Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:53, реферат
Цель реферата – проследить становление современной избирательной системы и выявить зависимость избирательной системы от государственного строя.
Задачи: 1. Изучить литературу, связанную с историей России;
2. Изучить избирательные системы в разные эпохи.
3. Сделать вывод о зависимости избирательной системы от государственного строя.
Введение
1. Основные черты избирательного права России
1.1 Избирательное право в Древней Руси
1.2 Избирательное право в XVI-XVIII веках
1.3 Избирательное право в XIX - начало XX веках
1.4 Избирательное право в ХХ веке
2. Особенности избирательной системы России на современном этапе
Заключение
Список литературы
История выборов в России
(реферат)
Сорвиной Марии и Трофимовой Марии
10 «Б» класс,
средняя школа № 62
Содержание
Введение
1. Основные
черты избирательного права
1.1 Избирательное право в Древней Руси
1.2 Избирательное право в XVI-XVIII веках
1.3 Избирательное право в XIX - начало XX веках
1.4 Избирательное право в ХХ веке
2. Особенности избирательной системы России на современном этапе
Заключение
Список литературы
Введение
Государство российское прошло долгий
путь накопления опыта демократического
государственного устройства от примитивных
форм народного представительства
во времена зарождавшейся
Изучение российского опыта
участия граждан в
По мнению большинства современных историков (Чистяков О. И., Фроянов И. Я., Алексеев Ю. Г. и др.), история избирательного права в России берет свое начало в Древней Руси в Х веке, когда среди политических институтов Киева, Новгорода, Смоленска, Пскова, Чернигова и других городов важное место занимали вечевые собрания.
Однако уже к первой половине XIII века в связи с заметным усилением княжеской власти и феодальной знати, а также в результате монголо-татарского нашествия роль и значение веча постепенно сводится к решению вопросов местного самоуправления.
Лишь Новгородская земля сумела
сохранить республиканский
К концу XVI века в стране сформировалась
общегосударственная
Наиболее показательно система выборного представительства в Русском государстве проявилась в деятельности "советов всей земли" - земских соборов, которые заложили традицию коллективного решения наиболее важных и проблемных вопросов общегосударственного, общенародного значения.
В течение XVII века постепенно формируется относительно устойчивая система избирательных правил и норм, определяющих порядок организации и проведения выборных процедур.
Возрождение выборных традиций в России,
правда, на уровне лишь местного самоуправления
исследователи связывают с
Укреплению избирательных
Следующий этап развития демократических выборных процедур связан с революционными событиями 1905-1907 г., результатом которых стало заметное ограничение монархической власти и организация первого в истории Российской империи представительного органа – Государственной думы. Всего история дореволюционного парламента в России насчитывает не более 12 лет. Начало коренным изменениям в избирательных процедурах положила Февральская революция 1917 г. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы всеобщего, прямого, равного голосования граждан.
Цель реферата – проследить становление
современной избирательной
Задачи: 1. Изучить литературу, связанную с историей России;
2. Изучить избирательные системы в разные эпохи.
3. Сделать вывод о зависимости
избирательной системы от
1. Развитие избирательного права в России с Х по ХХ век
1.1 Избирательное право в Древней Руси
В Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти.
Первый период развития вече совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому.
В 9-10 веках для решения дел
в "старший" город сходились "лучшие
люди всей земли" и обсуждали земские
вопросы в присутствии граждан
этого города. Сохранившиеся документы
свидетельствуют о
Второй период развития вече (11-13 века) – народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный город представлял как бы всю землю, а его вече становилось верховной властью волости. В таком вече могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом вече главного города. Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти.
Князь, если вече собиралось не для его смещения, присутствовал на вече, обычно он и собирал его. В принципе при принятии решений требовалось единогласие. Предметом обсуждения мог стать любой вопрос государственной жизни.
В большинстве земель в 13 веке вечевые собрания прекратились. Однако в северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск), где вече имели особое влияние на общественную жизнь вечевые собрания, оно существовало до конца 15 - начала 16 веков.
В Новгородской земле сформировалась
особая форма правления – феодальная
республика. Отчасти это объяснялось
тем, что основным занятием населения
в этих землях была торговля, которая
способствовала формированию развитой
и влиятельной городской
Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода.
Сигналом к общегородскому вече в Новгороде был звон специального колокола. Правомочность вече в принятии решений определялись присутствием на нем:
Высших должностных лиц
Представителей всех пяти городских концов (по-современному – районов);
Представителей всех сословных групп от боярства до черных людей.
Посадник (второе лицо) объявлял "повестку дня" собрания.
Затем начинались прения.
По их окончании предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой.
Участники вече громкими криками отвергали или поддерживали проект.
Исход такого голосования определялся "на слух". Иногда меньшинство не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений.
Вечевые избирательные процедуры
завершались заключением
Решения вече оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов.
В Великом Новгороде
Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г.
Лишь Новгородская земля сумела
сохранить республиканский
Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое признавали и сами князья и их дружины.
избирательный выборы власть самоуправление
1.2 Избирательное право в XVI-XVIII веках
Во времена существования
В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении.
В результате в XVI в. на авансцену российской истории вышли Земские соборы или "советы всея земли" – представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада (обыкновенно 300-400 человек).
В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ.
Принимая решения, члены собора
были ответственными и за исполнение
данного решения. В состав собора
вели три пути – по общественно-политическому
положению, по назначению, по выбору. Значение
и характер земских соборов в
Московском государстве были различны
в разные эпохи. Большинство соборов
носило совещательный и
Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введение новых налогов. "Уложенный" собор 1648-49 гг. имел законодательный характер.
Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.
В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой "великого российского царствия" и была их крупной исторической заслугой.
С усилением государственной
Результатом Земского собора 1648-1649 гг. стало Соборное уложение 1649 г.
1.3 Избирательное право в XIX - нач. XX веках
Из Манифеста об учреждении Государственной думы (6 августа 1905 г.)
"Объявляем всем нашим
Представительная демократия с трудом пробивала дорогу в России. Лишь под давлением революционных масс Николай II издал Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому впервые был создан общегосударственный представительный орган – Государственная дума.
Сам выбор названия "Государственная дума" для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции.
Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. 1905 г. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – "бродячие инородцы", должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.
В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело.