  Причем в 1787–1789, 1799  и 1801 гг.  годовой оборот астраханской торговли превысил 1  млн руб.  Торговый баланс России на этом направлении в целом во второй половине ХVIII в. был активным (вывоз из Астрахани составил в среднем за год 383746  руб., а импорт – 303544  руб.), общая сумма экспорта и реэкспорта европейских товаров составила 16,1 млн руб., а импорта – 12,7 млн руб. В отдельные годы импорт превышал экспорт, но это происходило после массированной интервенции европейских товаров,  которые скапливались на рынках Востока,  и потребность в них в последующие годы снижалась.  Другой причиной была небольшая емкость рынков Востока для европейских товаров.  Таким образом,  по сравнению с первой  половиной XVIII в.,  среднегодовые обороты Астраханского торга не увеличились и даже уменьшились,  но торговый баланс был в пользу России.  Осуществлялись обороты торговли со странами Востока за счет европейских товаров,  которых вывозилось из России в среднем за год 90 %  стоимости всего потока товаров.  Русские товары составляли небольшую часть стоимости грузооборота.  Транзит восточных товаров был незначительным. Продажа европейских товаров, в основном краски,  тканей и колониальных товаров,  позволяла приобретать шелк-сырец и хлопок, необходимый для русской промышленности.  Важной особенностью торговли второй половины ХVIII в., по сравнению с первой, был рост удельного веса европейских товаров в экспорте и выход на первое место в импорте хлопка,  который был дешевле шелка в 6–7 раз, но вывозилось его уже с 1778 г. в 1,6 раз больше (почти на 20 тыс. пудов). Импорт серебра и меди почти прекратился уже с 70-х гг. ХVIII в. Небольшая емкость восточных рынков не

позволяла проводить  широкую интервенцию европейскими и русскими товарами, мешала этому  и запретительная политика правительства  России. Однако значение русско-иранской торговли было в другом.  Торговля с Ираном была для России дополнительным стимулом роста ее экономики, важным сырьевым ресурсом для отечественной промышленности (прежде всего легкой), которая уже к 40-м гг. XIX в. делает первые серьезные успехи и, что не менее важно –  внешняя торговля становилась катализатором регионального развития.  К тому же торговля с Ираном,  даже при наличии мощной конкуренции европейцев, позволила создать условия для активного проникновения российских товаров на азиатские рынки уже в XIX в. Как уже отмечалось выше,  общие обороты внешней торговли России в XVII–XVIII вв.  были ниже чем в Западной Европе и не поднимались выше 3,7 %  мировых внешнеторговых оборотов. Однако количественные показатели не дают объективной картины внешнеторговой деятельности России в XVIII  в. 

Российские товары продавались  в XVIII в.  для отправки в Европу в среднем в 3,5  раза дешевле, чем  они стоили на западноевропейских рынках.  Вывозилось же в основном сырье, полуфабрикаты  и продукция сельского хозяйства. Промышленные товары, даже если они были конкурентоспособны, европейцы просто не покупали.  Однако в количественном отношении российский экспорт в Европу был значительным.

В 18 веке торговля развивалась  на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В 1802-1810 гг. Торговлей ведало Министерство коммерции, с 1810 года - Министерство финансов. Во 2-й половине 19 века объем торговли резко увеличился. Рост городского населения и численности рабочего класса привел к расширению емкости внутреннего рынка. В 1885 году оборот внутренней торговли составлял около 5 млнд.руб, в 1900 - уже свыше 11 млрд.руб. Наряду с Москвой Санкт-Петербург также стал занимать особое место в развитии торговли. В это время в Санкт-Петербурге была создана первая товарная биржа.

Основной проблемой российской внешней торговли являлась ее зависимость  от иностранных купцов, прежде всего  английских купцов. Ввоз товаров в  Европу и вывоз из нее на 9\10 находились руках иностранцев и производился на иностранных кораблях. Но тот факт, что уже 10-15 % вывоза и ввоза контролировались российскими купцами свидетельствовал о прекращении гегемонии иностранцев и становлении собственно российского внешнеторгового предпринимательства. Если в 1749 г. вывоз товаров из России составил около 7 млн. рублей, то через 35 лет, в 1781-1785 гг., он достигал ежегодно почти 24 млн. рублей, причем вывоз значительно превышал ввоз.  На первом месте в русском вывозе, как и в предшествующее время, стояли сырье и полуфабрикаты - лен, пенька и пакля, составлявшие от 20 до 40% всего экспорта. За ними шли кожа, ткани, лес, канаты, щетина, поташ, сало, пушнина.

Информация о работе История внешней торговли России в XVIII - XIX в.в