Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:53, реферат
Целью данной работы является исследование освещения Казанской темы русскими поэтами и писателями.
Задачей работы является изучение и анализ влияния Казани на судьбу и творчество русских писателей XIX-XX вв., также её появление в более ранних работах на примере повести «Казанская история».
Введение 3
Глава I. Казань в судьбе русских поэтов и писателей. 4
1.1 А.С.Пушкин. 4
1.2. Казанский цикл произведений М.Горького 7
1.3. «Первый казанский студент» С.Т. Аксаков 11
1.4. В.В.Маяковский. 13
1.5. Л.Н.Толстой 14
1.6. Г.Р.Державин 16
Глава II. «Казанская история» 20
Список использованной литературы: 24
Приложение. 25
Документальная основа произведений предполагает описание событий, происходящих в действительности. В качестве фактического материала выступают свидетельства А.М. Горького и его современников, а также документы, мемуары, периодика. В тоже время нельзя забывать, что перед нами, прежде всего, художественное произведение, а не сборник документов, поэтому такие художественные средства как типическое изображение действительности, домысел, переосмысление фактов прошлого, личная трактовка образа или события стоит наравне с подлинным изложением фактического материала.
"Хотелось
уйти в Татарскую слободу, где
живут какой-то особенной
Аксаков
очень тесно связан с городом Казань. Для
Казанцев мемуары Аксакова – бесценный
кладезь познания истории и культуры целого
города начала XIX века. В конце 50-х годов
XIX века крупным русским писателем считался
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859гг.),
о котором И. С. Тургенев заметил: «Описательный
талант Аксакова является первоклассным».
С. Т.
Аксаков не является казанцем по рождению,
но он провел здесь свои гимназические
и университетские (1800 -1807) годы, здесь
зародилось и развилось его влечение к
литературе и театру. Зимой 1799 года М. Н.
Аксакова впервые привезла своего восьмилетнего
сына Сережу в Казань и поместила в одно
из старейших провинциальных учебных
заведений – Первую Казанскую мужскую
гимназию. Оторванный то привычной домашней
обстановки, тяжело переживая разлуку
с матерью, мальчик заболел острым нервным
расстройством. Родные были вынуждены
забрать его из гимназии обратно домой.
И лишь год спустя Аксакова снова решились
отправить в Казань. На этот раз он был
зачислен в качестве вольноприходящего.
14 февраля
1805 года состоялось скромное открытие
Казанского университета. 22 февраля 1805
года учеников собрали в зале и директор
гимназии, он же и первый директор Казанского
университета, И. Ф. Яковкин прочитал им
статьи указа, говорящие об обязанностях
студентов. Затем он огласил состав студентов,
только что механически переведенных
в университет из старших гимназистов.
Первым в списке стояло имя 14-летнего Сергея
Аксакова. Поэтому С. Т. Аксакова часто
называют «первым казанским студентом».
Кроме театра и поэзии, Аксаков, с детства любивший природу, рыбную ловлю и охоту, страстно увлекался в Казанском университете собиранием коллекций бабочек (этому новому влечению содействовали интересные лекции талантливого ученого профессора К. Ф. Фукса.) Аксаков и его друг А. Панаев весь свой досуг старались отдавать ловле бабочек, проводя целые дни в садах, лугах и пригородных рощах. Встав еще до восхода солнца, они отправлялись за 6-7 км. от Казани, не обращая внимания ни на густую росу, ни на усталость. Прелесть утра, красивые пейзажи, успех добычи заставили забыть все трудности.
Тем временем в жизни Аксакова произошли некоторые важные перемены. Его воспитатель и наставник Г.И. Карташевский, поссорившись с университетским начальством, был вынужден покинуть Казань и уехать служить в Петербург. Перед отъездом он убедил родных Аксакова, что для воспитания юноши целесообразнее будет избрать государственную службу в столице. По этой причине в начале 1807 г. Сергей Аксаков подал просьбу об увольнении из университета «для определения к статским делам».
С любовь и благодарностью за проведенные в Казани счастливые годы детства и юношества Аксаков пишет в «Воспоминаниях» - «…Прощай, шумная, молодая, учебная жизнь! Прощайте, первые невозвратные годы юности!.. Ни свет, ни домашняя жизнь со всеми их дрянностями еще не помрачали вашей ясности! Стены гимназии и университета, товарищи – вот что составляло полный мир для меня». Молодые годы, проведенные в Казани, он по праву считает лучшими в своей жизни. «Все, что сохранилось во мне доброго, - писал Аксаков, – считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда». Накануне отъезда Аксаков прощался с друзьями: «обнявшись длинной вереницей, исходили мы все комнаты, аудитории и залы. Потом крепко, долго целовались. Толпа студентов и даже гимназистов высыпала проводить меня на крыльцо. Я обернулся еще раз взглянуть на товарищей, на здание университета – и пустился почти бегом. За мной неслись знакомые голоса: «Прощай, Аксаков, прощай!»».
В «Семейной хронике» и в рассказе «Собирание бабочек» (1859) Аксаков отразил казанский период своей жизни. В этих произведениях он повествует о событиях 1801-1815 гг., воспроизводит жизнь гимназии и университета, дает яркие характеристики преподавателям.
Владимир Маяковский (1893 – 1930гг.) посетил Казань трижды – в 1914, 1927 и 1928 гг.
Первое
выступление Маяковского в
«Красота – это черная девушка, здоровая, загорелая», - говорит поэт, обращаясь к молодежи, студентам и отворачиваясь от представителей аристократического мира.
Вторично Маяковский посетил Казань зимой 1927 года. Выступление состоялось 20 января в здании театра им. Г. Камала. Он дал в лекции характеристику советской поэзии, призывал бороться за высокое идейное содержание и художественное качество литературы.
Впоследствии, в стихотворении «По городам союза» он сказал об университете, где началась революционная деятельность великого вождя:
Университет –
Горделивость Казани,
И стены его
И доныне
хранят
любовнейшее воспоминание.
Зритель-очевидец описывает внешность поэта: «Такой же большой и мощный, как его образы. Над переносицей вертикальная морщина. Тяжелый, слегка выдающийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос трибуна.… На эстраде чувствует себя как дома. К аудитории относится дружески - покровительственно».
Маяковский перед поездкой в Казань сказал: «Стоит ли волноваться, когда мы едем в примечательную Казань! Когда у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань.
- А как же без копейки вы купите билет?
- И на билет мне вышлет моя Казань…».
Среди
славных имен писателей, жизнь которых
связана с Казанью, одно из первых
мест занимает имя великого русского писателя
Л. Н. Толстого.
В Казани
провел молодые годы дед Льва Николаевича
Илья Андреевич, занимавший в 1815 – 1820 гг.
должность Казанского губернатора. Он
умер в Казани и здесь похоронен. Неоднократно
и подолгу проживал в Казани отец писателя
– Николай Ильич и сестра Николая Ильича
(тетка писателя).
После смерти родителей опекуном осиротевших
юных Толстых стала их родная тетка –
казанская помещица Пелагея Ильинична
Юшкова. Осенью 1841 года в Казань прибыли
на попечение тетки и для получения образования
братья Толстые: Сергей, Дмитрий и 13-летний
Левушка, а также их сестры. Казань для
Льва была городом хорошо знакомым, и для
него были открыты двери всех аристократических
домов. Осенью 1844 года 16-летний Толстой
выдержал вступительные экзамены в Казанский
университет на восточное отделение философского
факультета, но вскоре перешел на юридический
факультет. Именно в Казани Толстой-юноша
включается в культурную жизнь города.
Он становится постоянным посетителем
двух книжных магазинов, расположенных
на улице Воскресенской. В это время Толстой
посещает концерты итальянского тенора
Джованни Рубини, посещает различные спектакли.
Стремясь к развитию своих способностей,
самоанализу и нравственному усовершенствованию,
Л. Н. Толстой начинает вести в Казани дневник.
В Казани сохранились три дома, в которых
жил Лев Николаевич в 1941 – 1847 гг. В доме
И. К. Горталова на Поперечно-Казанской
улице была первая квартира Толстых. После
Великой Октябрьской социалистической
революции в даме помещалась школа №6
им. Л. Н. Толстого. Вторая казанская квартира
Толстых была в доме Киселевского на Арском
поле. Возможно, что именно в этой комнатке
на хорах в доме Киселевских Лев Николаевич
впервые испробовал свои силы в области
художественного творчества. С этой второй
квартиры в начале 1846 года братья Толстые,
отделившись от тетки, переехали на частную
квартиру в дом архитектора Петонди, на
углу Покровской и Поперечно-Казанской
улиц.
В университетские
годы Толстой пришел к мысли, что главное
в обществе – народ. Именно в Казани он
впервые столкнулся с жестокостью крепостного
строя и царизма. Увиденная им сцена бесчеловечного
наказания шпицрутенами солдата татарина
на Арском поле еще больше приблизила
мысли Толстого к социалистической тематике.
В результате казанских впечатлений Толстой
создал шедевр «После бала»; показанная
в нем типичная для николаевского палочного
режима сцена свидетельствует о ненависти
великого писателя-гуманиста к социальным
и национальным порядкам русского царизма.
Во время прогулки после пышного бала
Толстой увидел на Арском поле жуткую
сцену наказания или, вернее сказать, казни
солдата татарина за побег. «Когда шествие
миновало то место, где я стоял, я мельком
увидел между рядов спину наказываемого.
Это было что-то такое пестрое, мокрое,
красное, неестественное, что я не поверил,
чтобы это было тело человека…». В 1847
году старший из братьев Толстых. Николай,
завершает учебу в университете. Не закончив
второго курса юридического факультета
университета, покидал Казань и Лев, получивший
в наследство Ясную Поляну. Казанский
период жизни Толстого нашел отражение
в его произведениях. Это рассказы «После
бала», «Утро помещика», автобиографическая
трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
. Живя здесь — в Казани — Лев Николаевич
вёл дневник, вероятно, автобиографичность
его произведений берет своё начало именно
в нём. В дневнике будущий писатель пытается
найти ответы на многие жизненные вопросы:
«Какова цель жизни человека?».
Вот несколько строк из повести «После бала»:
«...Был я студентом. Обыкновенно на провинциальные университеты смотрят свысока, а по-моему провинциальные университеты лучше столичных. И тебе советую отдать сыновей куда-нибудь в Харьков, Казань, Киев, а не в Москву...».
Уехав
из Казани, Лев впоследствии посещал
ее трижды. Проездом на Кавказ в 1851 году,
он навестил Юшкову, начальницу Радионовского
института Загоскину. Заехал в Казань
и 1862 году, и в 1876 г.
В сентябре рядом с домом, в котором жил
студент Толстой, в 1949 году установлен
бюст писателю
Великий поэт II половины XVIII в. Г.Р. Державин родился и жил в Казани. Происходил он из знатного, но обедневшего рода – был потомком мурзы Багрима, известного со времён Золотой Орды.
Ещё в детстве пристрастился он к чтению, выучился и немецкому языку, так как имел «чрезвычайную к наукам склонность». С увлечением занимался Державин рисованием. Отец его, Роман Николаевич, секунд-майор, некоторое время служил комиссионером при межевании земельных владений, и Гавриил Романович от бывшего при отце геодезиста «получил охоту к инженерству».
Р.Н. Державин в 1754 г. вышел в отставку и в том же году скончался, оставив жену с тремя детьми в большой бедности – принадлежавшие им деревни были малы и неустроенны, разбросаны по разным губерниям и дохода не приносили. Много претензий пришлось вытерпеть Фёкле Андреевне Державиной. Лучшие угодья всего за 100 рублей пришлось отдать в наём фабриканту Дряблову; соседний помещик Чемодуров силой удерживал у себя её крепостных, и, чтобы подать челобитную, приходилось ей с детьми часами просиживать в канцеляриях. Всё это настолько сильно запечатлелось в сердце мальчика Державина, что в течение всей жизни не мог он сносить равнодушно неправды и причинения обид вдовам и сиротам.
Несмотря на нужду, Фёкла Андреевна заботилась об образовании детей. В 1758 году была учреждена в Казани первая гимназия, и она отдала туда своих сыновей. Окончить гимназию Гавриилу Романовичу не удалось – в 1762 году он был вынужден выехать в Петербург, в Преображенский полк, куда, по обычаю того времени, был зачислен с малолетства в солдаты.
Державин стал свидетелем дворцового переворота 1762 года, когда Екатерина, впереди их полка, на коне, в Преображенском мундире, вступила в Петергоф и заняла престол своего мужа Петра III.
Военная служба отнимала так много времени, что у Державина не было возможности заниматься творчеством – стихи он писал в казарме, урывками, по ночам. Без друзей и покровителей, без средств к жизни не видел он иной возможности выдвинуться, как только принять участие в подавлении Пугачёвского восстания, для чего был вызван сам генералиссимус князь А.В. Суворов.
Державин приехал в Казань в декабре 1773 года. Служа в Секретной комиссии, он собирал сведения об участниках восстания, вёл журнал, куда записывал все действия и правительственные распоряжения вплоть до лета 1775 года. «Поймать» Пугачёва ему не удалось, несмотря на все меры и старание. А.С. Пушкин, работая над «Историей Пугачёва», очень хотел увидеть эти бумаги Державина, но разрешения его вдовы на это не получил.
Записки Державина – ценнейший документ по истории Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. То, что Державин – действующее лицо тех событий, с большими полномочиями, и к тому же уроженец края, знакомый с людьми и местными условиями, делает его записки документом чрезвычайного значения при изучении пугачёвского восстания.
Пугачёвцы и дом Державиных в Казани, и деревни до основания разорили; Фёкла Андреевна, по взятии ими Казани, некоторое время находилась в плену (вот страху-то натерпелась, ведь за голову её сына Пугачёв назначил награду в 10 000 рублей!), и освобождением своим обязана Михельсону, подошедшему к Казани с отрядом правительственных войск. Уже известным поэтом, живя в Петербурге, Державин, как и в прежние годы, приезжал в Казань. В 1778 году он привёз показать родственникам свою жену, а в 1784 году, получив назначение губернатором в Олонец, в Казани уже не застал мать в живых.
Своими талантами Державин достиг высокого положения, был награждён орденом Александра Невского, назначен кабинет-секретарём императрицы, был министром юстиции. Несмотря на высокое жалованье, Державин часто нуждался, так как жил широко, радушно принимал близких, помогал бедным, взяток не брал и боролся со взяточниками, поэтому губернатором долго не засиживался. Ратовал за просвещение – в Тамбове, благодаря его стараниям, стали печататься «Губернские ведомости».
Поэт Державин гневно обличал общественные пороки, его гражданская поэзия высоко ценилась и декабристами, и А.С. Пушкиным. Творчество его отличали конкретность изображения, обилие личных биографических мотивов, пластика образов. В поэтический язык он внёс элементы живой народной речи. Державин создал свой, только ему присущий стиль, нашедший яркое выражение в «В оде на смерть кн. Мещерского», «Оде к Фелице», «Видении Мурзы», «Водопаде» и др.
Всю жизнь Державин был верен своей любви к Казани, хотел вернуться, чтобы жить в родном городе. Казани он посвятил прекрасные строки стихотворения «Арфа», за год до смерти прислал он в Казанское Общество любителей отечественной словесности четыре тома своих сочинений и портрет, который находится сейчас в экспозиции Государственного музея Татарстана. В 1847 году в Казани был открыт памятник Державину, к сожалению, снесённый в 1930-е годы ревнителями новой идеологии.