Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:15, реферат
В настоящее время во все сферы деятельности людей проникает формализация ресурсов, операционный подход, что приводит к существенному расширению понятия технология. Современная технология оказывает все большее влияние не только на материалы, но и на энергию, информацию, окружающую среду, политику, связана социальными и моральными проблемами, причем многие связи двусторонние. Например, политика, идеология в свою очередь влияют на технологию. Сейчас, как и на заре своего возникновения, но на новом уровне этот термин проникает во все области деятельности человека.
Введение…………………………………………………………………………………..3
I. Техника…………………………………………………………………………………5
1.1 Понятие техники……………………………………………………….……….5
1.2 Понятие технического объекта………………………………………………..6
1.3 Техника в исторической ретроспективе……………………………….……...7
1.4 Типология техники…………………………………………………….……….8
1.5 Границы техники……………………………………………………….……..10
1.6 Социальные функции техники……………………………………….…...….11
1.7 Природа и техника…………………………………………………………....12
1.8 Тенденции развития современной техники…………………………….…...13
II. Технология и ее связь с техникой…………………………………………….…..14
2.1 Определения технологии……………………………………………….…….14
2.2 Эволюция понятий “технология” и “техника” ………………………..……16
2.3 Виды технологии……………………..………………………………………16
2.4 Статус технологии…………………………………………………..…….…..19
2.5 Метаморфозы технологии……………………………………………………20
2.6 Взаимосвязь технологии с другими науками………………………….……21
2.7 Диалектика взаимосвязи техники и технологии………………………..…..22
2.8 Современные технологии…………………………………………………….22
Последствия технологии и ее будущее…………………………….……………23
Заключение…………………………………………………………………….…….….24
Литература………………………………………………………………………………26
Система функций техники образуется в результате наложения данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупного средства любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует системе прямой функции, но проявление обратной функции носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие), а так называемый “матричный”. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Воздействие техники на отдельного индивида – это непосредственное физическое воздействие, приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и овладения социальными деятельностями, смоделированными в технических образованиях.
1.7 Природа и техника
Главное в технической деятельности – это производить. Цель, а вместе с ней и техническая аппаратура являются для сознания первостепенными: напротив, то, что дано природой, отступает во мрак. Природа, которую видит перед собой человек в своей технической деятельности, - это то механическое и познанное исследованием невидимое (например, электричество), которым можно оперировать в неизменных рамках механической среды.
Тот, кто не постиг этого знания и ограничивается только его практическим применением, включая электричество, разъезжая в электрических поездах, совершает примитивные действия без малейшего представления о том, что, в сущности, происходит. То есть люди могут, не вступая в какое-либо отношение с природой, обслуживать непонятную им технику, тогда как в прежние времена для управления техникой необходимы были сноровка, умение и физическая ловкость.
Современная техника требует надлежащей близости к природе. Ряд технических аппаратов – от пишущей машинки до автомобиля – требует особой физической ловкости. Но это почти всегда односторонняя и ограниченная в своем применении ловкость и физическая выносливость, а не результат физической тренировки. Для того чтобы пользоваться технической аппаратурой, необходимо знание.
Техника может либо полностью
отдалить человека от природы, оттеснив
ее бессмысленным использованием технических
достижений, либо приблизить его к
познанной природе невидимого. Техника
открывает перед человеком
В техническом мире для человека существуют новые возможности, специфическое удовольствие от достижений техники, расширение благодаря технике знаний о мире. Новая близость к природе требует от человека, помимо умения и способности, силы своего созерцания создавать в этой чуждой природе сфере из целого, которого непосредственно нет, некое безусловное присутствие.
1.8 Тенденции развития современной техники
Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.
Развитие функций техники – это развитие функций человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых нет у человека, то это будет уже не техника.
Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый – это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автоматизированного производства.
Автоматизированное
Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:
II. Технология и ее связь с техникой
2.1 Определения технологии
Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: “Технология … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …” Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: “Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства”.
Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).
В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е. до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду “совокупность методов … изготовления … продукции”, “способы воздействия на сырье … соответствующими орудиями производства” или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.
Такая позиция приводит
к неверному толкованию обобщающих
понятий научной и теоретическо
При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.
Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.
2.2 Эволюция
понятий “технология” и “
Понятие “технология” впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского “Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых” . С публикацией первого тома книги В. И. Севергина “Начертание технологии минерального царства” (1821 г), выпуска первого номера сборника “Технологический журнал” (1840 г) и учебника П. А. Ильенкова “Курс химической технологии” (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.
В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как “искусство”, “инженерное искусство”, “ремесло”.
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие “ремесло” заменяют сначала “делом”, затем “искусством” и только в химии “технологией”.
Тогда термина техника еще не было, его заменяли “орудия” и “принадлежности”. Точного времени проникновения в Россию термина “техника” не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.
Термин “техника”, по сути, заменял нынешнее понятие “технология”. Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.
В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.
Выделение технологии в
самостоятельную научную
В процессе эволюции понятий “техника” и “технология” можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:
Периоды развития
понятий “техника” и “
Проникновение термина “технология” в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.
Распространение термина “техника” и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
Господство термина “техника” и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.
Возрождение термина “технология”, его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.
Строгое разграничение терминов “техника” и “технология” при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: “…наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…” .