Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа
Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Исторические системы развития римского права…………………………...8
1.1 Квиритское право……………………………………………………………….8
1.2 Преторское право…………………………………………………………...…..9
1.3 Право народов…………………………………………………………………..10
2. Источники римского права………………………………………………...…..13
2.1 Обычное право. ………………………………………………………………..13
2.2 Законы…………………………………………………………………………..16
2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18
2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20
2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21
3. Кодификация римского права. Кодексы…………………………………….23
4. Кодификация Юстиниана……………………………………………………..25
5. Постановление императора……………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………32
Приложение 1……………………………………
-6-
Явившись базисом, на
котором веками формировалась юридическая
мысль, оно изучается и теперь,
как теория гражданского права, как
правовая система, в которой основные
юридические институты и
Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум.
Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения.
Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше. Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права - римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга: «через римское право, но вперед, дальше его».
Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях - такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.
-7-
1. Исторические
системы развития римского
Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю историю. В силу особенностей исторического развития к I - IV вв. н. э. в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.
1.1 Квиритское право
Квиритское право - древнейшее право у римлян.
Это право отделяет членов римской общины от не римлян и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право положило конец патриархальному строению семьи с безусловным господством домовладыки , в его рамках не было развитого права собственного и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно -общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии власти вождей - царей. Поэтому право характеризовалось внутренней недифференцированностью, тесной связью с религией, неразвитостью правовых институтов и понятий. Ему были присущи консерватизм, замкнутый национальный характер, формализм, соединенный с символикой и ритуалом, и казуистичность.
Квиритская собственность - собственность полноправных граждан древнего Рима. Имели право на торговлю. Правовое регулирование квиритской собственности производилось на основе квиритского права. Приобретение прав на квиритскую собственность производилось путем принуждения, властного распоряжения, дележа движимого имущества, передачи в результате фиктивного процесса.
Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов.
Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права позднее получила название цивильного пpaвa, подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства - города.
-8-
Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности. Цивильное (от лат. civitas – «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.
Цивильное право
консервировало патриархальное
строение семьи с безусловным
господством домовладыки, в
1.2 Преторское право
Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское. Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.
Цивильное право применялось
только к римским гражданам. С
развитием производства и обмена,
с расширением торгового
Преторское право действовало
не только в отношении римских
граждан. С разрастанием Римской
империи и развитием
-9-
Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.
Магистраты, обладавшие
высшей властью, – преторы,
правители провинций, а в
В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.
Зачастую законодатель
в лице главы собраний либо
в лице императора старался
отразить нормы цивильного
Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой - преторское право.
Юрист Марциан называл
преторское право живым
К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.
1.3 Право народов
Право народов (jus gentium) – третий элемент старого римского права.
Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.
Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права.
Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем
Риме. К сожалению,
подлинник их не сохранился, и
материалом для реконструкции
этого древнейшего кодекса,
Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине
-10-
V века до н. э. (451 – 450 гг.). Свое название они получили оттого, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.
Упущение это принималось за «перст божий». Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV- III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли - продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.
Старое римское право называлось цивильными и делилось на две части: публичное и частное. К публичному праву принадлежат нормы, которые рассматривают римское государство как единое целое, а частное право имеет дело с тем, что касается пользы.
Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом.
По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано у стран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство.
Право народов римляне применяли в отношениях с соседними и покоренными государствами.
Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.
Находясь в постоянном взаимоотношении, право народов и римское частное право долгое время дополняли друг друга, хотя право народов обладало некоторым преимуществом.
Постоянно развиваясь, право народов оказывало влияние на квиритское право, из-за чего последнее стало утрачивать свои специфические черты.
Созданное преторами перегринов право народов было внутригосударственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права. Начиная со времени формирования права народов были надежно защищены экономические отношения (как только сформированные, так и развитые). В связи с этим цивильное и преторское право были сближены.
-11-
Наибольшее влияние право народов оказало на оборот недвижимого имущества и договорное право. Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на
волю, поскольку эти институты не были институтами римского права. Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли - продажи, найма или какого - либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.
Все народы пользовались и своим собственным правом, и правом, предусмотренным для всего народа. По этому поводу в той или иной ситуации возникали различные противоречия между применяемым правом. Например, письменная форма обязательств применялась первоначально у перегринов, а затем была заимствована римскими гражданами.
Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе - праву народов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве.
В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак и права торговли.
Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи. Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, цивильному праву, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы права народов применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом.
Право народов соответствовало
сложной стадии организации обмена
товаров в самых разнообразных
отношениях. В противоположность
цивильному праву, строго формальному
и малоподвижному, право народов
лучше и быстрее