Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:32, контрольная работа
Законы Хаммурапи –один из самых древних и самых известных сводов правовых норм. Появились в Древнем Вавилоне в XVIII веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Источником Закона явились шумерские судебники, обычай, религия, старое обычное право, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Для законов характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: История государства и права зарубежных стран
Вариант 2
Выполнил:
студент группы ВОЗ 2012
Берзина Ю.Г.
Проверил:
Уфа – 2012
1. Дайте общую юридическую характеристику Законов Хаммурапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
Законы Хаммурапи –один из самых древних и самых известных сводов правовых норм. Появились в Древнем Вавилоне в XVIII веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Источником Закона явились шумерские судебники, обычай, религия, старое обычное право, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Для законов характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. В Законе отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений—обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. Очевидно, нормы, касающиеся таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни как частных лиц, так и государственного организма. В Законах Хаммурапи включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства). Таким образом, Законам Хаммурапи представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополнений, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник). Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для решения конфликтных ситуаций.
Нормы Законов Хаммурапи группируются по предмету регулирования Ст. 1—5 — имеют отношение к процессу. Ст. 6—126 — это имущественные
отношения и ответственность за имущественные преступления. Ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц. Ст. 196—214 — меры по защите личности. Ст. 215— 282, нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения. Внутри таких группировок нормы расположены по ассоциации (причем считается, что статья, завершающая один раздел, должна иметь нечто общее с начинающей другой; например, на стыке разделов по семейному праву и телесным повреждениям стоит ст.195, рассматривающая физический ущерб отцу со стороны сына). Законник представляет собой собрание конкретных судебных случаев (казусов), наглядных и понятных для восприятия. Они сформулированы в виде простых утверждений или опровержений, которым придан характер юридических фактов, с тем чтобы в будущих судебных разбирательствах они могли явиться элементами системы доказательств.
Например: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакого разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня» (Ст.141)
«Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, растительным маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем» (Ст.237)
В Законах Хаммурапи, ярковыраженная, тесная связь с религией. Это показано на самом базальтовом столбе. «Судья богов», покровитель справедливости и солнечный бог Шамаш вручает Хаммурапи законы, что по моему мнению, это делает законы более юридически сильными. Так же связь с религией непосредственно показана в самих Законах Хаммурапи.
Например:
«Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: «У меня пропало нечто», и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед Богом в то, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал».(Ст.126)
«Если человек наймет быка и его поразит Бог, так что он падает, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву перед Богом и быть свободным от ответственности».(Ст.249)
«Если на пути неприятель
отнимет у него все,
что он вез, то шаммалум
должен поклясться Богом
и быть свободным от
ответственности». (Cт.103)
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.
Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина - хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений – такого законы называют авилум. Термин “авилум” имеет как общее (всякий человек), так и специальное, сословное значение. Законы Хаммурапи исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: авилумов, мушкенумов и вардумов.
Первое и высшее из них охватывает членов «общин» (дословно «поселений»). Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли. Общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине. Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников. Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов», однако, собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов».
Всякий общинник - «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью. В частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу. Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь, вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилум, но исключенных зато из нормальной семейной жизни. Второе сословие - мушкенумы (от “падающих ниц”, т.е. поступавших в услужение). Охватывает людей, которые, не будучи членами
какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и принял на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. В Старовавилонский период в таких людях не было недостатка: кто-то был вынужден отказаться от земельного участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то из-за личных неурядиц, а кто-то мечтал о продвижении на царской службе. Наконец, чьи-то общины оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных внутри месопотамских войн и не могли обеспечить своим членам нормального существования либо вообще гибли, так что количество бродячего населения, стремившегося осесть на государственной земле, постоянно пополнялось. Ряды мушкенумов ширились также за счет выходцев из кочевых племен, по сходным причинам покинувших свои кланы. Мушкенум —это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее неимевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа исидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения). Разумеется, член общины, поступающий на царскую службу и принимающий от царя ее обеспечение, не переставал от этого быть «авилумом» (ведь он сохранял членство в общине и общинный участок); точно так же мушкенум, добившийся членства в общине, по-видимому, становился авилумом, что не мешало ему по-прежнему нести повинность за сохраняемое им держание от царя. Подавляющее
большинство держателей наиболее высокообеспечиваемых «ильков» всегда были или становились авилумами. В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно перебрасывать с участка на участок. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле. Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже. Аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства - автономными частями государственного хозяйства) - поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума «Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра».
А рабы мушкенумов получают определенные привилегии наряду с рабами самого царя.
Третье сословие - вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения). В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право
собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права
господина, который
лишался возможности продать ра
Исходя из этих характеристик сословного общества Вавилонии, можно выявить их взаимосвязь и различия.
Как же проявлялось превосходство одного сословного статуса (допустим авилум) над другим сословным статусом – мушкенум? Или между авилумом и рабом?
Стоит обратить внимание на такую статью как членовредительство. Свободные люди карались по принципу талиона, т.е. зеркального отражения. Ст.200 «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, должно выбить его зуб». Если авелум совершит идентичные действия по отношению к мушкенуму, то сказано: «Если он (человек, авелум) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра». (Ст.201) Или же: «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз»,
«Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость».(Ст. 196,197).Те же действия членовредительства по отношению к мушкенуму: «Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра» (Ст.198). Среди мушкенумов принцип талиона не распространялся: Ст.201 «Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра».
Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е. между свободой и рабством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы
Хаммурапи оценивают «дешевле», чем авилума. Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя (Ст.8) «Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это принадлежит мушкенуму - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.
Различие мужду авилумом и рабом более существенная и выраженная, чем между авилумом и мушкенумом,т.к. уже было сказано, высшие категории мушкенумов приравнивались к авелумам.
В отличии от свободных, раб не мог свободно передвигаться :
Ст.15 «Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить».
Ст.16 «Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить».
Ст.17 «Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра».
Так как рабы, как уже было сказано, законом рассматривались как вещь, они могли быть подарены, проданы(судя по статьям 214, 252 стоимость рабов была 1/3 мины серебра), отданы за долги.
Ст.119 «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, которое отвесил ему тамкар и выкупить свою рабыню».
Ст.278 «Если человек купит раба или рабыню и до происшествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил».
Информация о работе История государства и права зарубежных стран