Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 20:37, реферат
Образование феодального монгольского государства в начале XIII в.
Завоевательные походы Чингисхана. Геополитические изменения.
Обзор законов Чингисхана «Ясса».
Усобицы при преемниках Хайду в первой половине XIV в. довершили начавшийся ранее процесс экономической разрухи в Семиречье. Многие из известных городов Юго-Восточного Казахстана, достигших в домонгольское время высокого уровня развития, — Баласагун, Тараз, Алмалык, Алматы, Каялык, Илибалык, Ики-Огуз и другие большие и малые города и поселения — практически исчезли с карты региона.
Следует отметить, что среди монгольских ханов были сторонники централизованной власти, опирающейся на местную правящую верхушку, на традиции оседло-земледельческой и городской культуры. Наиболее видным из них был сын чагатаида Дувы Кебек-хан (1318—1326). Он порвал с кочевыми обычаями, переселился из Семиречья в Мавераннахр, провел денежную и административную реформы, содействовал восстановлению и строительству городов Средней Азии. Его деятельность положительно сказалась на восстановлении южноказахстанских городов, входивших в государство Чагатаидов. В середине XIV в. от Чагатаидского государства (государства Хайду) отделился Могулистан.
Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил, массовым истреблением людей. Были разрушены города и селения, дворцы и мечети, уничтожены ирригационные системы, заброшены обработанные поля. Тысячи мастеров-ремесленников были угнаны в рабство. Население испытывало массовое обнищание и голод. Установились более жесткие, чем раньше формы эксплуатации. Господство монгольских завоевателей надолго задержало экономический и культурный прогресс народов покоренных ими стран. Тяжелейший урон был нанесен земледельческой и городской культуре Казахстана. По свидетельству Марко Поло, после установления монгольского господства в покоренных странах городам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск... Так взнузданные народы остаются спокойны и не возмущаются»8.
В Семиречье прямого уничтожения городов в момент нашествия не было. Но огромная армия, проследовавшая через Семиречье, не могла не оказать губительного влияния на хозяйство этой области уже во время нашествия, сопровождавшегося беспорядочными грабежами. Значительный упадок городов и земледелия и превращение культурных земель в пастбища произошли уже в ближайшие десятилетия после установления монгольского господства в этом крае. Вильгельм Рубрук, проехавший Илийскую долину спустя всего лишь тридцать лет после этого события, засвидетельствовал: «На вышеупомянутой равнине прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены татарами (монголами), чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища»9. За полтора столетия господства монгольских феодалов некогда цветущая, густонаселенная территория этой части Казахстана с развитой культурой и оседло-земледельческим и скотоводческим хозяйством потеряла свое былое экономическое, политическое и культурное значение. Причин этому было несколько.
В силу своего стратегического положения Юго-Восточный Казахстан оказался важной частью захватнических планов монгольских ханов. Здесь находились главные ставки улусных ханов, с их многолюдными «орду», т. е. двором, свитой, многочисленными войсками. Сюда стекались массы монгольских кочевников (до 200 тыс.), сохранявших свою форму хозяйства, требовавшую обширных земельных угодий. Инфильтрация больших масс кочевников в Семиречье после образования улусов вызвала резкое сокращение посевных обрабатываемых площадей, усилила кочевой скотоводческий сектор экономики за счет оседлого. Разрушение селений, вытаптывание полей табунами, уничтожение садов и ирригационной системы, замирание торговой жизни городов и прекращение их экономических связей с соседними городами и земледельческими округами — все это постепенно подорвало экономическую и социальную основу существования городов в Семиречье. К тому же долгое время здесь господствовала та группировка монгольской феодальной знати, которая всегда враждебно относилась к городской и оседло-земледельческой культуре и придерживалась методов хищнической эксплуатации населения покоренных стран. Нестабильность политической обстановки на территории Семиречья также способствовала дальнейшему упадку хозяйства и культуры на этой территории. Завоеватели не смогли установить здесь ни твердой власти, ни законности, ни прочного мира.
Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства Семиречья и Южного Казахстана, замедлили и дестабилизировали процессы объединения этих районов, хозяйственного, этнического, культурного их взаимодействия между собой и с прилегающей степью10. Оно вызвало определенный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Монголы не внесли ничего нового в общественные отношения в завоеванных земледельческих странах, в частности в Средней Азии и Южном Казахстане, где феодализм с развитой системой уделов, условных земельных пожалований господствовал уже давно. В степных скотоводческих районах, где феодальные отношения еще находились в стадии становления, монгольское завоевание привело к укреплению и консервации наиболее отсталых форм феодализма, прикрытых оболочкой патриархальных обычаев. Кочевое и полукочевое население покоренных стран вошло в улусы Чингизидов и было поделено на десятки, сотни, тысячи и т. д. с учетом род оплеменной структуры местного населения, что явилось немаловажным фактором, способствовавшим ее закреплению на долгое время.
Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями. Исследователи насчитывают до 20 видов установленных монголами податей".
Монгольское завоевание, наряду с катастрофическими последствиями, имело и некоторые положительные стороны. Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, ввели повсеместно систему почтовой и ямской службы. Были установлены торговые и культурные связи между прежде далекими народами. По территориям улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далеких странах и народах ранее неведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена. Нормы кочевой жизни стала регулировать «Яса» Чингисхана — кодифицированный сборник обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определенной степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты-Жаргы». Многие нормы социальной организации и формы государственности были использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху. Монгольское завоевание оказало сильное воздействие на ход этнических процессов на территории Казахстана. Однако в целом войны Чингисхана и его преемников привели к упадку производительных сил не только завоеванных стран, но и самой Монголии.
Темучин родился, по-видимому, в 1155 г. Его отец, Есугей баатур (происходил из рода Борджигин племени тайчжиутов и был богатым нойоном. С его смертью в 1164 г. рассыпался и созданный им улус в долине реки Онона. Различные племенные группы, входившие в состав улуса, покинули семью умершего баатура. Разошлись и нукеры.
В течение ряда лет семья Есугея скиталась, влача жалкое существование. В конце концов Темучину удалось найти поддержку у Ван-хана, главы кераитов. Под покровительством Ван-хана Темучин начал постепенно накапливать силы. К нему стали стекаться нукеры. С ними Темучин совершил ряд успешных нападений на соседей и, увеличив свои богатства, поставил их в зависимость от себя. Рассказывая о сокрушительном ударе, который Темучин нанес в 1201 г. ополчению вождя степных монголов Джамуги, монгольская хроника первой половины XIII в. — «Сокровенное сказание» передает любопытный эпизод, рисующий классовое лицо Темучина. Когда ополчение Джамуги было рассеяно, пятеро аратов схватили его, связали и выдали Темучину, надеясь заслужить милость победителя. Темучин сказал "Мыслимо ли оставить в живых аратов, поднявших руку на своего природного хана?". И велел казнить их вместе с семьями на глазах у Джамуги. Лишь после этого был казнен и сам Джамуга.
В результате войн улус Темучина продолжал расширяться, становясь по меньшей мере равным по силе улусу Ван-хана. Вскоре между ними возникло соперничество, которое переросло в открытую вражду. Произошло сражение, принесшее победу Темучину. Осенью 1202 г. в результате кровопролитной битвы между ополчениями Темучина и Даян-хана найманского было разгромлено и войско Даян-хана, а сам он был убит. Победа над Даян-ханом сделала Темучина единственным претендентом на власть во всей Монголии. В 1206 г. на берегу реки Онона состоялся хурал (или хуралдан — съезд, собрание), на который съехались вожди всех племенных групп Монголии. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана. Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.
При Чингисхане и его преемниках был разработан новый свод законов - Яса или Джасак - кодифицированный сборник обычного права, соответствующий новым социально-политическим отношениям в обществе. После Чингисхана «хранителем Ясы» был избран его сын Чагатай. В империи существовала также должность верховного судьи - джаргулугсан и судей - джаргучи. Яса Чингисхана состояла из двух частей. Первая часть, Билик, представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основные нормы государственного права. Вторая часть называлась собственно Джасак и содержала нормы уголовного права, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи.
В 1204-1205 гг. Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 г. на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году была принята Великая Яса Чингисхана – «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. Однако из-за отсутствия письменности этот юридический кодекс не был зафиксирован в документах. Владимирцев Б.Я., а вслед за ним и Зориктуев Б.Р., считают, что в конце XII века кочевое скотоводческое хозяйство монголов вступило в начальную стадию развития феодальных отношений, и именно с утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале XIII в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм . Таким образом, возникновение Ясы определяется как результат усложнения и развития классовых отношений в среде монгольских племен, а сам свод законов характеризуется совокупность правовых обычаев, то есть обычаев, санкционированных государством. Вместе с тем, отход отечественной науки от догм классово-материалистического объяснения исторических процессов, успехи мирового кочевниковедения делают ясным представление о практически бесклассовом характере устройства кочевых обществ, которые могли в своем достигнуть, максимум, раннеклассовых отношений. Это заставляет нас еще раз обратиться к вопросу о характере права Монгольской империи, к причинам его создания. В данной статье мы попытаемся осветить современное состояние науки по рассматриваемой проблеме, изучив и осветив мнения исследователей, так или иначе занимавшихся монгольской проблематикой.
В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Яса означает запрет, устав, закон… Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом» . Академик В.В. Бартольд в труде «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» дал следующее научное пояснение этого слова: «Яса — постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак) . Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922 г.) писал: «Чингисхан… оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях – Билике» Калмыцкий историк Эренжен Хара-Даван также подразделяет Большой Джасак Чингисхана на эти два крупных разделов . Современный исследователь эпохи Чингисхана Е.И. Кычанов полагает, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки — приказы, ясак — законы, билик — поучения. По повелению Чингисхана с 1189 г. его указы фиксировались. Хранение сборника-тетради Засаг, называемой также «Голубая книга», доверялось самому старшему из монгольских князей того времени. Дополнения в нее вносились в 1206, 1210, 1218 гг. Выявлена аналогия слова Яса с тюркским словом, имеющим такую же форму написания в словаре древнетюркского языка. Иными словами, «Яса» — это тюркская форма монгольского слова «Джасак», что буквально означает «закон», «свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на Курултае в 1206 г.
Смысл названия «Их-засаг» означает: через деятельность государства исправить гражданина. В более широком смысле исправить человеческое общество в рамках взаимодействия человека и природы среды его обитания. Весьма интересно заметить, что в словаре древнего тюркского языка встречается слово «Иасак», которое имеет очень широкий смысл. Оно означает запрещение, восстановление правового акта и порядка, штраф, наказание, повинность, заем под залог, военный порядок. Впоследствии слово «Иасак» стало, вероятно, корнем слова «обычай». Известно, что Великая Яса и Сокровенное сказание монголов были взаимосвязанными источниками. Поэтому не случайно в Сокровенном сказании монголов часто говорится: «закон говорит», «преступить закон», «нарушить закон» и такие выражения применялись вплоть до XV в. Важно отметить, что Сокровенное сказание монголов повествует нам о Великой Ясе Чингисхана. Подтверждением этой мысли может служить выдержка из Сокровенного сказания монголов. Чингисхан сказал Шиги Хутукту: «Ты держишь в мыслях твоих Великую Ясу-Екейосу. Не ты ли Шихи Хутукту око, через которое я вижу, и ухо через которое я слышу?» По данным Рашид-ад-Дина, первоисточник закона Великая Яса состоял в 1218 г. из 64 пунктов. В настоящее время, по данным монгольских ученых, существует новый вариант закона Великая Яса, состоящий из более 200 положений и пунктов. К такому выводу пришел современный исследователь Великой Ясы монгольский ученый Э. Авирмид. Он считает, что Великая Яса состоит из 216 фрагментов, которые обычно начинались так: «Под вечным и всесильным небом (фрагмент 2-й ханской грамоты)».