Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:58, контрольная работа
Цель данной работы заключается в попытке отразить представления ведущих гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в.в. о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать основные черты итальянского Возрождения;
- выявить своеобразие гуманизма в эпоху Возрождения в Италии.
Введение .................................................................................................................С.3
Глава I. Основы гуманистического итальянского Возрождения
§1.1 Колюччо Салютати………………………………………………………………...С.4
§1.2 Леонардо Бруни……………………………………………………….С.6
§1.3 Поджо Браччолини……………………………………………………С.8
§1.4 Джанноццо Манетти…………………………………………………..С.10
Глава II. Переосмысление идей благородства, разума, достоинства и свободомыслия в эпоху итальянского гуманизма
§ 2.1 Новое понимание человека. Идея благородства…………………….С.12
§2.2 Идея разума и знания………………………………………………….С.14
§2.3 Учение о достоинстве человека………………………………………С.17
§2.4 Ренессансное свободомыслие………………………………………...С.19
Заключение................................................................................................................С.21
Список источников и литературы ………………………………………………...С.24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
..............................
Глава I. Основы гуманистического итальянского Возрождения
§1.1 Колюччо Салютати…………………………………………………………
§1.2 Леонардо Бруни……………………………………………………….С.6
§1.3 Поджо Браччолини……………………………………………………
§1.4 Джанноццо Манетти…………………………………………………..С.
Глава II. Переосмысление идей благородства, разума, достоинства и свободомыслия в эпоху итальянского гуманизма
§ 2.1 Новое понимание человека. Идея благородства…………………….С.12
§2.2 Идея разума и знания………………………………………………….С.14
§2.3 Учение о достоинстве человека………………………………………С.17
§2.4 Ренессансное свободомыслие………………………………………..
Заключение....................
Список
источников и литературы ………………………………………………...С.24
Введение
Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену одной эпохе, приходила другая.
XIV—XVI вв.
— переходная эпоха от
Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая свой порыв, говорили о “воскрешении, обновлении” образцов античного мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как “время... бедных умами ученых” (Лоренцо Балла), как “время темного тумана”, время грубости и несоразмерности (Дж. Вазари). Когда творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так появляется термин — гуманитарные науки.
Новые политические и экономические условия не могли ужиться со средневековыми представлениями о человеке. В обществе назрела необходимость в изменении этих взглядов и в их философском обосновании.. В период второй половины XIV – первой половины XV в. происходило зарождение и формирование гуманистического течения. Первым из гуманистом стал Франческо Петрарка. Вслед за ним, выступила целая плеяда гуманистов, имеющих во взглядах сходный гражданский оттенок.
Цель данной работы заключается в попытке отразить представления ведущих гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в.в. о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать основные черты итальянского Возрождения;
- выявить
своеобразие гуманизма в
Большая часть материалов была взята из трудов Ревякиной, Л.М. Брагиной.
Данная работа состоит из вступления, двух глав, заключения, историографии и списка используемой литературы.
Глава I. Основы гуманистического итальянского Возрождения
§ 1.1. Колюччо Салютати
Наступает этап гражданского гуманизма, родина которого, как и гуманизма вообще - город Флоренция.Гуманизм, или как его еще можно назвать, “Гражданский гуманизм” я рассмотрю на примере, творчества Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джанно Манетти. Они расширили круг проблем, связанных с человеком, особое внимание уделяя его месту в обществе, отношению к богу и человеку как к индивиду. В числе важных особенностей гуманизма этого периода – внимание к социально-экономической и политической стороне общества.
Колюччо Салютати (1331-1406) стал первым гуманистом, которому был предложен высокий пост канцлера Флоренции именно благодаря его взглядам. На этом посту он пробыл до конца своей жизни. Став канцлером, через личные контакты, письма, книги, - Салютатти расширил влияние гуманизма на Флоренцию. Вся деятельность Салютати подчинялась желанию улучшить общество в целом. Его личная библиотека стала предшественницей публичных библиотек..
Как и у других гуманистов, особую роль в творчестве Салютати играла античность. Уважая и используя мысли древних философов, Салютати, признавал язычество временами когда «еще не снизошло с небес истинное милосердие», не считал их лучше своего времени: «мы достигаем совершенства, если следуем христианскому учению»1
Он признавал спорность мыслей любых авторитетов, а также существование других мнений, отличных от собственных. Каждый может мыслить, размышлял он, как пожелает, имеет право не сковывать себя авторитетами, которых не надо оценивать «более того, чем следует».
Признавая
важность спасения души, к отшельничеству
он относился неоднозначно, считал,
что те, кто выбирает жизнь созерцательную,
стремятся сделаться более
На первое место Салютати ставил трудолюбие, считая, что трудолюбивые люди делают ближнего счастливее, тем самым проявляя любовь к Богу. Человек, любящий Бога, для Салютати не может остаться безучастным к окружающим.
Салютати писал: «…Убежав от мира, ты без сомнения, можешь упасть с неба на землю, в то время как я, оставаясь в миру, смогу подняться сердцем к небу» и «стать угодным богу». Так он говорил не просто о мирской жизни, а о жизни общественной.
В письме к Андреа Джусти да Вольтерра Колюччо Салютати размышляя над образом жизни людей, утверждал, что долг мудрых и добродетельных людей - активно участвовать в жизни государства. В случае их бездействия, к власти могут прийти «злые и бесчестные люди» и принести «несчастья и погибели добрым». В этом проявляется его новый взгляд на предназначение человека.
Богатство, заработанное честным трудом, не развратит добродетельного человека.
Уделяя много внимания теме общественного блага, Салютати описывал идеальное государство как сообщество друзей, взаимно доброжелательных, исполняющих обязательства друг перед другом. На основании христианского учения он строил свои рассуждения о необходимости помогать не только своим близким, но и государству в целом. Человеческую дружбу он распространял на все сообщество «добрых людей», так как уверен в том, что бог, наградив этими отношениям двух людей, вполне может наградить ими государство в целом.
Рассматривая тему благородства, Салютати пришел к выводу, что «благороден тот, кто по природе благорасположен к добродетели»2. Человек разумный, справедливый, умный и мужественный – благороден. Естественное благородство, по мнению Салютати, есть «свойство духа… которое не отличает ни патрициев, ни всадников от плебея»3. Даже раб по природе, а не по стечению обстоятельств, может стать благородным, если сможет подняться на новую ступень и разовьет в себе перечисленные качества.
§ 1.2.Леонардо Бруни
Леонардо Бруни (1370 (74) – 1440) родился в Ареццо в бедной семье, но сумел благодаря своим талантам стать канцлером Флорентийской республики.
Бруни перевел с греческого языка Платона, Аристотеля, Плутарха, Демосфена, Эсхила и т. д. Он называл своим учителем Колюччо Салютати..
Бруни подвергал критике схоластов за их невежество, слепое раболепие перед Аристотелем, за искажение истинного смысла учений древних философов. Будучи переводчиком, он отмечал, что многие старые переводы не передают истинный смысл переводимого, делают его нелепым и ложным, что, в конечном счете, отталкивает людей образованных от такого чтения. Плохой перевод, по его мнению, не может дать пользы людям, так как, искажает заложенную философскую мысль. К примеру, о переводе Аристотеля Бруни писал, что его книги: «…по вине плохого переводчика доведены до смешной нелепости и что, помимо этого, в самих вещах, и притом в высшей степени важных, много ошибочного», был уверен, что сам Аристотель не узнал бы в них собственные произведения.
Рассматривая в своих произведениях тему человеческого бытия, Бруни пришел к выводу, что человеку присуще заблуждаться, хотя от природы в него заложено стремление к истинному благу. Люди, в отличие от животных, у которых нет выбора, и в отличие от бога, который не подвержен сомнениям, постоянно стоят перед выбором своего пути. Он утверждал, что человек движим случайностями, не видит перед собой ясной цели, поэтому совершает постоянные ошибки и раскаивается в них. В связи с этим Бруни давал каждому такой совет: «Пусть у тебя в жизни будет великая цель, и тогда, если только представится возможность, воссияет великолепие!»4.
Для самого Бруни счастье неразделимо с наслаждением, так как, не может существовать без него. Наслаждение для него: «проявление добродетелей, наука, созерцание, само осмысление деяний»5. Бруни считал, что каждое человеческое действие подчинено определенной цели, а цель в свою очередь проистекает и подчинена другой, более высокой цели. Мудрость, достигнутая упражнениями ума, дает человеку наслаждение и делает человека счастливым.
Как и другие гуманисты, он полагал, что с помощью добродетелей человек стремится к совершенству. Цель добродетели - «…противостоять тому, к чему мы склонны по своей природе»6, без нее невозможно достичь славы.
В своих трудах Бруни решительно отошел от средневековых традиций, он уделял особое значение земному существованию, что не соответствует средневековым представлениям, в которых важной была только вечная жизнь.
Однако он считал, что «бывают времена, когда мудрый человек скорее должен предпочесть почетную смерть позорной жизни, и гораздо почтительнее сносить раны ради славы, чем сохранить тело в целости за счет бесчестия души».
Добродетель, несомненно, значима для человека, но при этом высшим ее проявлением Бруни считает гражданскую сознательность.
§ 1.3.Поджо Браччолини
Поджо Браччолини (1380-1459) родом из бедной семьи . По ходатайству Салютати в 1403 году получил должность апостольского писца в римской курии. С 1423 года с перерывами занимал должность апостольского секретаря. В 1453 году принял пост канцлера во Флоренции, на котором оставался до смерти.
Античность представлялась ему более совершенным временем, чем его собственное, он почитал за честь быть сравнимым с мудрецами древности. Как и другие гуманисты Браччолини интересовался, прежде всего, самим человеком и связанными с ним проблемами. По его мнению, большинство людей не живут, а влачат жалкое существование, проживают жизнь впустую без свершений для пользы окружающих. Но есть люди, про которых можно сказать, что они живут полноценной жизнью, Браччолини писал: «Есть два рода людей ведущих достойную уважения жизнь в удалении от воинской славы: одни это те, кто посвящает свои душевные силы управлению государством и, управляя им, претерпевают трудности ради общей пользы; другие – те, кто, будучи преданы досугу, отданному наукам мирно живут в отдалении от шума народной жизни.». Таким образом, Браччолини одинаково хорошо относился и к отшельничеству и к деятельной жизни, главное для него в том, что является результатом.
В «Книге о благородстве» Браччолини рассматривал понятие благородства. Он отмечал, что благородными чаще всего называют: людей происходящие из древних фамилий, а также тех, кто может «…украшать дома, виллы, садики, портики, гимнасии различными изображениями и картинами… статуями предков» то есть людей богатых, и людей знаменитых «каким-нибудь деянием и искусством и чье имя было на устах людей».
Человек, считающийся благородным от рождения, носитель древних фамилий, чаще всего ведет праздный образ жизни, расточает время, прибывая в бездействии. Такой человек называется благородным, даже если глуп или бесчестен. По мнению Браччолини, неразумно так определять истинное благородство.
Стремление добиться благородства только с помощью коллекционирования – занятие глупое. Хотя многие выдающиеся люди, приобретали ценности, но таким образом, они желали способствовать собственной славе и усердию «ибо, считали они, для облагораживания и побуждения души очень полезны выставленные на виду изображения тех, кто отличился некогда славными и мудрыми делами.». Приобретение таких предметов требует большого состояния, если же оно не унаследовано, то редко добывается честным путем.
Человек разбогатевший путем, исключающим добродетельность, не может считаться благородным, считал Браччолини.