История гос-ва и права зарубежных стран Римская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

1. Формирование древнеримской государственности.
Древний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайшей след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейское.
Город Рим был основан примерно в 753 году до н.э. Здесь произошло объе

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. История гос. и права зар. стран Римская республика.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА. 
 

1. Формирование древнеримской  государственности. 

     Древний Рим  - одно из крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайшей след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейское.

     Город  Рим был основан примерно в 753 году до н.э. Здесь произошло объединение племен, проживавших по берегам Тибра – латинов, сабинов, этрусков, и др., которое и привело к образованию римской общины.

     История государства в  Древнем Риме делится  на три основных периода: 

1) возникновение  государства («период царей» - середина  VIII-VI вв. до н.э.);

2) республики  – V в. до н.э. – 27 году до н.э.;

3) империи  – 27 году до н.э. – 476 год, период которой подразделяется на два этапа принципат и доминат.

Вторым  периодом римской истории после  свержения власти царей является эпоха республики (термин «republicans» означает по-латыни «народное дело»), так римляне называли всю совокупность дел своей общины и государства во все периоды. Период ранней римской республики характеризуется двумя важными процессами. Во-первых, в это время происходит сословная борьба между патрициями и плебеями, в ходе которой были созданы социально-экономический базис позднейшего римского общества и его политическая система. Во-вторых, в этот период Рим завоевывает Италию, что позволило ему стать гегемоном, а затем и хозяином Средиземноморья.  
Три тысячи лет назад этруски проживали на большой территории Европы и Азии. На Апеннинском полуострове они были известны либо под латинским именем туски, либо под греческим – тирсены. В Италию они переселились из Малой Азии и образовали здесь область Тарсению. Геродот сообщает о руководителе факейского флота (Факей – портовый город в Малой Азии), что Дионисий, разбитый в битве при Ладе (небольшой остров) тирсенами,  старался нападать на купеческие корабли этрусков, которые господствовали тогда в западной части Средиземного моря.

Семь  первых римских царей были этрусками, а, следовательно, праславянами. Только соправитель Ромула Таций был сабинянином. Латинские племена переняли культуру этрусков, заимствовали письменность, цифры, календарь, меры веса, одежду, градостроительное искусство, живопись, военную тактику, тайны гадания и многое другое.

     На  вершине власти шло ожесточенное противоборство между сабино-латинами, с одной стороны, и этрусками  – с другой. Многолетняя борьба  завершилась изгнанием из страны в 509 г. до н.э. седьмого царя Тарквиния  Гордого. Последней каплей народного  гнева стало то, что Тарквиний  Гордый (завладевший троном с помощью убийства Сервия Туллия) перестал советоваться с сенатом, самочинно и несправедливо решал вопросы о вынесении смертной казни и конфискации имущества.

Па низложении царского трона римский народ клятвенно обязался никогда больше не допускать восстановления монархии. Само слово «царь» навсегда осталось в Риме символом ненависти. Сильная  власть была сосредоточена теперь  не в одном, а в двух должностных лицах – вначале в преторах (от лат. «предводитель»), а затем в консулах («советоваться»). По одной из версий в момент свержения царя в Риме было два легиона ополченцев, которые выдвинули каждый своего представителя на должность консула. Таким образом, движение против этрусских элементов во власти завершилось победой латинов и сабинов. Даже военная помощь верховного царя этрусков Порсенны (т.е. Барса) не смогла подавить восстание. В Риме установилась республика с выборными консулами во главе. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Публий Валерий, который много сделал для установления в 510 г. до н.э. республики, прозванный в народе «Публиколой», т.е. «другом народа». С этого времени начинается отсчет истории Римской республики, просуществовавшей около 500 лет. 

     Население Римской республики составили две  основные группы: собственно римские  граждане, так называемые патриции, и их антагонисты – плебеи. Плебеями являлись освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин – сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом первой общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима). Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно, только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточенно главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

     Положение личности в Римской республике характеризовалось  тремя статусами – свободы, гражданства  и семьи. Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземцев, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за услуги и пр., были первоначально явлением редким. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.

Хозяйственная жизнь римлян была довольно примитивной. Основным занятием населения было скотоводство и земледелие. Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, была известна культура оливок. Применялись в сельском хозяйстве мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие орудия. Известно было удобрение полей навозом, довольно широко применялось дренажирование полей. О развитии ремесла свидетельствуют археологические находки, относимые к тому времени: остатки римских крепостных стен, городской канализации, развалины древнейших храмов (например, храма Юпитера Капитолийского). Возможно, что эти сооружения были возведены южноиталийскими греками или этрусками, но все, же они доказывают развитие ремесла в Риме. В древнейшее время еженедельные базары происходили на римской городской площади — Форуме. Весьма древнего происхождения, ежегодные ярмарки которые приурочивались к большим религиозным празднествам, происходили обычно при известных святилищах (например, при храме Дианы на Авентине).

     Как политическое, так и гражданское  полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины  «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать  в политической жизни. Это, конечно  не означает совершенного отстранения  женщин от участия в делах семьи  и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки  дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом  римская женщина не раз оказывала  влияние на судьбу родного города.

     По  достижению совершеннолетия римский  юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные  действия) и записывался в соответствующую  трибу. С этого момента гражданин  становился политически полноправным. Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец – сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких  сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось  прямого уполномочия отца. Имущественной правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки.

     Каждый  римский гражданин, достигший 17-летнего  возраста, был обязан нести военную  службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества  пролетарии в армию не допускались. Все римляне обязаны были служить в армии, стаж военной службы был необходим для получения государственных должностей. Уклонение от воинского долга каралось весьма сурово: виновный мог быть лишён гражданских прав и продан в рабство. В ранний период республики армия в случае военной опасности набиралась по распоряжению сената и консулов, а после окончания военных действий распускалась. Такое положение армии сохранялось довольно долго, уже в IV в. до н.э. - тем более в III в. до н.э., вследствие почти беспрерывных военных действий армия фактически становится постоянной. Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода, только всадники получали от государства коней или соответствующую сумму на их приобретение. В зависимости от своего имущественного положения римляне побогаче, служили в коннице, не состоятельные римляне в легковооружённой пехоте. С завоеванием Италии характер службы изменился. В конце V в. до н. э. была проведена военная реформа, приписываемая полулегендарному герою Вейентинской и Галльской воин Марку Фурию Камиллу, в соответствии с которой устанавливалось жалованье воинам, выдавалось казённое вооружение и продовольствие, а также изменялось построение армии. Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушение воинского долга прибегали к децимации – казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию. Римская армия подразделялась на легионы, численный состав которых колебался от 4 200 до 6 000 человек. До реформы легион представлял собой фалангу тяжеловооружённых пехотинцев до восьми рядов в глубину. Конница и легковооружённая пехота размещались обычно на флангах и использовались преимущественно как резервы. Реформа заключалась в реорганизации этой малоподвижной фаланги и введении так называемого манипулярного строя. Легионы строились теперь по принципу опытности воинов в три боевые линии: в первой стояли молодые воины (гастаты), во второй — более опытные (принципы) и в третьей — ветераны (триарии). Манипулярный строй обеспечивал значительную свободу манёвра. Бой обычно начинался следующим образом: движущийся вперёд строй метал в ряды неприятеля дротики. Залп дротиков открывал путь к рукопашной схватке, в которой главным оружием были меч, копьё, а для обороны — щит, шлем и панцирь. Бои начинали легковооружённые, которые строились перед фронтом легиона. Затем, после вступления в бой основных сил, легковооружённые отступали в интервалы между манипулами, и бой вела уже первая линия, т. е. гастаты. Если противник оказывал стойкое сопротивление, то в интервалы первой линии вступали манипулы принципов, создавая, таким образом, уже сплошной фронт. Только в крайнем случае, когда исход боя не мог быть решён без привлечения резервов, в сражение вступали триарии. Кроме легионов, состоявших исключительно из римских граждан, в римской армии были ещё так называемые союзники, вербовавшиеся из покорённых племён и общин Италии. Они обычно представляли собой вспомогательные войска, располагавшиеся на флангах легионов. На один легион полагалось 5 000 пехотинцев и 900 всадников из числа союзников. Особенностью римской военной тактики было устройство укреплённых лагерей. Место, где римское войско останавливалось хотя бы на одну ночь, непременно окружалось рвом и валом. Лагерные укрепления исключали внезапное нападение врага и давали возможность сочетать преимущество наступательных действий с оборонительными, так как лагерь всегда служил опорной базой, куда войско могло укрыться в случае необходимости. Воины, отличившиеся на поле битвы, получали повышение по службе, серебряные или золотые знаки отличия, но высшей наградой считался лавровый венок. Полководцу, одержавшему крупную победу, давался титул императора и назначался триумф, т. е. торжественный въезд в город во главе победоносных легионов. Такова была римская военная организация, которая в значительной мере обусловила победы Рима над другими италийскими народами и содействовала в дальнейшем установлению господства Рима над всем Средиземноморьем.

     Руководящим принципом римской политики в  отношении завоёванных территорий было знаменитое «разделяй и властвуй». Завоеванные Римом внеиталийские земли – провинции – управлялись назначенными из Рима магистратами. Ими являлись обычно бывшие консулы и преторы. Предоставляя привилегии некоторым провинциям, натравливая один народ на другой, Рим научился подавлять одни провинции с помощью других провинций. И внутри захваченных стран подачками и преимуществами Рим привлекал на свою сторону одних, чтобы с их помощью подавлять других.

     По  мере того как Рим из незначительного  поселка превращался в столицу  огромной территории, состав его населения  стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались права  и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых, так или иначе, выступает перегрин, участвует перегринский претор. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов – право квиритское и право перегринское.

Перегринское  право стало называться со временем «правом народов» - «jus gentium». Это право было не международным, а так же являлось римским правом, но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Активным творцом «jus gentium» был особый чиновник, то есть уже упомянутый выше перегринский претор (с 242 года до н.э.).

     Начиная IV-III веков до н.э. основным работником в Риме становится раб. Краеугольным камнем не писанной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи. Труд рабов широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов было много, и каждая новая война пополняла их число. Но чем большим становилось их значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение. Рабы не имели ни семьи, ни собственности. Дети, прижитые им от рабыни, принадлежали господину – они его рабы. Все, что ни приобретает раб – работой, находкой, дарением, - точно так же собственность хозяина. В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивает определенную сумму денег (в возмещении вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков. Допрос раба производился только под пыткой. Если случилось, что раб умирал при этом, господин мог требовать  возмещения от того, кто требовал допроса. Господину не воспрещалось убийство раба. Закон относился к этому так же, как к убийству животного. Самым ужасным было положение рабов, отданных в рудники. Там царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог занимать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т.п. 

Информация о работе История гос-ва и права зарубежных стран Римская республика