Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа
Актуальность. Вопрос о возникновении и развитии прокуратуры является достаточно на сегодняшний день. Историческое исследование создания какого-нибудь государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение данного органа, его место в системе других органов, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций. К тому же изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого государственного органа. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно.
Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Образование русской прокуратуры при Петре I……………………...
1.1. Предыстория прокурорского надзора………………………………
1.2. Институт фискалитета……………………………………………......
1.3. Учреждение прокуратуры……………………………………………
1.4. Первый генерал-прокурор – П.И. Ягужинский……………………..
Глава 2. Развитие прокуратуры во второй четверти XVIII-XIX веках………
2.1. Прокуратура России во второй четверти XVIII века ………………
2.2. Прокуратура России в XIX веке…………………………………......
Глава 3. Прокуратура России на советском и современном этапе……………
3.1. Прокуратура России советского периода…………………………...
3.2. Прокуратура России в наши дни…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………......
Список использованных источников и литературы…………………………...
Первым обер-фискалом был назначен 6 апреля 1711 года старший дьяк Преображенского приказа Яков Былинский. Судя по всему, он не рвался к новой должности. Против этого назначения выступил и его бывший начальник Ф.Ю. Ромодановский. Петр удовлетворил ходатайство Ф.О. Ромодановского. Я. Былинский был отправлен в Петербург строить царский дворец, а на его место сенаторам велено было выбрать из «царедворцев доброго человека».17
22 августа 1711 года Петр
назначает государственным
Лаконичность первых
законодательных актов о
Становление фискалата проходило трудно медленно. Этот институт сразу, с первых дней своего существования вызвал, если не ненависть, то, по крайней мере, неприятие всей чиновничьей иерархии – от сенаторов до последних подьячих, и держался он только благодаря активной поддержке самого царя.
Не всегда критика в адрес фискалов была необъективной. Уже в первые годы деятельности обнаружились недостатки их организации и ответственности. Поэтому в 1714 году Петр I подписал указ «О фискалах и о их деятельности и действии», достаточно подробно регламентировавший организацию фискального надзора, его права и обязанности. Возглавляет фискалат обер-фискал с четырьмя фискалами, из которых два должны быть из купеческого сословия. В губерниях было по четыре фискала во главе с провинциал-фискалом и в каждом городе по одному-два, в зависимости от числа жителей.
По указу 1714 года, функции фискалов заключались: они должны были тайно и явно «проведывать и доносить и при суде обличать» всех правонарушителей, причинивших ущерб государству, а также выступать в защиту закона по частным делам, «за которых нет челобитчика, например, ежели какова приезжего убьют, или наследник последний в своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков его». С другой стороны, фискалам запрещалось под угрозой жестокого наказания вмешиваться в дела частного обвинения. 19
Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Весьма характерно, что возглавлявший в то время службу фискалов в России обер-фискал А.Я. Нестеров был изобличен в поборах и взяточничестве. По веление Петра I он был предан суду и приговорен к смертной казни.20
Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов как органа по охране законности в империи, тем более что во всех слоях российского общества росло недовольство деятельностью фискалов. В целях пресечения лихоимства фискалов всех рангов Петр в Указе от 17 марта 1714 года установил строгую ответственность фискалов за допускаемые злоупотребления. Минимальное наказание выражалось в «легком штрафе», а самым строгим являлось объявление фискала преступником и предание его в суд. Однако данный законодательный акт мало что изменил в деятельности фискальной службы. После осуждения к смертной казни Нестерова и приведения судебного приговора в исполнение фискальная служба была окончательно дискредитирована, ее существование стало бесцельным.
Таким образом, фискалитет явился одной из варварских мер борьбы с варварством. Этот институт трудно оценить. Он совмещал черты и гласного прокурорского надзора, и негласного полицейского сыска. Цель фискалитета была высока и благородна–добиться искоренения должностных преступлений, но ее воплощение в жизнь показало, что методы для этого были избраны не самые лучшие. Петр, как воплощение абсолютизма, хотя и менял свое отношение к фискалам, никогда не думал об их упразднении. Фискалы исчезают, как только к власти приходят временщики.
1.3. Учреждение прокуратуры
Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секрктарь Сената и дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции осуществляли и сам царь и Сенат. Идея прокуратуры вызревала, носилась в воздухе. Требовался какой-то орган, который должен был как бы замкнуть круг всеобщего надзора, то есть требовался надзиратель за надзирателями, а именно: за Сенатом и за фискалами.
Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата – институт прокуроров.
Появление прокуроров, судя по всему, было ускорено реформой Сената 1722 г. 18 января Петр издает указ о реорганизации Сената, в котором впервые говорится о прокурорах. Реорганизация Сената состояла в выводе из его состава президентов всех коллегий, за исключением военных, иностранной и берг-коллегии. Но и их присутствие ограничивалось отдельными наиболее важными категориями дел. Таким образом, Сенат был превращен в верховный совет для решения вопросов, выходящих за пределы компетенции коллегий, и для надзора за ними. Такой шаг Петр объяснял тем, что сенаторы должны «смотреть» за коллегиями. Присутствие президентов в Сенате подрывало и принцип коллегиальности в коллегиях.
Четвертый пункт указа о реформе Сената гласил: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».21 В прокуроры разрешалось представлять для утверждения императора кандидатуры «из всяких чинов», «понеже зело нужно есть». А 18 января 1722 г. перед Персидским походом царь назначил в генерал-прокуроры Павла Ягужинского, а в обер-прокуроры – Григория Писарева. В тот же день были учреждены должности прокуроров в надворных судах.
В январе 1722 г. Петр активно
работал над указом о «Должности
генерал-прокурора». Работа над
этим законом представляет собой
образец внимательного и
Вторая редакция, уже собственно петровская, отражает иной взгляд на место прокуроров в государственном аппарате. Роль генерал-прокурора ограничивается функцией надзора за Сенатом непосредственно и за другими должностными лицами и учреждениями посредством подчиненных прокуроров. Ограничиваются права генерал-прокурора в отношении Сената. Он уже не является человеком, указаниям которого должен был «без малого непослушания» подчиняться Сенат, и «сердцем всего государства», за ним сохраняется лишь сила и власть «ока государева». Для этого генерал-прокурор «должен был смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил» и «дела «по регламентам и указам отправлял», и чтобы «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись».24 Ему подчинялась сенатская канцелярия и фискалы.
Надзор за чиновниками, а особенно за Сенатом и реализацией его указов представлялся Петру делом столь важным, что он не решался отвлекать прокуроров еще и на защиту прав подданных. Не сразу и не без сомнений решал Петр вопрос об ответственности прокуроров. Все взвесив, он, во-первых, освобождает генерал-прокурора и обер-прокурора от чьей-либо подсудности, кроме своей собственной, во-вторых, хотя и разрешает Сенату в свое отсутствие привлекать их к ответственности, арестовывать и допрашивать, «однакож никакой пытки, экзекуции или наказания не чинить».25 Но зато и ответственность за умышленные должностные преступления Петр установил для генерал-прокурора максимальную как для «явного разорителя государства». Январским указам за проступки по службе генерал-прокурор наказывался штрафом.
Следующие редакции указа дорабатывались в бюрократическом духе. В этом смысле особенно характерно дополнение, написанное собственноручно Петром, составившее новый, восьмой пункт указа о «Должности» в редакции 27 января: «Все о важных делах указы, также ежели неисправление какое будет в которых управителях, что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посыльными от экзекутора, дабы с полным рапортом всегда возвращались, что сделано или, зачем нельзя было сделать». Там же говорилось о необходимости завести регистрационные книги указов.26
Прокуроры, по всей видимости, по мере назначения приступали к своим обязанностям. Во всяком случае, уже 5 февраля 1722 г. Петр дает указ Сенату «сидеть неотложно по три дня в неделю, а ежели нужда будет то и более, когда генерал-прокурор требовать будет».27
В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие классы: генерал-прокурору – третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору – четвертый; коллежским прокурорам – шестой, прокурорам надворных судов – седьмой наравне с обер-фискалом. Тем временем продолжается тщательная проработка законопроектов, определивших статус прокуратуры: о Сенате, о генерал-прокуроре, о прокурорах коллегий 5 апреля 1722 г. Регламент адмиралтейств-коллегии был дополнен указом о должности прокурора коллегии Этот закон лег в основу положений о прокурорах других коллегий и надворных судов.28 Вскоре были приняты указы о Должности Сената о Должности генерал-прокурора. «Должность генерал-прокурора» оставалась основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII столетия.
11 мая 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора Синода. Его следовало выбрать из офицеров, знающих «управление синодского дела». Первым обер-прокурором Синода был назначен Иван Васильевич Болтин, получивший вскоре инструкцию – точную копию «Должности генерал-прокурора». Некоторые исследователи полагали, что обер-прокурор Синода первоначально имел только значение наблюдателя, но это неверно, так как с первых дней своей деятельности на этом посту И. Болтин вносит на рассмотрение Синода предложения о различных законодательных актов и решений самого Синода.
Впрочем, должность обер-прокурора Синода не сразу стала важной и авторитетной. Его влияние было гораздо слабее, чем влияние генерал-прокурора в Сенате. И Болтин не пользовался таким доверием императора, как Ягужинский, не ощущал поддержки и со стороны генерал-прокурора, который фактически и не рассматривал его в качестве своего подчиненного.
Таким образом, в России
возникает институт надзора, который
хотя и получил французское
Из Франции, помимо названия, была заимствована и иерархическая командная структура института (но если во Франции прокуроры были слугами закона, охраняющими интересы короны, то в России они стали слугами короны, охраняющими ее законы). Из Франции была заимствована главная функция – надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор ( но французские прокуроры были при судебных органах, а русские главным образом при административных).29 Напомним, что и другие судебные функции прокуратуры были отброшены Петром на самом первом этапе работы над проектом.
1.4. Первый генерал-прокурор – П.И. Ягужинский
Человеком, стоявшим рядом с Петром, должен быть изображен первый и единственный за время царствования Петра генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский. Он оказался в кресле генерал-прокурора на своем месте. Более того, это был один из немногих «птенцов гнезда Петрова», который служил ему не только верой, но и правдой. П.И. Ягужинский (или Ягушинский) родился в 1683 г. в Москве. Отец его, перебравшийся в Россию из Литвы, начинал органистом церкви в немецкой слободе, затем поступил на военную службу и дослужился до майора. Павел Ягужинский начал службу пажем у фельдмаршала графа Ф.А. Головина. Затем был зачислен в Преображенский полк, становится денщиком Петра I, при этом переходит из лютеранской веры в православную. Сопровождает царя в военных походах и заграничных поездках.30
П.И. Ягужинский знал несколько
иностранных языков, что способствовало
его дипломатической и