Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:33, реферат
10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.
12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.
Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.
На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев - действующий Президент, А. Кажегельдин - бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С. Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ " Мунай", Г. Касымов - председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж. Базильбаев снял свою кандидатуру.
В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина - около 12% избирателей, за Г. Касымова - более 4%, за Н. Назарбаева - около 80%.
Оценки прошедших
ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А. Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы Президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам.
В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.
10 октября 1999 года состоялись
выборы в Парламент республики
по новой, смешенной
Все политические партии, имеющие право на представление партийных списков для предвыборной борьбы за 10 мест в Мажилисе, представили свои списки. Больше всего было зарегистрировано кандидатов от партии "Отан" - 18 человек, 10 - от Демократической партии Казахстана "Азамат", от Гражданской партии - 9.
Кандидатами в депутаты Сената Парламента зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения - 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7146 соискателей. Выборы проходили в два тура.
Оценки прошедших выборов, были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.
В октябре 1999 года Центральная
Избирательная Комиссия Казахстана
подвела официальные итоги
Миссия ОБСЕ по наблюдению
за парламентскими выборами в Казахстане
опубликовала отчет, в котором подготовка,
ход и подведение итогов выборов
подверглись критике. Иностранные
наблюдатели пришли к выводу, что
особенно серьезной проблемой
1. Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов;
2. Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями;
3. Угрозы административного
и судебного преследования
4. Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от " партий власти";
5. Искусственно созданные
затруднения и запугивание во
время предвыборной кампании
оппозиционных партий и
ОБСЕ пришла к выводу, что, выборы депутатов Мажилиса, хоть и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный процесс.
Реакция оппозиции была еще
более жесткой. Оппозиционные партии
провели ряд пресс-конференций, на
которых выразили свою озабоченность
организацией выборов. Более значительным
было проведение совместной встречи
и создание единого фронта представителей
политических партий, правозащитных
и неправительственных
Обращение к Парламентам и Правительствам США, России, Японии, стран ЕС, СНГ и ОБСЕ не признавать депутатов Мажилиса и Сенаторов, избранных в результате массовой фальсификации;
Требование объявить результаты выборов в Сенат и Мажилис недействительными;
Требование привлечь членов ЦИК и низовых избирательных комиссий к ответственности за допущенные нарушения;
Требование провести в первой половине 2000 г. новые выборы в Мажилис и маслихаты, а также выборы акимов и судей на всех уровнях;
Требование провести во второй половине 2000 года новые выборы в Сенат.
В этом же году ФДС выступил
с инициативой проведения Национального
диалога между оппозицией и властью.
ФДС предложил сторонами в
диалоге: во-первых, Президента и его
политических сторонников, в том
числе политические партии и общественные
движения, поддерживающие проводимый
курс; во-вторых, оппозицию в лице
Форума демократических сил Казахстана
и других оппозиционных организаций,
несогласных с проводимым курсом;
в-третьих, в качестве наблюдателей,
ОБСЕ, Совет Европы и другие межгосударственные
и международные институты. Власть
проигнорировала эти
Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым премьер-министром был назначен К. Токаев.
В июле 2000 года вступил в силу Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).
В августе 2001 г. в Астане над бывшим премьер-министром страны А. Кажегельдиным состоялся заочный судебный процесс. 4 Экс-премьер обвинялся в вымогательстве взяток и неуплате налогов. Суд заочно приговорил А. Кажегельдина к 10 годам лишения свободы. Представитель Центра ОБСЕ в Алматы, присутствовавший на процессе в качестве наблюдателя, охарактеризовал как "политический и несправедливый", Государственный департамент США выразил Правительству Казахстана протест.
8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия
В ноябре 2001 года в республике разразился новый политический кризис. Ряд членов правительства и депутатов Парламента (М. Аблязов, Г. Жакиянов, Т. Токтасынов, У. Джандосов, Б. Абилов, Ж. Ертлесова и др, выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения "Демократический выбор Казахстана" (ДВК).
В Декларации объединения
отмечалось, что Казахстан остается
государством с чрезмерно централизованной
властью и предлагались следующие
меры по исправлению ситуации: формирование
баланса между всеми ветвями
и уровнями власти, расширение прав
и полномочий представительной власти;
децентрализация
Премьер - министр К. Токаев потребовал увольнения членов ДВК с занимаемых постов, что и было Н. Назарбаевым сделано.
19 января 2002 года в Алматы
состоялось Собрание
Следствием этих событий стала отставка премьер-министра К. Токаев, новым премьер-министром был назначен И. Тасмагамбетов.
Весной 2002 г. политический кризис вступил во вторую стадию.27 марта финансовой полицией был арестован один из сопредседателей движения "Демократический выбор Казахстана", бывший министр энергетики, индустрии и торговли М. Аблязов. Ему были предъявлены обвинения в использовании своих государственные полномочий в интересах частных лиц, связанные с его служебной деятельностью пятилетней давности, 28 марта в Париже состоялась встреча экс-премьер министра, председателя РНПК А. Кажегельдина с сопредседателем движения "Демократический выбор Казахстана", бывшим до конца 2001 г. акимом Павлодарской области Г. Жакияновым. После возвращения, 29 марта, полиция попытались арестовать его в Алматы. Однако Г. Жакиянову удалось скрыться и найти убежище в посольстве Франции. В ночь с 29 на 30 марта заместители министра иностранных дел и министра внутренних дел Казахстана пытались добиться от французских дипломатов выдачи Г. Жакиянова, однако, безуспешно.
30 марта оппозиционные
партии и организации
В этот же день было обнародовано
"Заявление объединенной демократической
оппозиции", в котором отмечалось,
что "что режим Президента Назарбаева
вступил в ту последнюю стадию,
когда вслед за использованием правоохранительных
органов для политически
Кроме того, были выдвинуты
требования проведения совместного
экстренного заседания
2 апреля Центр ОБСЕ
в Алматы выпустил пресс-релиз,
В течение недели у здания
европейских посольств
4 апреля 2002 г. Премьер-министр И. Тасмаганбетов выступил в Парламенте с ответом на запрос депутатов С. Абдильдина и С. Сорокина
В выступлении перед
И. Тасмагамбетов подтвердил, что Министерство юстиции США расследует возможные нарушения, которые могли иметь место при подписании контрактов на исследование нефтяных месторождений в Казахстане. Однако Президент Казахстана Н. Назарбаев "не имеет за границей ни собственности, ни банковских счетов", заявил И. Тасмагамбетов. Ответ на депутатский запрос не удовлетворил депутатов С. Абдильдина и Б. Сорокина. 8
Весна - лето 2002 года проходили под знаком дальнейшего обострения противостояния между властью и оппозициейи сопровождался беспрецедентными актами давления на независимые СМИ (поджоги редакций газет, избиения журналистов, закрытие ряда газет и телеканалов).
Летом 2002 г. состоялись судебные процессы над М. Аблязовым и Г. Жакияновым. По обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями М. Аблязов был приговорен к шести, Г. Жакиянов - к семи годам лишения свободы.
Информация о работе Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)