История гос-ва и права зарубежных стран Римская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

1. Формирование древнеримской государственности.
Древний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайшей след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейское.
Город Рим был основан примерно в 753 году до н.э. Здесь произошло объе

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. История гос. и права зар. стран Римская республика.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

2. Государственный  строй Римской  республики.

     Главным органом власти Римской республики был сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек, а в I в. до н.э. их число увеличилось до 600, а затем до 900. Роль сената была увеличена благодаря ещё одному обстоятельству, Рим не имел писаной конституции. Она слагалась из различных правовых норм, принятых в разное время. В такой ситуации велика была роль неписаных правил и практики. Контроль сената над политической жизнью общества усиливался еще и тем, что из числа его членов избирались судебные комиссии. Назначали сенаторов особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, - цензоры. Цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные, должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев фактически независимым от воли свободных граждан. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждал предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей. По традиции сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решение народного собрания «не соответствует интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще, бюджет, внешние сношения, военное дело, включая назначения командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.  По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристократической. Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунал, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают  на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующие положение сената. В этой связи нельзя не отметить право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

     Когда с течением времени земельный  фонд Рима, состоявший в прилегающей  к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время её осуществления не поддается точной датировке, скорее всего это VI век до н.э.

Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться, плебейский элемент был  допущен в народное собрание, сделалась  частью «римского народа». Вместе с  тем было произведено деление  граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов (асс – мелкая римская монета); ко второму разряду – в 75 тысяч ассов, к третьему – в 50 тысяч ассов и т.д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тысяч ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц – центурий (сотен): первый разряд – 80, второй, третий и четвертый – по 20, пятый – 30. Одну единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского «пролес» - потомство: те граждане, у которых не было ничего кроме детей). В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Разряды поделили на неравное число центурий. Всадники и самые богатые имели 98 центурий (18+80) из 193, то есть располагали абсолютным большинством. Если эти центурии выступали совместно, мнение остальных не имело значение. Голосование прекращалось, как только солидарно высказывались первые 98 центурий. Город был разбит на четыре территориальных округа трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Старые роды и курии потеряли прежнее значение. Вместе с ними уходил в прошлое первобытнообщинный строй.

     В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два  вида народных собраний – центуриатных и трибутные, а также были куриатные  народные собрания, действовавшие со времен царского периода.

Центуриатные  собрания считались главными, так  как в них преобладали аристократия и богатые граждане. В компетенцию  центуриатного собрания входило  принятие законов, избрание высших должностных  лиц – магистров -  республики – консулов, преторов, цензоров, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось  при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.). Число центурий с течение времени было увеличено, и в III веке до н.э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения (центурии были одновременно и военными единицами).

Трибутные собрания делились на плебейские и  патрицианско-плебейские. Они избирали высших должностных лиц – квесторов, эдилов, а также обсуждали некоторые  законопроекты, местные дела. Решения  трибутных собраний получили название плебисцитов. Когда гражданина приговаривали  к смерти, он мог апеллировать к  центуриатным собраниям, если же наказанием являлся денежный штраф, можно было обращаться к собраниям триб.

Куриатные собрания стали терять своё значение и, в конце концов, были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов. Они созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование.

     Во  времена республики государственные  должности в Риме, назывались магистратурами, власть которых подразделялась на высшую (империум) и общую (потестас).

Магистратуры  делились на ординарные (обычные) и  экстраординарные (чрезвычайные). К  ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др. 

В империум включались высшая военная власть и право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания, председательствовать в них, издавать приказы и принуждать к их исполнению, а также право суда и назначение наказаний. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум», включающий право приговаривать к смертной казни. Приговор не подлежал обжалованию. По решению сената в особых случаях один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор осуществлял полноту военной и гражданской власти, по армии он назначал себе помощника — начальника конницы. Диктатор не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий – 6 месяцев.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть переданы суду за злоупотребление. Круг деятельности коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение – вето – на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два потом четыре и больше). Консулу принадлежал большой империум с правом выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен вне города. В руках консулов находились дела текущего исполнения, они следили за исполнением законов. Консулы, по сути, обладали той же властью, что и цари, с той разницей, что эта власть вручалась им на время. В то время еще не существовало законов, ограничивающих возможности их повторного избрания.

Преторы – помощники консулов. У преторов был ограниченный империум без права  приговаривать к смертной казни. Они занимались делами судов, изданием общеобязательных постановлений и тем самым создавали новые нормы права. Вначале избирался один претор, потом два – городской и претор перегвинов. Постепенно их число выросло до восьми.

В знак особого почета консулов и преторов сопровождала постоянная особая вооруженная  свита: консула – 12 ликторов, претора  – 6. В то же время ни консулы, ни преторы  не имели права непосредственного  руководства другими коллегиями. Каждый делал свое дело, как находил  это нужным. Тем более все они  несли ответственность перед  одной и той же властью –  народным собранием.

В магистратурах, которые были поделены на ординарные и экстраординарные, цензоров было два, квесторы сначала были без специальной компетенции, затем стали заведовать финансовыми расходами и расследовать некоторые уголовные дела. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

     Особое  положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена  около 494 года до н.э. в результате ожесточенного  столкновения плебейства с патрициатом. Первый исход плебеев из Рима, недовольных  своим положением произошёл в 494 году до н.э. Сенат, защищая богачей, пишет Плутарх, вступил в столкновение с народом, требовавшим ликвидации долговой кабалы. Залогами и распродажами ростовщики разоряли людей среднего достатка, а бедных хватали и сажали в тюрьму. Народ, храбро сражавшийся в сабинскую войну, возмутился. Когда неприятель, воспользовавшись смутами, двинул к городу и консулы призвали граждан к оружию, никто не явился. Сенат заседал неоднократно, но так и не принял решения. Тогда бедняки неожиданно выселились на Священную гору, угрожая вовсе уйти из Рима. Они несколько дней стояли у стен города, что вызвало страх у патрициев, которые согласились, чтобы плебеи имели своих народных трибунов (трибун – вождь трибы). Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, с 457 года до н.э. – их количество доходило до 10 человек. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны не имели управленческой власти, не могли выступать в сенате. Только с середины IV в. до н.э. трибуны получили право входить в сенат, потом и выступать в прениях и даже созывать сенаторов на заседание. Кроме того, народные трибуны располагались правом вето на исполнение любого должностного лица и постановления сената. В истории Древнего Рима хорошо известны имена народных трибунов Авла Габания, Гая Каски, Публия Каски, Херея Кассия, Сабина Корнелия, Тита Милона, Марулла Эпидия, Флава Цезетия, Метела Цецилия и др.

Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили, кроме приказов диктатора. Для того чтобы отменить вето народного  трибуна, требовалось единогласное постановление остальных его  коллег. Помимо того, трибун был наделен правом, арестовать любое лицо и подвергнуть его публичному допросу. Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима – братьев Тиберия и Гая Гракхов.

     В 462 году до н.э. трибун Гай Терентил Арсо потребовал, чтобы все законы записывались, а не объявлялись устно и чтобы  консулы и преторы судили именно согласно законам, сформулированным письменно. Сенат оказал упорное сопротивление  этому требованию. В ответ плебеи десять лет подряд избирали трибунов из числа сторонников Арсо. Наконец  противоборствующие стороны пришли к соглашению: сенат формирует из патрициев и плебеев децемвиры – комиссию из 10 человек с консульскими полномочиями для составления законов, а плебеи, в свою очередь, соглашаются на ликвидацию трибуната. В 451 году до н.э. децемвиры, в которые вошли только патриции, были избраны. Кроме того, новоиспеченный децемвир Клавдий Региллиан, использую данную ему власть, пытался поработить Виргинию, девушку свободного сословия. В ответ плебеи вторично покинули Рим.

Децемвиры сформулировали большую часть законов и записали их на 10 медных досках (некоторые источники указывают на то, что доски были деревянными, в других пишется, что они были бронзовыми). В 450 году до н.э. избираются новые децемвиры, в которых участвуют и плебеи. Законы дополняются еще двумя таблицами. Так возник кодекс Древнего Рима, сыгравший огромную роль в развитии римского права и ставший источником всего частного и публичного права.

     В 449 году до н.э. децемвират был упразднен, а спустя два года возникло новое движение плебеев за свои права, и должность народных трибунов была восстановлена.

     445 год до н.э. ознаменовался новой  победой плебеев. Закон Канулея  санкционировал разрешение браков между патрициями и плебеями. Прежде всего, этим правом воспользовалась верхушка плебса. Закон стал первым шагом па пути образования новой патрицианско-плебейской знати — нобилитета. В ответ на это в 443 году до н.э. из полномочий консула были изъяты функции производства ценза и контроля над составом общины, которые перешли к новым магистратам — цензорам, избиравшимся только из патрициев. После законов 40-х годов V в. до н.э. сословная борьба на время затихает, хотя время от времени возникали конфликты на почве аграрного и долгового вопросов.

Информация о работе История гос-ва и права зарубежных стран Римская республика