История и современное состояние проблемы воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:53, доклад

Краткое описание

Трудности усугубляются тем, что понятия воли в философии, психологии, юриспруденции, медицине совпадают лишь частично, создавая почву для «споров о словах». Груз представлений обыденного сознания о воле и собственный личный опыт каждого исследователя в волевой регуляции своего поведения обусловливают дополнительные трудности в научном изучении психологических аспектов проблемы воли.

Вложенные файлы: 1 файл

История и современное состояние проблемы воли.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Как хотение, соединенное ассоциацией с движением, понимает волю А. Бэн. Он выделяет в воле две составляющие: мотив и движение. Причем самопроизвольность движений, т. е. способность к спонтанным движениям, он признает первичным элементом воли. Мотивы определяются чувствами удовольствия и страдания. Этот автор считает, что воля проявляется не только во внешних движениях, но и во внимании. Поскольку среди мотивов поведения имеются и идейные мотивы, обдумывание ситуации может привести к задержке движений. Усиление или ослабление воли А. Бэн связывает с изменением силы мотивов и влиянием мыслей или физического состояния человека. Развивая мотивы и мышление, можно развивать волю.

К мотивационному направлению в исследовании воли можно отнести и эмоциональную теорию воли, предложенную В. Вундтом. Он резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов и считал, что простейшим волевым процессом является влечение как один из эмоциональных процессов. По его мнению, именно эмоции составляют сущность мотивов. Считая себя волюнтаристом, т. е. признавая самостоятельность воли, он, тем не менее, выступал против понимания воли как процесса, отличного от мотивации, когда воля рассматривается «как особый процесс, протекающий наряду с мотивами и не зависящий от них». В простейшем волевом процессе Вундт выделяет два момента: аффект и вытекающее из него действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние — на изменение других психических процессов, включая и эмоциональные.

Представление о воле как способности, связанной с побуждением действий, проявилось и в работах Т. Рибо. К простейшим формам воли он относит способность живой материи реагировать на ситуацию. В основе воли лежит страсть как мотивирующая сила. Развитие воли этот автор представляет как переход от рефлекторных реакций к побуждению действия абстрактными идеями. В развитых формах воля есть способность к активности, идущей от личности как целостного образования «Я». По мнению Т. Рибо, воля выражается не только в побуждении действий и направленности психических процессов (внимания), но и в их торможении. Волевое усилие проявляется как механизм (средство) разрешения конфликта при расхождении сознательного выбора с каким-либо естественным стремлением к действию.

Отождествление К. Левином побудительной функции воли с формированием квазипотребности как механизма побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению воли и мотивации. Вследствие этого на долгие годы почти полностью прекратилась теоретическая работа по психологии воли, а часть поведенческих явлений, традиционно относимых к волевым явлениям, стала исследоваться в контексте других проблем (например, persistence). Это позволило Л. Фарберу заметить, что психологи стремятся протащить волю в психологию под другими названиями.

Однако попытки объяснить все моменты поведения человека на основе существующих теорий мотивации не дали положительного результата. Богатство феноменологии реального поведения человека показывает ограниченность современных теорий мотивации и вынуждает обращаться к понятию воли. Исследователи мотивации, отбросившие это понятие как ненужное, спустя несколько десятилетий были вынуждены вернуть проблему воли в психологию.

Необходимость обращения к понятию воли наиболее отчетливо проявилась в исследованиях намеренных действий, действий, осуществляющихся при наличии конфликта разных мотивационных тенденций или внешних препятствий. Воля при этом рассматривается как часть мотивационного процесса при порождении действия. X. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия:

  • мотивация до принятия решения о действии;

  • воля;

  • осуществление действия;

  • оценка последствий действия.

Если мотивация больше связывается с выбором действий, то воля — с его инициацией и осуществлением.

Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении личностных намерений. Он, как и X. Хекхаузен, различает намерение и желание (мотивацию), идущее от актуализированных потребностей. Свою задачу Ю. Куль видит в том, чтобы понять психологический механизм побуждения к намеренным действиям, когда на пути намерения стоят препятствия или конкурирующие желания. Сущность этого механизма, по его мнению, заключается в мотивационной поддержке намеренной цели и торможении конкурирующего желания. Мотивационная поддержка как особое усилие может осуществляться активно и пассивно. Волевой регуляцией Ю. Куль считает только активную намеренную регуляцию, выделяя шесть стратегий саморегуляции и среди них намеренную регуляцию мотивационных тенденций.

Й. Бекман выделяет особый тип процессов (метапроцессы), которые регулируют основные психические процессы. Волю он рассматривает как метапроцесс, включающийся при нарушении поведения и направленный на снятие препятствий или активацию низкоуровневых процессов, обслуживающих действие.

Дж. Нюттен намеренное действие рассматривает как действие личностное и считает, что его осуществление невозможно без волевой регуляции. Волю он понимает как мотивационный процесс, опосредованный познавательными процессами и направленный на осуществление намерения. Он пишет: «Воля принадлежит к той категории личностных процессов саморегуляции, которые также называются самодетерминацией». Волевой акт идет от осознающего и оценивающего себя человека и направлен на регуляцию побуждения к действию (при затруднениях) через соединение личностных тенденций с силой мотивов и намеренной целью.

Близкие к изложенным выше взглядам идеи высказывались ранее в работах Г. Анкомба, Ф. Ирвина, А. Кенни, К. Ламбека и др. Вопросы саморегуляции, самоподкреплений поднимались и в исследованиях многих психологов, анализирующих процесс мотивации. В советской психологии необходимость обращения к волевой регуляции при анализе мотивации хорошо просматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Д. А. Кикнадзе, А. А. Файзуллаева и др.

К аффективным процессам относит волю Ж. Пиаже, признавая единство аффективных и когнитивных процессов. «Сама воля, — писал он, — может пониматься как своего рода игра аффективных и, следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняемыми (моральные чувства и др.)...». По его мнению, функция воли заключается в усилении слабой, но социально более значимой мотивации, что достигается через оценку событий и действий и предвидение будущего.

К мотивационным теориям воли относится теория воли, разработанная Д. Н. Узнадзе и его последователями. Этот ученый связывает формирование воли с трудовой деятельностью человека, которая совершается «без актуальной потребности» и направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Корень проблемы воли он видит в том, что «в случае воли источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совершенно иное, что иногда даже противоречит ему».

Побуждение к любому действию Д. Н. Узнадзе связывает с наличием установки к действию. В импульсивном действии установка определяется актуально переживаемой потребностью. «Установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или мыслимой ситуацией». За волевыми установками скрываются потребности человека как личности, которые хотя и актуально не переживаются в данный момент, но лежат в основе решения о действии, в котором также участвуют процессы воображения и мышления. Потребности личности и воображаемая ситуация возможного поведения и создают волевые установки.

Идеи Д. Н. Узнадзе были развиты в работах Ш. Н. Чхартишвили. Он разделяет мнение, что волевое поведение не связано с удовлетворением актуально переживаемой потребности, а направлено на создание объективных ценностей. Причину волевого поведения Ш. Н. Чхартишвили видит не в отдельных потребностях, а в самой личности как субъекте воли. Хотя воля призвана побуждать поведение, удовлетворяющее внешние общественные требования, принимаемые субъектом («я должен») и направленные на создание объективных ценностей, данный автор не считает волю частью единого мотивационного процесса, а выделяет ее как особое образование или способность личности.

Ш. А. Надирашвили видит основную причину формирования воли в требованиях социальной жизни человека. По его мнению, акт объективации, т. е. выделение человека как субъекта поведения, не сливающегося со своей жизнедеятельностью, возникает при столкновении действия с внутренним препятствием. Противоречие импульсивного поведения моральным нормам порождает конфликт, и личность должна создать новую установку, отвечающую требованиям морали. В основе таких установок лежат потребности личности, оценивающей свои действия с позиций общества.

В рамках мотивационного подхода предлагает свое решение проблемы воли С. Л. Рубинштейн. В учебниках психологии он старается объединить представления о воле различных исследователей, но главной для него все же остается связь воли с мотивационным процессом.

Он соглашается, что «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию». Развитые формы воли С. Л. Рубинштейн также связывает с мотивацией. «Воля на высших своих ступенях — это не просто совокупность желаний, а известная организация их».

Хотя данный автор признает за волей функции выбора действий и их регуляции, наиболее существенной для него остается побудительная функция воли. «Воля как определенным образом организованная совокупность желаний, выражающихся в поведении, в регуляции действий, — пишет он, — относится к побудительной, а не к исполнительной регуляции».

Начальное представление о воле как самостоятельной силе, независимой от внешних воздействий и определяющей активность души, было впервые сформулировано, видимо, еще Августином, позиция которого оценивается как волюнтаристическая.

В рамках этого варианта оригинальное понимание воли было предложено А. Шопенгауэром. Под волей он понимал общую способность к активности, присущую всем телам мира (живым и неживым). Поэтому как акт воли он рассматривает любое действие человека.

Воля и действие — это «не два объективно познанные различные состояния, объединенные связью причинности, а одно и то же, но данное нам двумя разными способами... Действие тела не что иное, как объективированный, т. е. вступивший в поле воззрения, акт воли».

Эти идеи в последующем развивались в работах его последователей: Э. Гартманна, Н. Лосского. Близкую к ним позицию занимал Г. Гёффдинг.

Как особую активность субъективного духа, а именно духа практического, связанного с целями и интересами человека и с их воплощением в практических результатах, рассматривал волю Гегель. Поскольку в основе мира лежит разум, то в основе воли — мышление. Гегель писал, что «без мышления не может быть никакой воли» и что человек «настолько является волевым, насколько и мыслит».

Понимание воли как самостоятельной активной силы, обеспечивающей действия человека, характерно для всей идеалистической психологии. В концепциях сторонников этого мировоззрения воля как бы замещает собой субъекта, превращаясь во «внутреннего деятеля, проявляющегося в известных “явлениях” воли — влечениях и действиях».

По мнению Г. И. Челпанова, душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял три элемента: стремление, желание и усиление. В более поздней работе он связывал волевое действие с конфликтом мотивов, наделяя волю и функцией выбора (решения о действии).

Как «начальный момент действия» или силу, «которая всегда дает душе какие-нибудь деятельные стремления», как выражение причинности духа понимал волю Л. М. Лопатин.

Вл. Соловьев приравнивал волю к бессознательному влечению, связывая ее с порождением действия.

Против понимания воли как особой силы души, которая беспричинно повелевает действиями человека, выступал еще Д. Локк. Он также считал неверным отождествление воли и желаний человека. Для него воля — это сила ума «направлять деятельные способности человека на движение или покой». Иначе говоря, связывая волю с порождением действий, Д. Локк наряду с мотивацией выделяет особую способность осуществлять действие, которую он и называет волей. Воля, ориентируясь на неудовольствие, может выступить, по мнению Д. Локка, и против желания, формируя у человекахотения или воление.

В рамках мотивационного подхода зародилось представление о воле как способности к сознательному намеренному преодолению препятствий. Видимо, впервые на роль препятствия в формировании намерения его преодолеть указал Г. Лотце. Эту идею развивал также К. Фортлаге, который считал, что воля как стремление к действию рождается из страданий, связанных с наличием препятствий.

В работах Н. Аха преодоление препятствий стало предметом экспериментального исследования. Преодоление препятствий Н. Ах считал основной функцией воли. Он полагал, что воля, хотя тесно связана с мотивацией через актуальный момент волевого акта, но все же не совпадает с ней. Если мотивация определяет общую детерминацию действия, его инициацию, то воля лишь усиливает эту детерминацию. Волевой акт, формирующий усиление детерминации, возникает только при наличии препятствий на пути действия.

Информация о работе История и современное состояние проблемы воли