История формирования осноных медицинских школ Древний Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Древняя Греция (Эллада) оказала большое влияние на последующее историческое развитие человечества. Греция VI—IV веков д. н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков.

Содержание

Введение
Глава 1.Общая характеристика развития медицины и фармации в Др.Греции
Глава 2. Основные направления медицины Древней Греции
2.1Народная
2.2Храмовая
Глава 3. Медицинские школы Древней Греции
3.1Кротонская
3.2Книдская
3.3Косская
3.4Александрийская школа
Глава 4.Вклад Гиппократа в развитие медицины и фармации
Глава 5.Древнегреческая наука после времён Гиппократа:
5.1деятельность Платона
5.2деятельность Аристотеля
Глава 6.Эпоха эллинизма:
6.1Герофил
6.2Эразистрат
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны  в Греции располагались обычно в  местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно  действовал на больного. Известную  роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее  следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые  при этом видел больной. Уделялось  внимание водолечению и массажу, производились и хирургические  операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого  медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные  шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр. При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся  больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как  благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя  в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как  о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических  сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое  внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи  с этим к личной гигиене. В современной  физкультуре сохранились древнегреческие  термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах  повседневного обихода — сохранились  художественные изображения ухода  за телом: обливаний, растираний, массажа. Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.

Обучение врачебному искусству первоначально проводилось  при храмах Асклепия, Аполлона и  Артемиды. В храмах Артемиды, вероятнее  всего, обучали главным образом  акушерскому мастерству. Элементы медицины преподавались в школах, где афинские подростки 12-13 лет получали физическое воспитание. Известно, что учителя  в таких палестрах занимались хирургией и даже внутренней медициной, причём их лечение пользовалось большой  популярностью. Однако зачатками высшего  образования в Древней Греции считают кружки, сгруппировавшиеся  вокруг крупных учёных.

 

Глава 3.Медицинские школы Древней Греции

 

3.1 Кротонская медицинская школа

 

Достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. Организм есть единство противоположностей, 2. Здоровый организм есть результат  равновесия противоположных сил, 3. Противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон  из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о  головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

 

3.2 Книдская  медицинская школа

 

1. Заложила основы  гуморального учения, согласно которому  здоровье есть благоприятное  смешение четырех жидкостей организма,  а неблагоприятное их смешение  – есть причине большинства  болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских  и египетских врачей, развивала  учение о признаках болезней  и диагностике. Выдающимся представителем  этой школы был Эврифон и  Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.

 

3.3 Косская  медицинская школа

 

Главная медицинская  школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Косская медицинская школа: 1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3.Развивала основы врачебной этики. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его. {3}Середина IV века до н. э.

 

3.4 Александрийская  школа

С падением Греции и медицинские науки пришли в  упадок. Вполне подходящим местом для  наук и искусств оказалась Александрия. Птолемеи дали позволение врачам вскрывать  трупы и, чтобы снять с анатомов позорное имя палачей и преступников, дававшееся им чернью, сами цари занимались вскрытиями. В Александрии находился  замечательный музей, в котором  были собраны образцы всех 3-х  царств природы; здесь жили известные  учёные, получавшие содержание от государства  и свободно занимались науками; здесь  же происходили диспуты, на которых  обсуждались учёные вопросы. Герофил  возвел анатомию на недосягаемую до того высоту только потому, что в то время, как его предшественники вскрывали  трупы животных, он изучал человеческие. Он первый стал отличать нервы от сухожилий  и доказал, что первые проводят ощущения. Были также изучены им начала головных нервов, описаны мозговые оболочки, четвёртый желудочек. В области  живота описаны млечные сосуды, печень, двенадцатиперстная кишка, исследованы  мочеполовые органы. Эразистрат был  не только анатом, но и опытный практический врач. Он изучал извилины и полости мозга, провел деление нервов на чувствительные и двигательные; описал состояние млечных сосудов во время пищеварения, селезенку, сердце и сердечные клапаны. Он пытался объяснить дыхание, предполагая существование особого газа, который вводится через легкие в тело. В печени предполагал особые желчные ходы, которые были открыты много веков спустя, когда стали рассматривать печень в микроскоп. При лечении предлагал кровопускания заменять другими средствами. Он назначал теплые ванны, слабые промывательные, массаж, гимнастику и несколько лекарственных средств; питание больного ставил на первый план. В хирургии проводил смелые для его времени взгляды. Оба знаменитых представителя александрийской школы принадлежали к так наз. догматической школе. Она, с одной стороны, считала своим учителем Гиппократа, с другой — старалась применить к М. господствовавшие тогда философские учения. Последователи Герофила и Эразистрата плохо воспользовались направлением учителей. Неудачи их в изучении и лечении болезней повели к возникновению эмпирической школы. Эмпирики пытались извлечь основы для своего учения из непосредственного наблюдения. Заключение следует делать из ряда одинаковых случаев, наблюденных при одинаковых условиях; следует исключать из наблюдения все случайное и удерживать лишь постоянное, неизменное. Оттого припадки делились на обыкновенные и случайные. Подобные наблюдения удерживаются в памяти для сравнения со случаем, подлежащим исследованию; такое сравнение наз. теоремой, непосредственное наблюдение вскрытием. Каждому приходится самому наблюдать далеко не все важные случаи, оттого следует прибегать к чужой опытности. К этим источникам познания позднейшие эмпирики прибавили ещё эпилогизм, или искание связи причины со следствием; аналогизмом называли сравнение подобного с подобным. Эмпирики намеренно отвергали научные основы М.; оттого они не сделали никаких важных открытий; вожди их — Филин, Серапион, Зевкс и др. — выступали в своих сочин. против отца М. За эмпириками остается одна заслуга: следуя направлению века, они изучали яды и противоядия. Побуждение к такого рода исследованиям исходило от царей. Славились познаниями в этом отношении Аттал, последний царь Пергама, но особенно Митридат Евпатор.

 

Глава 4.Вклад  Гиппократа в развитие медицины и  фармации

 

Самым видным врачом этой эпохи в Древней Греции был Гиппократ. Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.  Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа. Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей, родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.  Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа.

Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного  рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему  изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который  является энциклопедией классического  периода истории древнегреческой  медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского – Птолемеями, правителями  эллинистического Египта. «Гиппократов сборник» объединяет около 70 сочинений  на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство  наиболее важных в принципиальном отношении  частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах  головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей.

Большая часть произведений, включенных в Сборник, передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией  периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.  Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу  медицинских явлений он с успехом  приложил достижения современной ему  древнегреческой философии —  материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа.

Этим он отвергал положения жреческой  медицины. Последние годы жизни Гиппократ  провел в Лариссе, где и умер в  один год с Демокритом.  Гиппократ  имел реальные представления о фармации того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство. {2,4,5}

Гиппократ создал теорию хранения лекарственных средств  и класификацию их действия для организм. Однако его система «природа лечит, а лекарь исключительно помогает»  и утверждение, сколько лекарственные  вещества имеют какую-то силу, сколько  ее быть заготовке лекарств надо хранить, плотно закрывая посуд, для около  воздействием выветривания не выдыхалась достоинство лекарств, которая будто  упала в обморочное состояние, - идеалистические.

Сборщиков лекарственных  растений в Греции называли ризотомами — корнерезами («риза» — корень, «томе» — резать); многие из них оставили нам описания лекарственных растений — так называемые «ризотомики». Вся эта, так сказать, прикладная ботаника была обобщена в труде ученика  великого греческого философа Аристотеля — Теофраста, «отца ботаники», написавшего  капитальнейшее сочинение древности  «Исследование о растениях», до сих  пор еще переводимое на современные  языки. Не следует преувеличивать глубину  познаний греков в области биологии, но целебные свойства многих растений были им хорошо известны; они умели  настолько точно описывать и  изображать растения, что их почти  всегда можно узнать.{4}

Из лекарственных  средств во времена Гиппократа применяли  слизи, сладкие, олиисти, жирные, вязкие, острые, ароматические, смолистые, "бальзамные и наркотические вещества (например, мак, мандрагору). Почти не пользовались смесью веществ. Растительные препараты  употребляли в виде отваров или  настоев или соков И смол (бальзама). Учение Гиппократа отрывало медицину сквозь религии и выводило ее для ’путь научных поисков.

Объяснение болезни  Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в  изменениях этих факторов. Он считал, что  каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается  без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ  считал такие, которые своим действием  вызывают заболевание у ряда людей.

Сюда Гиппократ  относил время года, температуру  воздуха, климат, свойства почвы и  воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ  отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст  человека, его наследственность и  наклонность к определенным страданиям. В произведении «О воздухах, водах  и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый  для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения  и т. п. Только тот, кто предварительно исследует условия жизни в  городе, сможет успешно работать в  нем в качестве врача. В сочинении  «О древней медицине» Гиппократ  объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее связи  с заботами о питании, об использовании  продуктов. Гиппократ понимал болезнь  как общий процесс всего организма.

По принятым Гиппократом  гуморальным представлениям, жизнь  организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В  основе этих соков лежат различные  сочетания четырех первичных  начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков  соответствует определенный «темперамент»: крови—сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи  — холерический, черной желчи —  меланхолический. Темперамент каждого  человека определяется преобладанием  у него соответствующего сока. Образование  определенных темпераментов у людей, типов людей, Гиппократ связывал с физико-географическими условиями  разных местностей и подчеркивал  этим, что природа, окружающая человека, действует на него. Классификация  Гиппократом «темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные  представления, конечно, далеки от современных  представлений. И. П. Павлов в своем  учении о типах высшей, нервной  деятельности животных и человека указал, что Гиппократ, в общем, правильно  уловил капитальные черты основных типов.  Гиппократ знал систему  органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют  предложенные им методы лечения переломов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа» — применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур.

Информация о работе История формирования осноных медицинских школ Древний Греции