Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:39, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении развития органов представительной власти в истории Российского государства.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть признаки демократизма в древнерусском общественном устройстве.
2. Изучить становление сословно-представительной монархии в России.
3. Рассмотреть развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История развития представительных органов в Российском государстве ………………………………………………………………………..4
Признаки демократизма в древнерусском общественном устройстве…………………………………………………………………..4
Становление сословно-представительной монархии в России……………………………………………………………………….8
Развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды……………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Парламент Российской Федерации как представительный орган государственной власти…………………………………………………………20
2.1. Общая характеристика Парламента РФ …………………….…………..20
2.2. Полномочия Палат Федерального Собрания Российской Федерации...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….29
Статья 102 Конституции РФ к исключительному ведению Совета Федерации относит:
1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений.
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
4. Назначение выборов Президента РФ.
5. Отрешение Президента РФ от должности.
6. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Решения по вопросам своего исключительного ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.
К исключительному ведению Государственной Думы относятся:
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Объявление амнистии.
7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Главнейшим полномочием палат Федерального Собрания является законотворчество. Законодательный процесс складывается из нескольких стадий:
1. Законодательная инициатива.
2. Предварительное рассмотрение законопроекта Государственной Думой в чтениях.
3. Принятие законопроекта Государственной Думой.
4. Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации
После того, как федеральный закон был принят в Государственной Думе, он в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон направляется на имя Председателя Совета Федерации.
Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон, поступивший из Государственной Думы, в течение 14 дней. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает его и принимает по нему заключение. Заключение комитета представляется Председателю Совета Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат следующие федеральные законы:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира [1].
По результатам обсуждения федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
5. Подписание Президентом РФ закона и его обнародование.
Совет Федерации обязан в течение пяти дней направить Президенту для подписания и обнародования федеральный.
Исходя из всего вышеизложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание - Парламент России, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Конституция РФ не называет палаты верхней и нижней, однако, проведя аналогию с мировой практикой можно говорить о том, что Совет Федерации формально является верхней палатой.
Конституционная компетенция палат Федерального собрания характеризуется тремя группами полномочий: относящиеся к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности палаты; по принятию федеральных законов.
Таким образом, с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. началось «укрепление российской государственности в качественно новых ее характеристиках, призванных возвратить страну в мировое общедемократическое конституционное пространство» [14; с. 285]. Россия провозглашалась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Общепризнанные принципы парламентаризма получили прямое конституционное закрепление. С образованием Федерального Собрания связан новый этап становления парламентских традиций. Понятно, что этот процесс будет нелегким и длительным, поскольку, как уже говорилось выше, он предполагает формирование гражданского общества, демократической политической культуры, многопартийной системы.
Рассмотрение исторической практики представительных органов власти России позволяет уяснить, каким сложным и нередко драматическим был отечественный путь к парламентаризму. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития, национальными духовными традициями, опытом государственной жизни, геополитическими обстоятельствами, достигнутым на каждом этапе уровнем политической и правовой культуры и т. д.
Своеобразие российского варианта установления парламентской формы правления в заметной степени обусловливалось особенностями дореволюционной и послереволюционной истории, многовековыми традициями самодержавия, а также опытом тоталитарного управления обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ещё в первые века развития и становления Российского государства институт представительства в государстве начал формироваться в виде вече и собраний, что положило основу будущему парламентаризму в России. Вечевые традиции долго существовали на Руси, являя своеобразие и устойчивость политической организации страны.
С введением сословно-представительных учреждений в средние века в Российском государстве в виде земских соборов происходила замена элементов демократизма началами сословного представительства. Земские соборы обеспечивали представительство от различных слоев населения в органах государственной власти. С формально-юридической точки зрения Государственная дума и Государственный совет, как нижняя и верхняя палаты, обладали характерными для парламента правами.
В советский период в стране сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствование законодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многих ключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политического подхода ко всем областям жизни страны, в том числе и в сфере законотворчества.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г., изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации представительной и законодательной деятельности на федеральном уровне: она закрепила статус двухпалатного парламента России. Нынешняя модель Парламента в России представляет собой 2 палаты: Верхнюю в виде Совета Федерации и нижнюю ― в виде Федерального Собрания, которые законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Законодательство четко определяет порядок формирования и деятельности Федерального Собрания. Палаты Парламенты действуют в соответствии с федеральным законами и регламентами Палат.
Конституционная компетенция палат Федерального собрания характеризуется тремя группами полномочий: относящиеся к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности палаты; по принятию федеральных законов.
На современном этапе развития государства можно явно проследить процесс становления представительной демократии в современной России. Сейчас мы имеем возможность наблюдать трансформацию данного института, попытаться направить этот процесс в нужную сторону. Безусловно, у представительной демократии в нашей стране есть будущее, так как ни у кого не вызывает сомнений, что она ― наиболее оптимальный механизм власти, позволяющий наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающий подлинное народовластие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская Газета. - 1993. - № 237. - 25 дек.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М.: Юридическая литература, 2007. - 400 с.
3. Бойко Ю.Ю. Парламентское право России: Учебник для вузов / Ю.Ю. Бойко, О.Н. Булаков, Е.В. Коврякова. – М.: Эксмо, 2006. – 656 с.
4. Бушуев С.В. История государства Российского / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. - М.: Книжная палата, 2011. - 544 с.
5. Вопросы правоведения: Сборник научных трудов юридического факультета. Вып. 3 / Под общ. ред. В.Н. Чернышова; Тамб. гос. техн. ун-т. - Тамбов, 2004. - 92 с.
6. Глушко Е.А. О парламентаризме в современной России / Е.А. Глушко // Разделение властей и парламентаризм. - 2008. - №7. - С. 94 - 96.
7. История государства и права России / ред. С.А. Чибиряева. - М.: Наука, 1998. - 528 с.
8. Комментарий к Конституции РФ / под общ. ред. А.И. Абрамова. - М.: Юридическая литература, 2006. - 121 с.
9. Лазарева В.В. Теория государства и права/В.В. Лазарева. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 624 с.
10. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие/А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. - М.: КноРус, 2012. - 240 с.
11. Омельченко Н.А. История государственного управления в России / Н.А. Омельченко. - М.: Проспект, 2008. - 476 с.
12. Парламентское право России. Курс лекций / под общ. ред. О.Н. Булакова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 296 с.
13. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление / Р.М. Романов // Полис. - 2008. - № 5. - С. 123 -133.
14. Теория государства и права / М.М. Рассолов, А.Б. Венгеров, В.Е. Чиркин и др. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010. - 463 с.
15. Черепин, Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII веках / Л.В. Черепин. - М.: МГУ, 2006. - 370 с.
16. Чиркин Е.В. Государственное управление / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2003. - 320 с.
Информация о работе История развития представительных органов в России