Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа
Актуальность. Вопрос о возникновении и развитии прокуратуры является достаточно на сегодняшний день. Историческое исследование создания какого-нибудь государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение данного органа, его место в системе других органов, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций. К тому же изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого государственного органа. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно.
Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Образование русской прокуратуры при Петре I……………………...
1.1. Предыстория прокурорского надзора………………………………
1.2. Институт фискалитета……………………………………………......
1.3. Учреждение прокуратуры……………………………………………
1.4. Первый генерал-прокурор – П.И. Ягужинский……………………..
Глава 2. Развитие прокуратуры во второй четверти XVIII-XIX веках………
2.1. Прокуратура России во второй четверти XVIII века ………………
2.2. Прокуратура России в XIX веке…………………………………......
Глава 3. Прокуратура России на советском и современном этапе……………
3.1. Прокуратура России советского периода…………………………...
3.2. Прокуратура России в наши дни…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………......
Список использованных источников и литературы…………………………...
Но на практике полномочия
генерал-прокурора оказались
Пост генерал-прокурора учреждался для того, чтобы навести порядок в Сенате, но добиться этого почти было невозможно.
Одной из основных задач Ягужинского в первое время был подбор кадров. Дело это было непростое, так как окружен он был, по его словам, «коварными и лукавыми людьми. Причем Ягужинский не только подбирает кандидатов на прокурорские посты, но и принимает активное участие в формировании канцелярии Сената. Своих подчиненных генерал-прокурор стремился изолировать от какого-либо постороннего влияния, защитить их от нападок центральных и местных чиновников, но и требовал от них выполнения своих обязанностей. С целью контроля за подчиненными и, видимо, для независимости от Сената Ягужинский создает, наряду с сенатской канцелярией, еще одну собственно генерал-прокурорскую.
Прокуроры начинают активную борьбу с рутиной, требуют исполнения регламентов и указов, постоянно доносят генерал-прокурору о тех безобразиях, которые творятся в их поднадзорных учреждениях. А он выносит на рассмотрение Сената доношения прокуроров коллегий о неприсутствии их членов положенного времени, об опоздании и прогулах не только членов, но и президентов и вице-президентов коллегий.
Ягужинский практически не имел нареканий от царя за неисполнительность. Недаром Петр говорил: «Если что-нибудь смотрит Павел, то я знаю это так верно, как будто бы сам видел».34 Петр был удовлетворен деятельностью своего генерал-прокурора. В 1723 г. он назначает его на почетную должность командира капитана вновь учрежденной кавалергардской роты. В 1724 г. награждает орденом Андрея Первозванного.
Но доверие Петра к Ягужинскому не влияло на проведение царем в законодательстве принципа недоверия и надзора внутри самой прокуратуры. 30 января 1723 г. императорским указом вносится дополнение в главу XII «Должности генерал-прокурора». Она предоставила право обер-прокурору и обер-секретарям Сената доносить царю на генерал-прокурора, обер-секретарям коллегий генерал-прокурору – на президентов коллегий. Таким образом, не только по своему назначению, но и по своему устройству прокуратура являлась воплощением принципа недоверия со стороны верховной власти ко всему аппарату в целом и каждому чиновнику в отдельности. Однако надо иметь в виду положительные и отрицательные стороны этого недоверия. Всеобщая подозрительность, доносы, аресты невиновных, пытки, оговоры и самооговоры – все это элементы недоверия верховной власти к подданным и к подчиненным властям, и это, конечно, не способствовало созданию в обществе и государстве законности и уважения к закону. Но, с другой стороны, нельзя же было по-старому закрывать глаза на творившиеся повсюду безобразия, нельзя же было доверять бездельникам и мздоимцам. Петру I не удалось уничтожить великий кормленческий дух русской бюрократии. Но первые зерна организации государственного надзора были им брошены, и хотя попали на неблагоприятную почву и вскоре чуть было совсем не погибли, но постепенно проросли.
Наряду с функцией надзора за деятельностью того учреждения, при котором состояли подчиненные генерал-прокурора, центральные и местные прокуроры с первых дней своего существования приобрели и функцию информации своего начальства. Регулярно прокуроры отправляли на имя генерал-прокурора рапорты о числе и характере рассмотренных дел, принятых по ним решений в форме ведомостей и таблиц.
Сейчас практически невозможно установить, насколько эффективна была деятельность прокуратуры, учрежденной Петром I. Но очевидно, что великий реформатор сделал решительный шаг в правильном направлении. Система надзора была далека от совершенства, она обладала пороками неправового государства, защищала от произвола чиновников не общество, а государство.
Глава 2. Развитие прокуратуры во второй четверти XVIII-XIX веках
2.1. Русская прокуратуры во второй четверти XVIII века
После смерти Петра I, в период царствования Екатерины I, прокурорский надзор еще сохранял свое государственное предназначение – осуществлять «наблюдение» за исполнением законов. Императорским Указом от 7 марта 1726 г. «О должности Сената» были подтверждены все прежние прерогативы генерал-прокурора и высшей прокуратуры. Кстати сказать, Екатерина I ревностно стремилась сохранить в неизмененном виде все те преобразования, которые были осуществлены Петром I, однако складывающаяся обстановка в Российской империи и, что важно, влияние «временщиков» не позволяли ей это сделать.35 Уже при Екатерине I отмечаются значительные отступления от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Перестали играть важную роль Сенат, а также генерал-прокурор.36 Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем кабинет, что привело к существенному ограничению прав полномочий Сената. Устремление «верховников» и «временщиков» к захвату верховной власти в государстве, их своекорыстные намерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами наблюдением за состоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельности государственных органов возрождается фискальная служба.37
Сложилось, таким образом, весьма парадоксальное положение: прокуратура продолжала действовать в соответствии с принятым Петром I Указом от 12 января 1722 г., а ее влияние было существенно ограничено.
Во время царствования Анны Иоанновны (1730-1740) под влиянием Бирона и других «временщиков» деятельность генерал-прокурора и всей системы органов прокуратуры практически была сведена на нет, хотя внешне все оставалось неизменным. Генерал-прокурор П.И. Ягужинский в высочайшем докладе императрице в 1730 г. предупреждал о том, к каким пагубным последствиям могут привести намерения Верховного тайного совета ограничить полномочия прокуроров по устранению нарушений закона.38 К чести Анны Иоанновны надо отметить, что она прислушалась к совету П.И. Ягужинского и издала 20 октября 1730 г. Манифест. В нем указывалось, что существующие в стране беспорядки и злоупотребления способна устранить только прокуратура, учрежденная Петром Великим, который «при сочинении должности сенатской такие непорядки отвратить икал».39
Формально компетенция прокуратуры была восстановлена в прежних рамках, однако практически вследствие возрастающего влияния Бирона и его окружения прокуратура была лишена принадлежащих ей по закону полномочий. П.И. Ягужинский резко выступал против вмешательства Бирона в дела государственного плана, однако этого «временщика» преодолеть П.И. Ягужинскому не удалось. В 1731 г. П.И. Ягужинский был отстранен от должности генерал-прокурора и отправлен в почетную ссылку: послом России в Италию.
После отставки П.И. Ягужинского должность генерал-прокурора в течении многих лет оставалась номинальной, хотя в провинциях прокуроры продолжали осуществлять возложенные на них полномочия по наблюдению за исполнением законов. Более того, Указом от 3 сентября 1733 г. «О должности прокурора» надзор прокурора за надворными судами был преобразован в губернский надзор с правом прокуроров постоянного наблюдения за законностью деятельности губернатора и его канцелярии. Однако данный Указ не привел к восстановлению полномочий органов прокуратуры в целом, в том виде, в каком это было предначертано Петром I.40
Императрица Елизавета Петровна (1741-1761), вступив на престол, восстановила полномочия прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора в пределах, Сформулированных Указом Петра I от 12 января 1722 г. Одним из первых указов Елизаветы Петровны явился Указ от 12 декабря 1741 г. о восстановлении полномочий Сената, состоявшего при нем генерал-прокурора и всей системы органов прокуратуры.41
Значительно возросли роль и значение прокуратуры после вступления на престол Екатерины II. В царствование Екатерины II (1762-1796) прокурорский надзор был не только полностью восстановлен, но и усовершенствован. Прокуратура обрела ряд новых полномочий, был существенно расширен предмет надзора прокуроров, особенно в пределах губерний. В соответствии с высочайшим Манифестом от 15 декабря 1763 г. Сенат был поделен на шесть департаментов; первый из них ведал государственными, политическими и внутренними делами с обязательном участием в его заседаниях генерал-прокурора. В остальные были назначены обер-прокуроры.42
Влияние генерал-прокурора с годами возрастало: он принимал участие в работе комиссий по подготовке нового Уложения, управлял всей внутренней администрацией, получал на свое имя высочайшие указы и повеления и объявлял их через Сенат.
Дальнейшая законотворческая деятельность Екатерины II в области прокуратуры и прокурорского надзора была направлена на совершенствование системы органов прокуратуры и повышение влияния прокуратуры на состояние законности в государстве Российском.
Таким образом, в России стала действовать прокурорская система как орган надзора за соблюдением законов, то есть был сформирован надзорный тип прокуратуры, имевший задачей осуществлять надзор за соблюдением законов, в том числе и органами управления и входящими в них контрольными органами.
2.2 Прокуратура в XIX веке
При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, как в центре, так и на местах.43 В значительной мере были сокращены штаты прокуроров и стряпчих. В 1797 году были ликвидированы должности губернских стряпчих.
Во время царствования Александра I прокурорский надзор был возрожден, причем генерал-прокурор наделен полномочиями министра юстиции. Эпоха Александра I характерна тем, что по инициативе и под руководством выдающегося юриста России М.М. Сперанского был разработан Свод законов Российской империи, который действовал до 1917 года.
Устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебной реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. В первую очередь это коснулось основных направлений деятельности прокуратуры. Прокуратура, по сути, была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений), ей была отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве.44 В то же время остро встал существенный вопрос: какому ведомству должна принадлежать прокуратура. Следует отнести её к суду, к администрации или же создать особое ведомство? Наиболее правильным и продуктивным представлялось, что прокуратура должна быть построена как отдельное установление, стоящее между судом и правительством, имеющее во главе высшего представителя прокурорской власти из среды самой прокуратуры. Итак, в 1864 г. прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах». Учреждением судебных установлений от 20 ноября 1864 г. прокурорский надзор в судах вверялся обер-прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции, который являлся и генерал-прокурором. В это время появляются основы организации прокуратуры как органа, базирующегося на иерархической дисциплине и единоначалии и независимого от местных, административных и судебных структур. Совокупность полномочий прокуроров конкретизировалась уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Суть судебной реформы состояла по существу в ограничении прокурорского надзора, в том, чтобы его деятельность осуществлялась только в судебной области и в поддержании государственного обвинения.45
После убийства 1 марта 1881 г. его преемник Александр III принял меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс. Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.46
Эта сторона деятельности прокуроров особо отчетливо проявилась после революции 1905 г. массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами и погромами. Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться до 1917 года. Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 году.
Таким образом, после смерти Петра I прокуратура России испытала много «взлетов» и «падений». Петр Великий надеялся покончить с произволом и злоупотреблениями чиновников в центре и на местах, полагая, что прокуроры независимые от каких бы то ни было властей. Однако при преемниках Петра ее роль практически была сведена к нулю.
Глава 3. Прокуратура России на советском и современном этапе
3.1. Прокуратура России советского периода
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда Председателем ВЦИК было подписано Положение о прокурорском надзоре. Этому предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по вопросам формирования и подчинения органов прокуратуры. Противники проекта Положения о прокурорском надзоре выступали против централизации органов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они выступали за «двойное» подчинение прокуроров — центральной прокурорской власти и губернским исполкомам.47
В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший «О двойном подчинении и законности».48 В этом смысле были изложены принципы организации и деятельности советской прокуратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года. В Положении нашли закрепление принципы единства и централизации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.
Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осуществляла условное преследование.49 То с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выполнять функции и надзор за исполнением законов.
Поначалу созданная прокуратура не была самостоятельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1993 года, при Верховном Суде СССР осуществляла надзор за законностью в стране во взаимодействии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики.