История развития федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:08, реферат

Краткое описание

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития федерализма.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

· устава;

· своего законодательства;

· системы органов  государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;

· территории, границы  которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов  власти сопредельных субъектов РФ.

Положение автономии  может иметь особенности по сравнению  с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных  и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или  области, могут регулироваться федеральным  законом и договором между  органами государственной власти автономного  округа и органами власти края или  области.

Пребывание в  составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие  всех субъектов Российской Федерации  между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное  представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной  инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает  возможность изменения статуса  субъекта. Это может произойти  по взаимному согласию Российской Федерации  и субъекта в соответствии с федеральным  конституционным законом.

Разграничение предметов ведения  и полномочий между  федерацией и ее субъектами.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации  также имеют свою компетенцию. Конституция  РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных  органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Предметы  ведения РФ

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время они  не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить  разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

а) исключительный компетенции федеральных органов власти,

б) совместной компетенции  органов власти федерации и ее субъектов,

в) исключительной компетенции субъектов федерации.

Такое решение  проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии  и других федераций.

Российская Федерация  следует по этому испытанному  пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в  ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном  ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу  предметов ведения Федерации  означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы в праве издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

Предметы  ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:

1) Вопросы государственного  строительства;

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;

3) Вопросы внешней  политики и внешнеэкономической  деятельности;

4) Вопросы обороны  и охраны границы;

5) Вопросы создания  правоохранительных органов и  правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и  др.;

7) Государственные  награды и почетные звания  Российской Федерации.

Из этого перечня  вопросов, составляющих предметы ведения  Российской Федерации, можно сделать  ряд важных выводов в отношении  конституционных прерогатив Федерации, и в частности:

а) только на федеральном  уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве  и др.;

6) на территории  субъектов Федерации могут располагаться  объекты федеральной собственности;

в) только на федеральном  уровне решаются вопросы ядерной  энергетики, развития путей сообщения  и деятельности в космосе;

г) только федеральные  органы власти вправе осуществлять внешнюю  политику, объявлять войну и заключать  мир;

д) Вооруженные  Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные  формирования;

е) судоустройство и прокуратура являются едиными  для всей страны, только на федеральном  уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.

Исключительные  полномочия федеральных органов  затрагивают далеко не все сферы  деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется  суверенитет и территориальное  верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Предметы  совместного ведения  федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы ведения  и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно  условно разделить на несколько  групп:

1) Вопросы государственного  строительства и защиты прав  и свобод;

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;

3) Вопросы деятельности  правоохранительных органов и  правовой системы;

4) Координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Федерации, выполнение  международных договоров РФ.

Из этого перечня  вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время  как другие (гражданское, уголовное  и др.) — только Федерацией. Федерация  совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении  создания системы органов государственной  власти и местного самоуправления Федерация  претендует только на совместное установление общих принципов.

Заключение.

Принцип федерализма  жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным  отношениям быстро выявилась необходимость  многих специфических форм и методов  такого перехода. Федерализм призван  стать твердой гарантией исторически  сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия  и самоопределения народов, росту  национального самосознания, а с  другой стороны, сочетанию их интересов  с интересами всего общества. Особо  следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в  его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению  своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского  федерализма находятся в руках  нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных  в Конституции 1993 года, сочетались с  динамизмом их реализации, гибкостью  и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

Список  литературы

1. Конституция  Российской Федерации. — М.: Юрайт, 1998

2. Конституция  Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. —  М.: Юрид. лит., 1994

3. Федеративный  договор: Документы, Комментарий  / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов и др.;— М.: Республика, 1992.

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996

5. Основы государства  и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997

6. Общая теория  права и государства: Учебник  для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994


Информация о работе История развития федерализма в России