Киевская Русь 9-15 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже XI—XII вв. единое государство Киевская Русь распадается на целый ряд отдельных самостоятельных княжеств и земель. С этого времени, как пишет летописец: никто из князей-рюриковичей не держит «власть русскую всю» и не является «самовластием Русской земли». Наступает период феодальной раздробленности, закономерный исторический этап, охватывающий XII—XV вв.

Содержание

Введение. 3
1.Социально-экономическое развитие Древнего государства – Киевская Русь. 5
2.Особенности хозяйственного развития в период феодальной раздробленности. 13
Заключение.
Тест.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономики.мое.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

С постепенным  развитием хозяйства крестьяне  и ремесленники стали производить  больше продуктов и изделий, часть  которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь жить за счет труда зависимых от них  крестьян и ремесленников.

Крестьяне Древней  Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость  от государственной власти: князья захватывали общинные земли и  собирали дань с подвластного населения, со своих «людей».Сбор дани так и  назывался — полюдье. Жители поселка  кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников  надо было давать овса «сколько съедят».Когда  власть князей укрепилась, они стали  требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора  дани называли повоз.Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли.Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так  называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие  земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдашнему «купу» —деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,о работе на феодала. Такой работник назывался «рядович».Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала(барщина) или платили натуральный оброк.    

 Землевладельцы  Древней Руси различались по  количеству находившихся в их  собственности земли, зависимых  людей и военных слуг.Устанавливалась  система феодальной иерархии, т.  е. соподчинения феодалов.«Великий  князь русский» считался владельцем  всей земли и государства. Зависимые  от него «светлые князья» и  бояре владели отдельными княжествами  и землями, а также городами.Земельные  владения князей и бояр назывались  вотчинами (вотчина — владение,передаваемое  по наследству от отца). Обычно  в центре вотчины располагался  господский двор. Здесь находились  жилой дом феодала, помещения  для слуг хозяйственные постройки:  клеть для хранения зерна, хлев  и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой  вотчине было много слуг, помогавших  феодалу управлять хозяйством  и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник,  управитель хозяйства),тиун (управитель  дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.Пахотные земли вотчины  состояли из двух частей: на  одной велось господское хозяйство,  другая делилась на наделы  зависимых крестьян.Наряду с передаваемой  по наследству существовала и  другая форма феодальной собственности:  земля 

давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу.После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.      

 Таким  образом в IХ—Х вв. на Руси утвердились феодальные отношения. Как видим, славяне в своем развитии миновали рабовладельческий строй. Чем это объясняется?Ученые называют различные причины, К тому времени, когда у славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя, они имели более совершенные орудия труда, чем те, которые были у других народов в период возникновения рабства. Труд рабов теперь был невыгоден,

С другой стороны, природные условия, в которых  жили славяне, не требовали массового применения труда рабов.Причиной утверждения на Руси феодального строя явился и пример соседних стран, с которыми Русь поддерживала экономические связи, где уже господствовали феодальные отношения. Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам,эксплуатировавшим зависимых от них крестьян. Крестьяне в отличие от рабов получали от феодалов земельные наделы для своего пропитания, имели небольшие хозяйства и не являлись полной собственностью феодалов.

 

Политический  строй.   

 Древнерусское  государство IX—Х вв. — это  раннефеодальная монархия. Во главе  государства стоял киевский князь,  называвшийся великим князем.

Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства.Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских.В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с

конными отрядами южных кочевников.В Древней Руси был значительный флот, действовавший на реках и на Черном море.

 

Экономический строй и организация хозяйственной  жизни.     

 Главное  место в экономике Киевской  Руси занимало сельское хозяйство.  Основу его составляло пашенное  земледелие. По сравнению с первобытнообщинным  строем в этот период техника  земледелия была значительно  усовершенствована. На черноземном  юге пахали преимущественно ралом  или плугом с парной упряжкой  волов, на севере и в лесистый  местах — сохой, в которую  запрягали одну лошадь. Земледелие  играло настолько важную роль  в жизни Древней Руси, что засеянные  нивы назывались жизнью, а основной  злак для каждой местности—житом (от глагола  «жить»). К IX—Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными

центрами его  средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд,которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа:ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово«кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами,которые достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное,кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.Города приняли  на себя также функции торговли и  обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки».

В Х-XI вв. создается  новое поколение политических и  торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.      

 Особое  значение в хозяйственной жизни  Киевской Руси приобрели внешние  экономические связи. Русских  купцов «рузариев» хорошо знали  за рубежом, предоставляли им  значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией  и др. Среди пяти важнейших  магистральных торговых путей  царьградско-византийский,закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский  наибольшее значение вначале  имели первые два.   

 Интересно,  что внутренняя торговля на  Руси, особенно в XI-X вв., носила

преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и

денежная форма. Вначале в качестве денег выступали  скот (кожаные деньги)

и меха (куны- мех куницы). «Русская Правда» упоминает  и металлические

деньги. Главной  счетной металлической денежной единицей служила гривна

кун (слиток серебра  продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на

20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав  на древнерусском рынке

до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем,чеканкой своей

монеты.    

 Ключом  к пониманию социально-экономического  строя древнерусского

государства может  во многом служить полюдье, хронологически охватывающее конец VIII– первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск,меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные,хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

      Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права.Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли»,утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха,включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др. 

 

Налогообложение.

       В Киевской Руси с образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы. Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.

        Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.

        Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу.

        Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других — «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.

        По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались — в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.

        В период феодальной раздробленности феодал, владевший собственностью на землю и правом на труд крестьянина, использовал различные формы эксплуатации. Феодальная рента была основной формой эксплуатации крестьянства. Различным ступеням развития феодальных отношений соответствовали и различные формы ренты — отработочная, натуральная (продуктовая) и денежная. В период феодальной раздробленности значение продуктовой ренты возросло в большей мере, чем отработочной, что стимулировало рост производительности труда. Это не означало, что отработочная рента исчезла, она использовалась наряду с продуктовой. Например, крестьяне, принадлежавшие монастырям, помимо продуктового оброка, обязаны были строить церковь, хоромы, огораживать монастырь и его двор, пахать пашню игумена, сеять, жать, запасать сено, ухаживать за садом, прудить и чистить пруды. В XV в. с ростом поместной формы землевладения происходило усиление барщины. Частновладельческие крестьяне платили ренту вотчиннику, помещику, монастырям и церкви, а черносошные крестьяне платили ренту и подати государству.

Информация о работе Киевская Русь 9-15 вв.