Казачество в борьбе с польской агрессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Украина всегда была частью международной общественности и далеко не всегда – пассивной. Однако, Украина не была субъектом международной политики. Но она занимала вполне определенное геополитическое положение и находилась под влиянием объективных внешнеполитических факторов. Скажем, такие территории, как польское Приморье и украинское Подолье в ХV-ХVІІІ ст., находились под действием совсем разных внешнеполитических факторов

Вложенные файлы: 1 файл

история Донбасса.docx

— 40.35 Кб (Скачать файл)

ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

 

КАФЕДРА «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ »

 

КОНТРОЛЬНАЯ (МОДУЛЬНАЯ) РАБОТА

 

По дисциплине «История»

Исполнитель

Студентка Бойко Дарья Сергеевна

 

Специальность ,экономика предприятия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Тема 9: Казачество в борьбе с польской агрессией

 

 

Введение

Происхождение казачества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Украина всегда была частью международной общественности и далеко не всегда – пассивной. Однако, Украина не была субъектом международной политики. Но она занимала вполне определенное геополитическое положение и находилась под влиянием объективных внешнеполитических факторов. Скажем, такие территории, как польское Приморье и украинское Подолье в ХV-ХVІІІ ст., находились под действием совсем разных внешнеполитических факторов. И неудачи Польши в татарской политике оборачивались опустошением именно украинских земель, а не абстрактных земель Речи Посполитой. Поэтому есть все основания отдельно говорить о международном положении украинских земель в составе таких великих и неоднородных государств, как Великое княжество Литовское, Речь Посполита и др., имея ввиду всю совокупность внешнеполитических факторов, которые влияли на них.

Соответственно, перед украинской историографией открывается целое направление новых исследований, связанных с освещением реального места и значения украинских земель в международной политике. Такой подход особенно важен для исследования исторического развития украинского казачества. Традиционно считается, что о международных аспектах его деятельности можно вести речь лишь с начала отечественной войны украинского народа, хотя уже с конца ХVІ ст. казачество выступает как самостоятельный субъект международных отношений. Историография истории казачества до Хмельниччины сосредотачивается на его социальной эволюции и отношениях с польской властью. Несмотря на постоянное упоминание в литературе о нападениях на татар и турков, они никогда не рассматривались как отдельная сфера деятельности казаков, или речь шла об их упрощенном освещении как «борьба против мусульманской агрессии». Поэтому международные причины той же Освободительной войны имели такую же большую предысторию, как и причины социальные. В итоге, уже давно назрела потребность более предметного объединения истории казачества с историей международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение  казачества

 

Документы свидетельствуют о существовании казаков в Крыму еще в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Позднее – «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Часто им называли свободных, «ничейных» людей, которые промышляли при помощи оружия. Именно в этом значении оно и закрепилось за русичами-украинцами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В этом же году казацкие отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Далее жалобы татарского хана на нападения казаков становятся регулярными. Судя по тому, как привычно это обозначение употребляется в документах тех времен, следует считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. А так как свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого Дикого Поля, то понятно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Вне всякого сомнения, что и в этническом составе казачества определенное место занимает татарский элемент.

В начале основным занятием украинских казаков, в отличие от их тюркоязычных предшественников, были промыслы – рыболовство, охота в степях, лесах и плавнях, так называемых угодьях, безлюдного, а иногда никому не принадлежащего, Среднего и Нижнего Приднепровья. К этому прибавилось также скотоводство, а позднее – земледелие. Толпы желающих добирались сюда из подлитовских русских владений и промышляли, как правило, сезонно. Близкое соседство татарских кочевников заставляло их постоянно заботиться о защите, а при случае давало возможность поживиться добычей. Поэтому нападения, особенно на татар и турков, рядом с государственной колонизацией Поля тоже были одним из занятий. Хотя существуют данные и про регулярную торговлю казаков с татарами с XVІ века.

Освещая вопросы о возникновении казачества, следует выяснить проблему его социальных истоков, проанализировать особенности процесса перехода представителей разных социальных групп в казаки – добывание так называемого казацкого хлеба. Долгое время поддерживали утверждение, что главным источником формирования казачества были селяне, которые спасались в Поле, в плавнях за Днепровскими порогами так называемого Низа от феодального гнета. На самом деле беглецы и представители безземельных категорий селянства, хоть, и встречались среди казаков, но уж никак не определяли социальное лицо их групп. Казачество скорее репрезентовало два составляющих: служащие охранники южного рубежа и промышленники из местного населения «окрайных мест» Киевщины и Подолья. Сам характер производственной деятельности украинских селян даже в период крепостничества не давал возможность и мотивы для выхода в казачество. Наоборот, власти сами поощряли переселение селян на необжитые просторы Среднего Приднепровья, в большинстве, на земли, которые едва начали осваивать. Только когда Любленская уния открыла возможность магнатской колонизации этих земель, ее волна все интенсивнее несла повсюду крепостничество и усиление гнета, а их бремя все больше подталкивало селян к казачеству.

В городах на татарском рубеже значительная часть людей принадлежала к категории военных служащих. Имея военный опыт, приученные к дисциплине, они и стали ведущей организаторской силой казаческих групп. К тому, что переход бояр и других военных служащих в казачество приобрел черты постоянного явления, привел процесс консолидации феодального класса. От середины XVІ столетия в результате узаконенных ревизий прав на владение имений, не имея возможности подтвердить их грамотами, значительная часть русских бояр оказались вне шляхты. Именно так она и превращалась в государственных селян. В связи с этим уместно выделить тот факт: в документах конца XVІ – начало XVІІ ст. о боярах как о феодальной категории уже речь не идет, вместо этого указывается, что это «холопы». Но есть примечание, которое отождествляет бояр с казаками. Это, как и другие факты, свидетельствует о том, что боярство старалось восстановить потеряный общественный статус, переходя в казаки. Мещане Киевщины, особенно свободные, но обязанные выступать «конно при оружии» по призыву властей, тоже выступали в походы и становились частью казачества.

Опастность от татарско-турецкого соседства с одной стороны, а с другой – сам характер степных промыслов обуславливали казаков-добыдчиков к организованности и дисцыплине, которые могли бы обеспечить успех их опасного дела. Так постепенно из раздельных походных групп создавалась широкая корпорация – казаческое общество со своими способам жизни, территорией, традиционными нормами, ценностными ориентациями, устоями и мировоззрением.

Стоит обратить внимание и на то, что этот процесс был долговременным: между первыми упоминаниями о казацких группах и собственно о Запорожской Сечи прошло, чуть ли не целое столетие. Рост промыслов на угодьях сопровождался сооружением «городков» - «сечей», укреплений из дерева и земли. М.Бельский описал кош на озере Томакивка (первое документальное воспоминание о Сечи) в 1575 году: «Казаки – это люди, которые в низовье Днепра занимаются ловлей рыбы и сушат ее …, живут там только летом, а зимой расходятся по ближним городам … Киев, Черкассы и другие, заранее спрятав свои лодки в безопасном месте на одном из днепровских островов и оставив там несколько сотен на коше … на страже, имеют они и собственные пушки, которые добыли в турецких крепостях.… Раньше их было не много, но теперь собирается до нескольких тысяч, особенно их количество возросло последнее время, и не единожды они туркам и татарам немалые хлопоты принесли, нападали на Очаков, Акерман и другие крепости».

Для появления Запорожского коша были необходимы не только объективные условия, но и активные действия субъективных факторов – известных и неизвестных истории организаторов казачества. Определенную роль здесь сыграли и атаманы отрядов, имена некоторых свидетельствуют документы. Но исторически так сложилось, что начало организованного казачества, связывают с деятельностью некоторых отдельных литовских и польских правительственных чиновников XVІ ст., в основном старост пограничных земель Приднепровья и Подолья. Глядя на слабые возможности государства в противостоянии с татарами и турками, они вынуждены были надеяться только на собственную инициативу и силу. Значительную роль в отношениях с казачеством сыграли и меркантильные интересы этих самых правительственных чиновников, поиск рыцарской славы. Что же касается практических действий, то Остафий Дашкович не один раз организовывал походы против татар на Дикое Поле, в 1523 году захватил и сжег крепость Очаков. В 1528 году повторил нападение, а в 1532 году выдержал осаду Черкасс ханом Саадат-Гиреем. Основным элементом его отрядов были именно казаки. С ними, и уже вместе с татарами, он не раз ходил на Московщину и на Казань. Дашковичу принадлежит и проект 1533 году, согласно которому должна быть организована охрана пограничных путей и бродов от ордынцев. Активно привлекали казаков к походам и охране пограничных территорий в XVІ ст. киевский государь Семен Полозович, хмельницкий староста Предслав Лянцкоронский, барский староста Бернард Претвич, которого считали «стеной подольского края». Однако все они вынуждены были дистанциировать от сотрудничества с казаками, поскольку это противоречило официальной государственной политики Польши, которая постоянно свидетельствовала о лояльности Крыму, стараясь избежать войны. Вместо этого польско-литовские власти винили во всем казаков, заявляя об их вседозволенности и экстерриториальности по отношения к другим государствам. Так, отвечая на требование турецкого султана Ахмеда І покончить с запорожцами, король Сигизмунд ІІІ Ваза писал: «Если вы их уничтожите, то с нашей стороны не будет никаких возражений». Неоспоримым является и тот факт, что некоторые литовско-польские государственные деятели повлияли на превращение казаков из добытчиков в профессиональных военных, на организацию их отделов, овладение казаками тактикой наступления и обороны. По большому счету, к этому привел казачество первый легендарный гетман Дмитрий Вишневецкий. Его реальный вклад в казацкое движение, вопреки собственному авантюризму и политической хитрости, определяется и основанием замка на озере Малая Хортица в 1555 году – прообразу Сечи, базы для его вооруженного отряда, в составе которого преобладали казаки. Отсюда Вишневецкий осуществил успешные походы на турецко-татарские крепости Ислам-Кермен и Очаков в 1556 году. До сих пор остается спорным вопросом: была ли это первая Сеч? Но, вне всякого сомнения, хортицкая крепость Вишневецкого сыграла значительную роль в развитии запорожского казачества. Недаром М.Грушевский назвал Вишневецкого «духовным отцом новой украинской плебейской республики». Так со временем на Запорожье формировался специфический военный и социальный строй. Cечь хоть и напоминала рыцарский орден, была свободной общностью: «С веков за пороги вольно каждому приехать и уехать, хоть бы как он назывался». Все казаки считались равными, имели одинаковые права и звались товарищами. Как правило, они получали и новые фамилии. Каждый мог принимать участие в общем совете сечи, на котором решали важные дела. Этот совет и был высшим органом власти в Сечи. Но и ее демократизм, как и других запорожских институтов, был своеобразным. Дела решало большинство, заявляя об этом криками или подкидыванием шапок. Совет избирал кошевого атамана или гетмана и старшину – есаулов, судей, писарей, обозного. Гетман избирался на время военных кампаний. В мирное время жизнью Сечи руководил кошевой атаман. Структурной единицей сечевого товарищества в военном, организационном и бытовом плане был курень во главе с избранным куренным атаманом. Курень формировался в основном по принципу землевладения.

Следует сконцентрировать внимание на таком важном вопросе, как возникновение и развитие реестрового казачества – казаков на государственной службе, внесенных в специальный список – реестр, который предоставлял им определенные права и привилегии. Во второй половине XVІ ст. власти возвращаются к предыдущим планам организации с казаками военнослужащего континента с предоставлением жалования. В 1568 году король Сигизмунд-Август впервые официально обратился к «поданным нашим казакам» и предложил пойти на службу в пограничные крепости. А в 1570 году коронный гетман Речи Посполитой Язловецкий сформировал первый почет государственных служащих казаков со старшиной и судьей над ними шляхтичем Я. Бадовским, что и было зафиксировано королевской грамотой 1572 года. Хотя этот контингент был небольшим, факт его организации означал появление реестрового казачества как социального положения с оформлением в правовом поле и привилегиями (личная свобода, права на особую юрисдикцию и специальный суд, владение землей, освобождение от налогов и повинностей) при обязательной военной службе со своим снаряжением. С появлением реестра казачество перестало быть только способом жизни и превратилось в институализованое положение феодального общества. Окончательное его оформление произошло при короле Стефане Батории, по вердикту которого в 1578 году было записано на службу 500 казаков. Их старшиной (так официально именовался пост командира реестровцев, хотя параллельно закрепилось и другое название – «гетман») и судьей был назначен шляхтич Ян Оришовский. Войску предоставлялись королевские клейноды, а под постоянную резиденцию отводился город Трахтемиров вблизи Переяслова. В 1590 году реестр был увеличен до тысячи казаков. Следует отметить, что власти постоянно манипулировали численностью реестра и привилегиями реестровцев. Это вынуждало казаков прибегать к восстаниям. В то же время казачество оказывало сопротивление своеволию и натискам магнатов и шляхты, которые не признавали юридического иммунитета казаков, ограничивали их права, захватывали земли. Однако во время военных кампаний, власти неспособные обойтись без казацкого войска, увеличивали число реестровцев. Так, в походе П. Сагайдачного на Москву 1618 года было 20 тысяч казаков, а в Хотинской войне 1621 года Речь Посполиту обороняло более 40-тысячное войско.

Далее следует обратить внимание на быстрый рост казачества в начале XVІІ ст., которое как социальная группа далеко превзошло обозначенные ему государством рамки и в отчаянной борьбе с феодалами продолжало в организационном, военном и идеологическом аспектах меняться, расширяя свою территориальную и социальную базу. В конце 1620-х годов приобретают окончательного оформления и не реестровое казачество, которое объединялось вокруг Сечи. За ними закрепилось название «Войска Запорожского низовья».

Последующие массовые наступления против польско-шляхтского гнета свидетельствовали не только о росте военной мощи казачества, но и политическое и социальное сознание основного казаческого слоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казачество в борьбе  с польской агрессией

 

 

Новоизбранный польский король Сигизмунд III Ваза (1586-1632) начал урезать казачьи права и привилегии.

Он издал указ, по которому число реестровых казаков уменьшалось с 6.000 да 4.000 и они были лишены многих прав и привилегий, полученных при Стефане Батории. Кроме того был предпринят ряд мер к недопущению бегства казаков и крестьян на Запорожье. С правами казацкой старшины перестали считаться и начали их нарушать. Даже у казацкого гетмана Кристофера Коссинского , заменившего погибшего в турецкой неволе выходца из шляхты, магнат князь Острожский насильно отобрал жалованное ему королем имение, село Ракитное, и Коссинский, несмотря на жалобу королю, не смог восстановить своих прав и получить обратно имение.

Это грубое нарушение прав, от которого не был застрахован даже гетман, было воспринято казачеством как вызов. Казаки захватили Белую Церковь (имение захватчика Ракитного — князя Острожского), разорили замок и уничтожили все документы.

Весть о казачьем восстании подняла широкие крестьянские массы на Киевищине и Волыни. Тысячи добровольцев потянулись к Коссинскому. Начало расти и шириться крестьянско-казачье антифеодальное, антипольское и антикатолическое восстание. Вся правобережная Украина была в огне восстания в течение всего 1592 года.

Повстанцы захватили не только поместья и мелкие города, но и крупные города с польскими гарнизонами. Даже Киев несколько раз подвергся нападению повстанцев.

Но в общем это первое восстание, несмотря на участие в нем хорошо по-военному организованного казачества, носило стихийный характер и мобилизовавшейся шляхте удалось нанести Коссинскому поражение у села Пятка в январе 1593 года.

Коссинский был вынужден подписать соглашение о возвращении казачества в подчинение королю. Однако Коссинский не примирился с польским владычеством и стремился от него избавиться. В поисках союзника и помощи, взоры его обратились к единоплеменной Москве, и он вступил с ней в контакт.

Поляки узнали об этом и всполошились. Сохранилось донесение князя Вишневецкого, старосты Черкасского и Каневского о том, что Коссинский с казаками присягнул царю Московскому и что царь послал казакам сукно и деньги.

Информация о работе Казачество в борьбе с польской агрессией