Казань в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:53, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование освещения Казанской темы русскими поэтами и писателями.

Задачей работы является изучение и анализ влияния Казани на судьбу и творчество русских писателей XIX-XX вв., также её появление в более ранних работах на примере повести «Казанская история».

Содержание

Введение 3

Глава I. Казань в судьбе русских поэтов и писателей. 4

1.1 А.С.Пушкин. 4

1.2. Казанский цикл произведений М.Горького 7

1.3. «Первый казанский студент» С.Т. Аксаков 11

1.4. В.В.Маяковский. 13

1.5. Л.Н.Толстой 14

1.6. Г.Р.Державин 16

Глава II. «Казанская история» 20

Список использованной литературы: 24

Приложение. 25

Вложенные файлы: 1 файл

История РТ.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

     Живёт в Казани память о Державине – поэте, человеке своей эпохи, приверженце самодержавия, но горячем борце с язвами этого строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. «Казанская история»

     «КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ» — одно из самых интересных и значительных историко-публицистических сочинений русской литературы второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношений со времен образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном IV Васильевичем отпочковавшегося от нее в сер. XV в. Казанского ханства. К. И. пользовалась на Руси большой популярностью и дошла до нас в большом количестве списков (более 200), самые ранние из которых относятся к нач. XVII в.

     Неизвестный автор, согласно автобиографической справке, содержащейся в начале произведения, двадцать лет прожил в Казани при дворе казанских ханов как русский пленник, принявший мусульманство, и лишь во время взятия Казани вышел из города и поступил на службу к Ивану Грозному. Возможно, находясь в Казани, он выполнял тайное задание русского правительства.

     В основу своего произведения автор «Казанской истории» положил основные идеи, определившие тот угол зрения, под которым ведется повествование: мысль об исторической справедливости и предопределенности божественным промыслом завоевания русскими Казанской земли, о первостепенном значении личных заслуг Ивана IV в казанской победе.

     В первой части «Казанской истории» (главы 1—50) повествование попеременно ведется по трем разным сюжетным линиям. Первая развивает историю Казанского царства (главы об основании Казани сначала преемником Батыя легендарным царем Саином, затем ордынским ханом Улу-Ахметом, о правлении в Казани его сына Мамотяка, а после него попеременно московских и крымских ставленников — Махмет-Амина, Шигалея, Геналея, Сахыб-Гирея и Сафа-Гирея, жены последнего Сююмбеки и ее любовника улана Кощака); вторая прослеживает наиболее важные моменты русской истории с XIII до сер. XVI в. (главы о восстановлении русских городов после Батыева нашествия великим князем Владимирским Ярославом Всеволодовичем, о правлении великих князей московских — Василия Дмитриевича, Василия II, Ивана III, его сына Василия Ивановича, о приходе к власти Ивана Грозного); третья воссоздает историю русско-казанских дипломатических и военных отношений (рассказы о набегах на Русь первых казанских ханов Улу-Ахмета и Мамотяка, о взятии Казани в 1487 г. войсками Ивана III, трех походах на Казань в правление Василия III в 1508, 1524 и 1530 гг. и двух первых походах, организованных Иваном Грозным в 1545 и 1550 гг., о строительстве Свияжска вблизи Казани, о пленении казанской царицы Сююмбеки и ее отправке в Москву).

     Благодаря такому построению сюжета автору удалось к началу повествования о победоносном походе Ивана Грозного на Казань расставить в своей повести все необходимые акценты: показать страдания русского народа от беспощадных набегов казанцев, создать образ Казани как “змеиного гнезда”, напитавшегося русской кровью, на ряде примеров показать “жестокосердие” казанцев, их лукавство и лицемерие, сочетавшиеся со странной их “слепотой”, недальновидностью. С другой стороны, автору удалось также показать и преступную безответственность русской княжеско-боярской военной элиты, своей бесталанностью и трусостью зачеркнувшей результаты нескольких военных операций против Казани. Наконец, ему удалось подвести читателя к провиденциальной идее богоизбранности Ивана Грозного, создав галерею образов его предшественников, которым не удалось одержать победу над коварным ханством, так как Бог “приберег” славу победителя для своего избранника — первого венчанного на царство московского самодержца.

     В композиционной структуре второй части «Казанской истории» (главы 51-100) выделяются 6 повествовательных фрагментов, границы между которыми “маркированы” эпизодами мирных переговоров Ивана Грозного с казанцами, повторяющимися в начале описания каждого нового этапа осады Казани. Все описанные в этой части повествования события включаются в три сюжетные линии, одна из которых прослеживает попытки Ивана Грозного предотвратить кровопролитие в Казани, другая рисует ход осады города, третью составляют эпизоды провиденциального характера. Указанные сюжетные линии находятся в тексте К. И. в сложном переплетении и составляют единое сюжетное целое.

          Автор «Казанской истории» адресовал свой труд широкому кругу читателей: простым воинам, которых он хотел своим произведением отвлечь от скорби по погибшим в казанской войне русским людям, их отцам, братьям, сыновьям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Была  проведена работа по изучению и анализу  истории русской литературы и её выдающихся личностей. Была выяснена значительная роль Казани как источника вдохновения для многих русских писателей таких как Горький, Пушкин, Грибоедов, Толстой, Державин и т.д. Горький писал, что физически он родился в Нижнем, а духовно - в Казани. А А.Н.Толстой сказал: «Казань для меня - город почти родной, здесь произошло мое литературное "боевое крещение"»

       «И дым отечества нам сладок  и приятен» - думаю эти слова  Чацкого из грибоедовского "Горя  от ума" известны всем. Известно, что Грибоедов, слегка перефразировав, заимствовал их у Г.Державина:

     "Звучи,  о арфа, ты все о Казани мне!

     Звучи, как Павел в ней явился благодатен!

     Мила  нам добра весть о нашей  стороне:

     Отечества и дым нам сладок и приятен!"

     Во  второй главе я рассмотрела повесть XVI века «Казанская история» как пример упоминания Казани в работах писателей более ранних исторических периодов. Повесть рассказывает об одном из самых значительных событий начального периода самостоятельного царствования Ивана Грозного - завоевание русским войском Казанского царства. Но при этом внимание автора сосредотачивается не только на взятии Казани, но и на всей истории этого царства. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

 
 
  1. В.А. Климентовский. Русские писатели в Татарской  АССР. Татарское книжное издательство. 1960 – 34 стр.
  2. И.И. Пущин. Записи о Пушкине. Москва. "Детская литература". 1984 – 56 стр.
  3. М.Горький Художественные произведения. Полн. собр. соч. в 25 т. - М.: Наука, 1968-1976: ХVI, 9 – 40 стр.
  4. М.Н. Елизарова. Они были в Казани. Казань. Татарское книжное издательство. 1983г. – 3 стр.
  5. Энциклопедия "Русская литература", Москва. "Аванта +", 2001- 35 стр.
  6. Ю.Л. Словянский. Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань. Татарское книжное издательство. 1980. – 23 стр.

    Электронные источники:

  • http://www.literatorov.net
  • http://www.kros.ru

Приложение.

     Арфа.

     Не  в летний ль знойный день прохладный ветерок

     В легчайшем сне на грудь мою  приятно дует?

     Не  в злаке ли журчит хрустальный  ручеек?

     Иль милая в тени древес меня целует? 

     Нет! Арфу слышу я: ее волшебный звук,

     На  розах дремлющий, согласьем тихострунным,

     Как эхо, мне вдали щекочет нежно  слух

     Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным. 

     Так ты, подруга муз! Лиешь мне твой восторг

     Под быстрою рукой играющей хариты,

     Когда ее чело венчает вкуса бог

     И улыбаются любовию ланиты. 

     Как весело внимать, когда с тобой  она

     Поет  про родину, отечество драгое,

     И возвещает мне, как там цветет весна,

     Как время катится в Казани золотое! 

     О колыбель моих первоначальных дней!

     Невинности  моей и юности обитель!

     Когда я освещусь опять твоей зарей

     И твой по-прежнему всегдашний буду житель? 

     Когда наследственны стада я буду зреть,

     Вас, дубы камские, от времени почтенны?

     По  Волге между сел на парусах  лететь

     И гробы обнимать родителей священны? 

     Звучи, о арфа! Ты все о Казани мне!

     Звучи, как Павел в ней явился благодатен!

     Мила  нам добра весть о нашей  стороне:

     Отечества и дым нам сладок и приятен.

                                              ( Г. Р. Державин) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Казань в русской литературе