Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:21, доклад
Содержание:
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
В 862 г. согласно « Повести Временных лет », славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
Появление Киевской Руси на международной арене. Первоначальная территория.
Характеристика государства в XI–X вв.
Положение Руси в средневековом мире.
Различные и сходные тенденции в истории Руси и Европы.
Вызов геополитики.
Значение киевского периода в русской истории.
Список литературы.
Министерство образования
Уральский институт экономики управления и права.
Доклад
Тема: « Киевская Русь в системе мировых цивилизаций ».
Нижний Тагил
2012г.
Содержание:
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
В 862 г. согласно « Повести Временных лет », славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
«В год 6370 ( 862 ). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новогородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»
В 862 г. варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
«Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению – рус. Кажется, у него у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. ( Мы не знаем точно, означает ли слово « Гостомысл »собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто « мыслит », то есть сочувствует, «гостям» - пришельцам ). Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск.»
«Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)». Дружинников Рюрик посадил в Избор–ске, родственников отправил дальше , на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно–угоров и балтов, он создал свою державу.»
Гумилев
В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно–угорскими и балтскими племенами. В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него . В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичей земель), Чернигово–Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.
Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться на другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наемные дружины или, выражаясь современным языком, территориальные гарнизоны (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр–воевод. Который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд–при Ольге. Святослав–при Ярополке, Добрыня – при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Княжение Олега «Вещего» (879–912г).
Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по–скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги – это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути «варяг в греки»: Из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне, и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Олег объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: “Да будет это мать городам русским”»). Господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство. Олег также покорил древлян, северян и радимичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, и правил более 30 лет.
Игорь Рюрикович (912–945г).
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная компания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошел в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги.
Правление княгини Ольги в качестве регентши малолетнего князя Святослава (945–957г).
Княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, учредила на севере Руси дани и погосты. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (957г).
Святослав Игоревич (945–972г).
Историки единодушно отмечают, что в Святославе удачно слились талант полководца и талант дипломата. Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964г), которые последние из всех восточно–славянских племен платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972–980г).
Владимир «Красное солнышко» (980–1015г).
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальное религией Руси становиться христианство. Следствием принятия христианства стало укрепление внешних связей, восприятие культурных ценностей из стран Европы, укрепление государственной власти и территориального единства. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 году убил своих братьев Бориса ( по другой версии, Борис был убит скандинавскими наемниками Ярослава), Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.
Ярослав Мудрый (1019–1054г).
Правление Ярослава – стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12 – летнего обособления и смерти своего князя без наследника под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав переехал их Новгорода в Киев и нанес поражение печенегам, после которого их набеги на Русь прекратились (1036г).
История любой нации определяется не только ее собственными материальными и духовными ресурсами, но также и ее внешним окружением. Ни одна нация никогда не являлась и не является полностью изолированной. Сейчас уже совершенно ясно, что даже в ранние периоды, задолго до революции в средствах связи, определенные виды взаимодействия между народами были неизбежны.
В римскую эпоху, которая
в русской истории
Теперь нам предстоит рассмотреть вопрос о международном положении Киевской Руси и тех изменениях, которые оно претерпело за киевский период (878–1237г). Вначале необходимо подчеркнуть, что во времена раннего средневековья динамика международных отношений была совсем не такой, как в наши дни. Основные европейские нации уже находились в процессе формирования, но центр притяжения, и политической, и культурный, располагался не в Европе Западной или Центральной, а в Византии.
Византийская империя значительно превосходила империю Каролингов в области экономики, так же как и в дипломатии. Фактически она являлась одной их двух мировых держав того времени, второй был Арабский Халифат.
Поскольку Русь имела тесные контакты с народами Центральной и Северной Европы, в ней преобладали византийские влияния, как того и следовало ожидать, принимая во внимание доминирующую роль Империи в ту эпоху. Что же касается Халифата, то Русь была лишена прямой связи с ним. Неблагоприятным обстоятельством являлось то, что власть над причерноморскими степями в конце X века перешла от хазар к диким племенам кочевников, таких как печенеги и половцы; тот факт, что русские сами уничтожили Хазарскую империю, едва ли облегчал им ситуацию.
Однако препятствие
в виде степных кочевников не было
непреодолимым, и Русь всегда поддерживала
отношения с христианскими
Экономически Русь поддерживала оживленные отношения с Востоком и через волжских булгар, и через Тмутаракань, пока не утратила контроль над этим гордом в конце XI века. В дальнейшем половцы – по крайне мере в периоды мира – позволяли хорезмским и другим восточным купцам торговать с русскими. Однако около 1000 г. н.э., приток восточного серебра в Киевскую Русь сократился, возможно, в связи со свержением Саманидов.
Политически, через Венгрию,
Польшу и Богемию, Русь в период крестовых
походов участвовала в
Таким образом, международное положение Руси в киевский период было благоприятно для нее на юге, менее благоприятно на западе и совершенно неблагоприятно на юго–востоке, где постоянные набеги кочевников подтачивали ее силы и истощали ее ресурсы.
Информация о работе Киевская русь в системе мировых цивилизаций