Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:08, реферат
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы
История развития федерализма в России.
Сегодня нередки
споры об исторических корнях российского
федерализма. Иной раз их усматривают
уже в процессе объединения княжеств,
земель, царств и ханств в далеких
столетиях, когда складывалось государство
Российское. Этот процесс шел разными
путями, охватывая добровольные союзы
и спасительные присоединения, но не
исключая и завоевательные походы.
Со временем Россия превратилась в
государство, спаянное воедино не только
общностью исторического пути народов,
но и общими интересами — экономическими,
социальными, культурными, политическими.
Однако Россия — и это хотелось
бы подчеркнуть — создавалась
и развивалась как
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные "верхи".
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии". И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 г., от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся
на территории царской России, однако,
потребовала радикальных
Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.) в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".
В России, таким
образом, сложилась ситуация, характерная
сочетанием двух суверенитетов в
рамках одного государства. Это сочетание
проявляется в том, что суверенитет
федеративного государства
Понятие и принципы федеративного устройства России
Федерация —
одна из разновидностей государственного
устройства (другой его вид —
унитарное государство). Государственное
устройство является в свою очередь
элементом формы государства (наряду
с формой правления и политическим
режимом). Государственное устройство
характеризует строение государства,
его структуру (в национально-
Федеративное
устройство Российского государства
— это его национально-
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
1. Первым Конституция
РФ называет государственную
целостность, которая лежит в
основе устройства Российской
Федерации. Государственная
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В преамбуле
нынешней Конституции РФ подчеркивается,
что многонациональный народ
Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся
2. Единство системы
государственной власти тесно
связано с государственной
Система государственных
органов субъектов федерации
устанавливается ими
3. Разграничение
предметов ведения и
1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
3. Конституция
РФ закрепляет полноту власти
субъектов федерации по
Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, регулирующим
первые две группы вопросов. В случае
же противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный
закон. Однако при противоречии между
федеральным законом и
Споры о компетенции
между государственными органами Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов разрешаются
Конституционным Судом РФ. Он же
разрешает дела о конституционности
федеральных законов, нормативных
актов Президента, Правительства
РФ, палат Федерального Собрания, а
также нормативных актов