История и современное состояние проблемы воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:53, доклад

Краткое описание

Трудности усугубляются тем, что понятия воли в философии, психологии, юриспруденции, медицине совпадают лишь частично, создавая почву для «споров о словах». Груз представлений обыденного сознания о воле и собственный личный опыт каждого исследователя в волевой регуляции своего поведения обусловливают дополнительные трудности в научном изучении психологических аспектов проблемы воли.

Вложенные файлы: 1 файл

История и современное состояние проблемы воли.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Н. Ах выделяет две стороны волевого акта: феноменологическую и динамическую.

В феноменологической стороне волевого акта он различает четыре момента:

  1. образный момент (ощущение напряжения);

  1. предметный момент (представление цели и ее отношений       со средствами);

  1. актуальный момент (внутреннее действование);

  1. момент состояния (психическое переживание трудности, усилие).

Динамическая сторона волевого акта заключается в эффекте его реализации, т. е. в воплощении действия, успех которого зависит от силы детерминации, обусловленной актуальным моментом волевого акта, и от других факторов (трудности препятствия, содержания действия).

А. Ф. Лазурский считал механизмом преодоления препятствий волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри нее. Он впервые поставил вопрос о специфичности волевых усилий.

«Другими словами, вопрос ставится так: существует ли одно волевое усилие, могущее по произволу человека направляться в различные стороны, или же, наоборот, имеется несколько его разновидностей, родственных друг другу, но все-таки не тождественных между собой».

Вслед за Н. Ахом Л. С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли (волевого действия). Вместе с тем к функциям воли он относит и инициацию действия. Л. С. Выготский включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию необходимому, но слабо связанному с личным желанием человека.

В работах Л. С. Выготского впервые формируется представление о произвольной форме мотивации наряду с другими процессами. Сущность воли он видит в овладении собой, своими психическими процессами, в том числе и мотивацией. В ранних работах Л. С. Выготский пытается объяснить произвольную форму регуляции психических процессов и поведения в целом через намеренную организацию внешних стимулов. Позже он обращается к системе смысловых образований сознания человека, полагая, что изменение смысла действия меняет и побуждение к нему.

Анализируя изменение побуждения к действию в различных ситуациях, он замечает: «Нормальному ребенку достаточно было изменить смысл ситуации, ничего не меняя в ней, для того чтобы вызвать не менее энергичное продолжение деятельности уже насытившегося ребенка».

Стремление к осмыслению действий Л. С. Выготский рассматривает как необходимое условие его выполнения: «Интересна обнаружившаяся в выполнении бессмысленных поручений тенденция к осмыслению их, во что бы то ни стало, путем создания новой ситуации, изменения в психологическом поле».

Его взгляды получили свое продолжение и развитие в работах Л. И. Божович и ее сотрудников. Сущность волевого поведения она видела в том, что человек оказывается способным подчинить свое поведение сознательно поставленным целям (принятым намерениям) даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных, но социально ценных целей. Иными словами, главную функцию воли она видит в инициации действий, не отрицая при этом и способности к преодолению препятствий. В традиции, идущей от француз¬ских исследователей (Ш. Блонделя и др.) и затем от Л. С. Выготского, она рассматривает волю как социальное новообразование, как высшую психическую функцию в мотивационной сфере (или даже более сложное образование), возникающую «в результате развития человеческих потребностей, опосредованных интеллектом». Развивая идеи Л. С. Выготского о регуляции мотивации, она вводит понятие произвольной мотивации.

Основную задачу в исследовании волевого поведения Л. И. Божович видит в том, чтобы понять, «как возникает побудительная сила сознания, которая позволяет человеку руководствоваться поставленными перед ним целями, принятыми намерениями и действовать в соответствии с ними, побеждая свои непосредственные стремления и желания» . Другими словами, задача заключается в изучении тех психологических механизмов, которые участвуют в перестройке мотивационной иерархии различных действий. Такая перестройка осуществляется через работу во внутреннем интеллектуальном плане, через привлечение внешних опор, подкрепляющих намерение.

Как способность преодолевать препятствия и доводить действие до намеченной цели понимал волю К. Н. Корнилов. Такое понимание воли надолго заняло ведущее место в совет¬ской психологии и получило наибольшее развитие в работах В. И. Селиванова и его учеников.

В. И. Селиванов рассматривает волю как самостоятельный психический процесс или одну из сфер психики наряду с познавательными процессами и эмоциями. Эти три сферы образуют треугольник, в центре которого он помещает потребности и мотивы. Одно из определений воли здесь связано с представлением об особой форме отражения, регулирующей действия человека в условиях намеренного преодоления препятствий.

Считая регулирующую функцию воли основной, В. И. Селиванов видит сущность регуляции в «мобилизации личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков». В число функций воли он включает пуск и торможение действий, создание дополнительного к основной мотивации побуждения, изменение силы мотивов. Тем самым термин «регуляция» используется им широко (как регуляция всего процесса порождения действий) и узко (как регуляция только исполнительной части действия). Широкое понимание регуляции и регуляция мотивации при преодолении препятствий позволяют рассматривать позицию В. И. Селиванова как принадлежащую и мотивационному подходу. Он прямо указывает, что воля создает особое волевое побуждение, отличающееся от мотивационного побуждения. Механизмом создания побуждения для преодоления препятствий этот автор считает волевое усилие.

Наряду с волевыми процессами он выделяет волевые состояния, т. е. состояния, которые обеспечивают лучшие условия для преодоления препятствий. При определенных условиях волевые состояния переходят в волевые качества личности, определяющие способы преодоления препятствий.

Связывая волю с регуляцией исполнительной части действий, В. И. Селиванов рассматривает и регулирующую функцию воли по отношению к различным психическим процессам. Тем самым он подходит к исследованию воли как со стороны самодетерминации, так и со стороны саморегуляции.

В рамках мотивационного подхода было предложено еще одно представление о воле, связанное с разработкой ее филогенетических корней. Идея о наличии воли у животных не является новой и высказывалась рядом исследователей. Как созданное эволюцией средство адаптации живого рассматривается воля представителями социобиологии.

П. В. Симонов определяет волю как реакцию на преграду, проявляющуюся в рефлексе свободы, как активность, обусловленную «потребностью преодоления препятствий — потребностью, относительно самостоятельной и дополнительной к мотиву, первично инициировавшему поведение», или даже как саму «потребность преодоления препятствий».

Е. Н. Баканов связывает зачатки воли у животных не с преодолением препятствий самих по себе, а с возможностью соподчинения мотивов.

Своеобразное представление о воле было сформулировано П. А. Голь¬бахом. Он признавал участие воли в порождении действий, но для него воля — это особое предрасположение мозга как телесного органа, определенное состояние («модификация») которого и вызывает действие человека. «Воля — это модификация мозга, которая предрасполагает его к действию или подготавливает к приведению в движение соответствующих органов». Такое предрасположение мозга определяется действующими на человека мотивами, под которыми Гольбах понимал действующие на наши чувства предметы или идеи этих предметов.

Сходное рассмотрение воли было продолжено в работах Н. Н. Ланге, который определял волю как «способность производить сознательно целесообразные действия» и пытался найти физиологические механизмы волевых действий. В волевом акте он выделял четыре части:

  1. чувство, потребность, т. е. стремление;

  1. предсказание о цели;

  1. представление о движении;

  1. само движение.

Близкие к позиции Н. Н. Ланге взгляды развивали С. С. Корсаков и А. А. Токарский.

Таким образом, в целом мотивационный подход характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий или к усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов и пр.

В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается либо как самостоятельное психическое образование, либо как самостоятельная сила непсихологической природы, либо как мотивационное или эмоциональное образование (желания, аффекты, потребность), либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции. Реже и в неявной форме в этом подходе наблюдается сведение воли к интеллектуальным процессам, чаще просто подчеркивается большее или меньшее включение познавательных процессов в волевую регуляцию. Однако ориентация именно на побудительную функцию воли обеспечивает во всех вариантах мотивационного подхода акцентирование мотивационной составляющей воли.

 

 

 


Информация о работе История и современное состояние проблемы воли