Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа
Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Исторические системы развития римского права…………………………...8
1.1 Квиритское право……………………………………………………………….8
1.2 Преторское право…………………………………………………………...…..9
1.3 Право народов…………………………………………………………………..10
2. Источники римского права………………………………………………...…..13
2.1 Обычное право. ………………………………………………………………..13
2.2 Законы…………………………………………………………………………..16
2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18
2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20
2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21
3. Кодификация римского права. Кодексы…………………………………….23
4. Кодификация Юстиниана……………………………………………………..25
5. Постановление императора……………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………32
Приложение 1……………………………………
15. (Юлиан) Тому, что
установлено против смысла
16. (Павел) Особое право - это то, которое введено власть, установившей его в отклонение от точного содержания для удовлетворения какой-либо потребности.
17. (Целъс) Знать законы - значит воспринять не их слова, но их силу и власть.
18. (Целъс) Является более милостивым такое толкование законов, при котором охраняется их намерение.
19. (Целъс) Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочтения то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о намерении закона.
20. (Юлиан) Не в отношении
всего, что установлено
21. (Нераций) И потому не нужно исследовать основания того, что устанавливается, иначе было бы нарушено многое из того, что представляется определенным.
22. (Улъпиан) Когда
закон что-либо извиняет в
-37-
23. (Павел) В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.
24. (Целъс) Неправильно
выносить решения или давать
ответ на «основании какой-
25. (Модестин) Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жесткого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей.
26. (Павел) Не
ново то положение, что
27. (Гертуллиан) Принято,
что старые законы находятся
в связи с позднейшими,
28. (Павел) Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.
29. (Павел) Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона, тот, кто сохраняя слова закона, обходит его смысл./.../
31. (Улъпиан) Государь свободен от закона.
32. (Юлиан) Если мы
не имеем писаных законов для
каких-либо дел, то следует
соблюдать установленное
§ 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил не записав, связывает всех.
Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. [Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.]
33. (Улъпиан) Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писанного...
35. (Гермогениан) Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.
36. (Павел) Это право
пользуется тем большим
-38-
37. (Павел) Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода, ибо обычай является лучшим толкователем закона.
38. (Каллистрат) Ибо
наш император Север предписал,
39. (Цельс) То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев.
40. (Модестин) Итак, всякое
право сотворено соглашением,
или установлено
41. (Улъпиан) Все право относится или к приобретению, или сохранению, или умалению; речь идет о том, каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
Титул VIII. Делении и качестве вещей
1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество. То же, что относится к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но эти вещи могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье-либо имущество, пока не явится какой-либо наследник. Вещи, которые являются вещами человеческого права, суть или публичные, или частичные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо имуществе, но считаются вещами, принадлежащими самой общности; частные же вещи - это те, которые принадлежат отдельным лицам.
§ 1. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, некоторые бестелесные. Телесные вещи - те, которые могут быть осязаемы, например, участок земли, раб, золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом.
-39-
Для вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и доходы извлекаемые от участка земли, являются телесными вещами и то, что нам должно быть дано на основании какого-либо обязательств, большей частью является телесными вещами, как например, участок, человек, деньги; ибо само право, наследования и само право пользоваться вещью и извлекать доходы, и само право обязательства являются бестелесными.
К этой категории относятся и права городских и сельских имений, называемые сервитугами..
Титул XXI. О должности того, кому поручена юрисдикция
1. (Папиниай) То, что специально
предоставлено законом, или
Книга 2-я
Титул ХП. О сделках
-40-
§ 3. Слово "соглашение" имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются
ведущие друг с другом делая, в целях заключения сделки или мирового соглашения: как
говорится "соглашался" о тех, кто собираются и сходятся из разных мест в одно место, так
это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из
различных побуждений души.
Слово "соглашение" является настолько общим, что, как хорошо сказал Педий, нет никакого договора, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно: посредством вещи, или слов (ибо и стипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия).
§ 4. Но многие соглашения получают другие названия - например, купля, Наем, залог, стипуляция.
2. (Павел) Лабеон говорит,
что можно достигнуть
Книга 4-я.
Титул 2. О том, что совершено вследствие страха
2. (Павел) Сила есть натиск более значительной вещи, который не может быть отражен...
5. (Улыгиан) Лабеон
говорит, что страх означает
не какое угодно опасение, но
перед более значительным злом.
8. (Павел) Под действием
Юлиева закона о прелюбодеянии
подпадают и те, кто взял что-либо
при обнаружении бесстыдных
-41-
§2. Если даст деньги, чтобы не подвергнуться изнасилованию, то применяется этот эдикт, так как для честных людей этот страх должен быть сильнее страха смерти. §3. В указанных нами случаях применения эдикта не имеет значения, опасался ли кто-либо за самого себя или за своих детей, так как в силу своей привязанности родители более страшатся за своих детей.
9. (Ульпиан) Мы должны "признавать лишь наличный страх, а не опасения того, что страх появится в будущем...
22. (Павел) Если кто-либо ввергнет другого в заключение, чтобы вынудить о него нечто, то сделанное по этой причине не имеет никакой силы.
Книга 16-я.
Титул 2. О зачете
1. (Модестин) Зачет есть взаимный расчет долга и требования. 2. (Юлиан) Каждый устраняет предъявляющего к нему требование кредитора, который вместе с тем является и должником, «ели он готов произвести зачет.
3. (Помпоний) Зачет
является необходимым потому, что
для нас важнее не платить,
чем требовать обратно
4. (Павел) Правильно то, что полагал Нераций и говорит Помпоний, в силу самого права долг поручителя уменьшается на такую сумму, которую ответчик может удержать в силу зачета, подобно тому, как если я, требуя от ответчика все, требую дурно, так и поручитель в силу самого права не является ответственным в большем размере, чем может быть присуждено ответчику.
-42-