История формирования осноных медицинских школ Древний Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Древняя Греция (Эллада) оказала большое влияние на последующее историческое развитие человечества. Греция VI—IV веков д. н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков.

Содержание

Введение
Глава 1.Общая характеристика развития медицины и фармации в Др.Греции
Глава 2. Основные направления медицины Древней Греции
2.1Народная
2.2Храмовая
Глава 3. Медицинские школы Древней Греции
3.1Кротонская
3.2Книдская
3.3Косская
3.4Александрийская школа
Глава 4.Вклад Гиппократа в развитие медицины и фармации
Глава 5.Древнегреческая наука после времён Гиппократа:
5.1деятельность Платона
5.2деятельность Аристотеля
Глава 6.Эпоха эллинизма:
6.1Герофил
6.2Эразистрат
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1.Общая характеристика развития медицины и фармации в Др.Греции

Глава 2. Основные направления  медицины Древней Греции

2.1Народная 

2.2Храмовая 

Глава 3. Медицинские школы  Древней Греции

3.1Кротонская

3.2Книдская

3.3Косская

3.4Александрийская школа

Глава 4.Вклад Гиппократа в развитие медицины и фармации

Глава 5.Древнегреческая  наука после времён Гиппократа:

5.1деятельность Платона

5.2деятельность Аристотеля

Глава 6.Эпоха эллинизма:

6.1Герофил

6.2Эразистрат

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Древняя Греция (Эллада) оказала большое влияние на последующее  историческое развитие человечества. Греция VI—IV веков д. н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили  роль Древней Греции в развитии культуры. Своеобразие географических и экономических  условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную  роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее  развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое  развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской  торговли и колонизации греков. Греки  жили не только в Малой Азии, но имели  многочисленные колонии на берегах  Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования  и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного  к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних  греков за свободу и независимость  против персидских завоевателей, поражение  рабовладельческой аристократии и  успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии  и культуры.

Знания у древних  греков не были еще расчленены на отдельные  науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением  точных знаний и обилием гипотез  и теорий; во многих случаях эти  гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Философские течения  Древней Греции — материализм  и идеализм — отражали острую классовую  борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией  Платона» в Древней Греции была борьбой  прогрессивной рабовладельческой  демократии с реакционной земельной  рабовладельческой аристократией. Одним из выразителей материалистического  мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина  и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита  выступая против идеи вмешательства  богов в судьбы мира и отдельных  людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений  о болезни. Другим положением греческой  философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся  в вечном движении, непрерывном течении  и изменении.

Идеалистические течения  были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты  были представителями рабовладельческой  аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все  совершающееся влиянием стоящей  над миром силы в виде либо мистических  «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

 

Глава 1.Общая  характеристика развития медицины и  фармации

 

В настоящее время  наука не располагает письменными  источниками сведений о фармации древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка  крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории Древней Греции. Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине и фармации XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.

О фармации и медицине классического периода истории  Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих  врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории  Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в  девяти книгах”.О медицине и фармации эпохи эллинизма повествуют труды  александрийских ученых в изложении  Галена и Авла Корнелия Цельса, так  как подлинники медицинских трактатов  не сохранились. На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Ко 2 тысячелетию до н.э. сформировались олимпийская мифология и олимпийский  пантеон богов. Среди олимпийских  божеств, кроме Асклепия – бога врачевания, его дочерей Гигиеи – богини здоровья и Паникеи - всеисцеляющей покровительницы  лекарственного лечения, врачеванию покровительствовали  Аполлон ( бог-исцелитель), Артемида (богиня охоты), а также Гестия – покровительница  домашнего очага и всего, что  связано с семейным бытом.{2}

В медицине и фармации Греции имелось два направления: народная и храмовая.

 

Глава 2. Основные направления медицины Древней Греции

 

2.1 Народная медицина и фармация.

 

Начала греческой  медицины теряются в глубокой древности  и, несомненно, связаны с медициной  древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и  в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.” 

Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской  войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и  знали свойства целебных трав. Они  пользовались глубоким уважением: Стоит  многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет  лекарством. Когда Махаон был ранен  Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит. Гомеровский эпос дает некоторые  представления об анатомических  познаниях того времени и лечении  ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская  номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи”  составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка. {1}Согласно Дарамберу  в поэмах Гомера описано 141 повреждение  туловища и конечностей. Их лечение  состояло в извлечении стрел и  других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих  и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок. Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал  раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок  на античной вазе, перевязывал Ахилл  – один из главных героев “Иллиады” 

В произведениях  Геродота также есть упоминания о  врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак  не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса  возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления  войск и от гниения тысяч не погребенных трупов. Писал Геродот  и о высоком положении врача  в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству  Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит  также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты  и историки Древней Греции упоминали  в своих произведениях об отдельных  болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.{2}

 

2.2 Храмовая медицина и фармация

 

Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось  ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду  истории Греции относится становление  храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько  позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому  замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.  В  Древней Греции культ Асклепия был  очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные  и письменные памятники, несущие  обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. На территории Храма  в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион  и даже театр, построенный около  450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили  за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам  входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали  в святилища все нечистое (связанное  с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием  одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались  в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев  не упоминается. Есть только отдельные  указания на некоторые хорошо проверенные  средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

“Священные” сны  оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней  болезни Александра Македонского его  военачальники долгое время спали  у алтаря бога Сераписа, надеясь, что  он спасет царя. В Древней Греции медицина была семейной профессией и  передавалась от отца к сыну, - секреты  этого искусства сохранялись  внутри рода либо семьи. Такая система  подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее  рамки семейных школ расширились: в  них за определенную плату стали  принимать учеников – не членов рода.

Врачи в Древней  Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж  странствовали в качестве врачей-периодевтов  из одного города в другой. В Греции имелись школы, где готовились врачи  по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой  Азии на острове Кос и полуострове  Книд.

По сравнению  с древней медициной в других странах медицина и фармация в  Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая  каста не имела господствующего  влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также  местами лечения, а жрецы присвоили  себе функции врачей. Но наряду с  храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина. В Древней Греции в ряде городов  были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали  меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие  врачи — периодевты обслуживали  торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для  лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы  и школы врачей не жрецов; имелись  и мелкие ятрейи — тип частной  лечебницы на дому у врача. Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. {2}

Асклепий (эскулап, по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми. Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Дочери Асклепия - Гигиея и Панакия представлялись в виде молодых женщин. Первая везде сопровождала отца и кормила змею, обвитую вокруг ее руки, а вторая годувала змею из чаши. Впоследствии они отождествились, и их начали живописать в виде женщины с нашей в руке, из которой пьет змея. Так судьба из обвитой вокруг нее змеей стала символом медицины, то есть здоровье и исцеление. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.{1}

Информация о работе История формирования осноных медицинских школ Древний Греции