История науки и техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Краткое описание

В настоящее время во все сферы деятельности людей проникает формализация ресурсов, операционный подход, что приводит к существенному расширению понятия технология. Современная технология оказывает все большее влияние не только на материалы, но и на энергию, информацию, окружающую среду, политику, связана социальными и моральными проблемами, причем многие связи двусторонние. Например, политика, идеология в свою очередь влияют на технологию. Сейчас, как и на заре своего возникновения, но на новом уровне этот термин проникает во все области деятельности человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
I. Техника…………………………………………………………………………………5
1.1 Понятие техники……………………………………………………….……….5
1.2 Понятие технического объекта………………………………………………..6
1.3 Техника в исторической ретроспективе……………………………….……...7
1.4 Типология техники…………………………………………………….……….8
1.5 Границы техники……………………………………………………….……..10
1.6 Социальные функции техники……………………………………….…...….11
1.7 Природа и техника…………………………………………………………....12
1.8 Тенденции развития современной техники…………………………….…...13
II. Технология и ее связь с техникой…………………………………………….…..14
2.1 Определения технологии……………………………………………….…….14
2.2 Эволюция понятий “технология” и “техника” ………………………..……16
2.3 Виды технологии……………………..………………………………………16
2.4 Статус технологии…………………………………………………..…….…..19
2.5 Метаморфозы технологии……………………………………………………20
2.6 Взаимосвязь технологии с другими науками………………………….……21
2.7 Диалектика взаимосвязи техники и технологии………………………..…..22
2.8 Современные технологии…………………………………………………….22
Последствия технологии и ее будущее…………………………….……………23
Заключение…………………………………………………………………….…….….24
Литература………………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

история науки и техники.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

В процессе развития техники  искусственные формы природы  постепенно вытесняют используемые естественные формы. Начиная от самых  простых, человек последовательно  создает искусственные формы все большей сложности. Характер возникновения и развития искусственных образований существенно отличается от естественных, так как развитие техники обуславливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека.

До настоящего времени в естественной эволюции можно было выделить три основные этапа: неживая природа, живая и современная социальная. Следовательно, человек в своей практической деятельности может последовательно осваивать эти три уровня сложности материи. Первым является освоение закономерностей естественного образования структуры неживой материи. Их знание позволяет создавать материалы с заранее заданными свойствами и на этой искусственной предметной основе создавать технические образования. Это первая группа технических образований, выделенная по природе их предметной основы. В человеческой деятельности они могут выполнять самые различные социальные функции (книги, инструменты и т.д.).

Природа предметности технических  образований, основанных на реализации отдельных процессов живой материи, может быть названа биологической, хотя ни органических соединений, ни естественных биологических процессов в них нет. Появление технических образований, основанных на подобных процессах, приводит к качественному изменению всего человеческого производства (тепловые двигатели).

Последней группой технических  образований может быть техника, основанная на реализации процессов, присущих только социальной материи.

Таким образом, технические  образования обладают двойственной природой. В своей человеческой сущности они всегда социальны, так как выполняют социальную функцию. Природа субстрата техники может быть физической, химической, биологической или социальной, в соответствии с тем процессом, который лежит в основе реализации человеческой функции.

1.3 Техника  в исторической ретроспективе

Техника возникла вместе с возникновением человека (Homo sapiens) и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Сама наука не имела  долгое время особой дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вопрос не ставился вообще. “Научное” и “техническое” принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим мировосприятием. Наука была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники.

Античная наука была комплексной по своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и не принимала организованных форм и дисциплинарности. Понятие техники также существенно отличалось от современного. В античности понятие “технэ” включает и технику, и техническое знание, и искусство, но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о “технэ”. В античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности.

В средние века архитекторы  и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось  в секрете и которое со временем изменилось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре являлся более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней культуры Ренессанса.

В науке Нового времени  можно наблюдать иную тенденцию  – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Выдвигался идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал в конечном итоге привел к дисциплинарной организации науки и техники.

Итак, в ходе исторического  развития техническое действие и  техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.

1.4 Типология  техники

Типологии реальных технических  объектов или искусственных материальных образований весьма многообразны и  многочисленны.

В свое время Ю. А. Ждановым была предложена классификация форм, используемых человеком природных материальных образования:

    • использование готовых природных форм и процессов;
  • изменение природных объектов, которое влечет за собой создание форм, аналогичных естественным;
  • предание предметам новых черт, не вытекающих из их внутреннего саморазвития;
    • “наложение” на предметы и явления черт, присущих человеку.

          Данная классификация охватывает все материальные образования, существующие в пределах человеческой деятельности, то есть техников в широком значении как искусственную материальную среду.

           Шеменев Г. И. приводит следующую классификацию: “…классы (совокупности) технических объектов: технологические, энергетические, транспортные, коммуникационные, информационные”. Это скорее перечисление самих оснований, чем типология технических объектов.

           В работе Волкова Г. Н. представлена наиболее развернутая типология техники, где технические объекты дифференцированы по деятельности, техника разделяется на активную и пассивную (активная техника является средством в системе деятельности, пассивная – условием деятельности), вводится неопределенное основание типологии техники – “вертикальный разрез” (дифференциация по деятельности – “горизонтальный разрез” ), которое отражает иерархическую структуру современной техносферы. Четким здесь является только подразделение техники по ее месту в системе деятельности.

          Эмпирическим материалом для исследования вопросов типологии технических объектов могут служить книги по общим вопросам техники или истории техники, где авторам необходимо рассматривать все многообразие технических объектов.

          Самая распространенная типология областей использования техники домашинного периода примерно следующая:

  • земледелие и оросительные сооружения;
  • отделившееся от земледелия ремесло;
  • строительная техника;
  • добывающая техника;
  • военная техника;
  • транспортная техника;
  • обслуживание отдельных отраслей естествознания;
  • техника медицинская, спортивная и другие.

Стремясь охватить все многообразие технических объектов, авторы, в основном, не ставят задачи строгой систематизации, и подобные работы носят либо описательный, либо прикладной характер.

В последнее время  делаются попытки более обстоятельных  разработок в области типологии  вещных образований. Например, работа Хан-Ян Гона, где предложены следующие основания для классификации “вещей как памятников культуры”:

  • по основным сферам человеческой жизнедеятельности они делятся на: средства производства и предметы потребления;
  • по основным “блокам” культуры: на памятники материальной культуры и памятники духовной культуры;
  • по субъекту: вещи, несущие в себе “печать индивидуальности своего творца” , и вещи – продукты коллективного труда и творчества;
  • по конкретно-историческим параметрам: стилю, исторической эпохе, национальной принадлежности;
  • по качеству искусственного: на художественные, утилитарные, художественно-утилитарные.

         Недостатки данной классификации: нечеткое разделение системы оснований классификации, несистематизированность “оснований”, приведенных авторами (фундаментальные основания стоят в одном ряду с незначительными факторами разделения).

         Рассмотренные типологии не обладают эвристичностью, то есть не могут предсказывать появление новых систем; ограничены рамками специфических деятельностей.

         Техника во всех значениях является результатом технической деятельности, поэтому основаниями типологии технических объектов следует выделить компоненты деятельности: субъект деятельности, объект, средства, процесс и результат.

1.5 Границы  техники

Исходя из догматического знания природы, технике часто ставили  ложные границы (например, в прошлом  веке утверждали, что воздухоплавание невозможно). В действительности же нельзя даже предвидеть, до каких пределов может дойти господство познающего человека над природой. Вся широта технических возможностей не должна вводить в заблуждение по поводу границ техники, которые заключены в предпосылках всех технических осуществлений, не подчиняющихся человеку.

Техника –  средство, которое должно направляться определенным образом.

Границы техники в  том, что она не может существовать сама по себе, для себя, она всегда остается средством. Поэтому техника  двойственна. Поскольку техника  сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Сама по себе она нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять. Направленность техники не может быть выведена из самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техникой.

Техника господствует только над механизмами, над безжизненным, универсальным. Во власти техники всегда лишь механически постигаемое. Она преобразует свой предмет в механизм, а тем самым в аппарат и машину. Техника ограничена тем, что она заключена в сфере безжизненного. Воздействовать на живое может лишь в том случае, если она оперирует им как чем-то, превратившимся в неживое.

Техника всегда связана с ресурсами и видами энергии, которые ограничены. Техника нуждается в ресурсах и в энергии, которыми она оперирует. Поскольку то и другое дано человеку в ограниченном количестве, техника использует то, что восстановить она уже не может.

Техника связана  с людьми, которые реализуют ее своим трудом. Люди должны хотеть служить технике. То, чего человек требует в силу самой своей природы, становится решающим, когда достигается граница, за пределами которой он отказывается жить или, рискуя жизнью, восстает. Тогда либо нарушается действие технического механизма, либо сам механизм разрушается.

Может быть, техника  ограничена в своих открытиях  возможной целью, и ее характер определен ее концом.

Время от времени делаются новые открытия, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшим открытиям, о  возможности которых раньше и не подозревали и для которых прежние открытия служили предпосылками. К подобным открытиям нового типа относится дизельный двигатель, а в наши дни – атомная энергия. Граница этого продвижения окажется достигнутой, вероятно, тогда, когда все доступное человеку будет открыто.

1.6 Социальные  функции техники

Существование любого технического объекта связано с его функцией, то есть свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние  свойства технического объекта или  его функция обусловлены, с одной стороны, внутренними свойствами технического объекта как материального образования; с другой стороны, технические объекты входят в систему производительных сил общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую социальную функцию.

Прямая функция техники  – опосредованное техникой взаимодействие человека и природы. Обратная функция  техники – воздействие технических  образований, всей системы техники  на человека и общество. Таким образом, прямая и обратная функции – это стороны взаимодействия в совокупности всех связей системы: человек – техника – природа.

Основаниями выделения  функции техники являются:

  1. Природные основания, являющиеся основой существования искусственных материальных образований.
  2. Свойства человека как биологического существа, которые выступают материальной основой взаимодействия человека и природы.
  3. Система личности как совокупность свойств, раскрывающая меру человека.
  4. Система общества как определенная организация деятельности в обществе.

Информация о работе История науки и техники