Конституция Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 20:38, реферат

Краткое описание

Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" - "устанавливаю, учреждаю". Он встречался еще в первом веке до нашей эры в законодательстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства. В то же время конституция не являлась тогда основным законом государства, актом, обладающим верховенством и высшей юридической силой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАХСТАНА
2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
2.1 Принятие и становления Конституции РК
2.2 Структура и содержание Конституции
2.2.1 Человек и гражданин, основные права и свобода
2.2.2 Конституционная система государственных органов
2.2.3 Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Республики Казахстан.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Конституция Казахской ССР 1978 года

Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Согласно ей вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (ст. 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону "О совершенствовании структуры государственной власти" от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР" от 15 февраля 1991 года. Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики" от 10 декабря 1991 года, закон "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года и другие.

 

Конституция Республики Казахстан 1993 года

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день является государственным праздником - Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, увеличивающие полномочия Президента. Действующая Конституция состоит из преамбулы , 9разделов , 98статьей. Следует отметить, что с момента принятия Конституции произошли конституционные реформы, суть которых состояла во внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Структура и содержание Конституции

Конституция как результат социально-экономического, духовного и правового развития общества на определенном этапе является документом, фиксирующим уровень развития демократии, отражающим права и свободы личности в данном обществе, закрепляющим отношение к собственности и формам хозяйствования, характеризующим общественную активность народа и политическую систему, определяющим роль государства в экономической и социальной жизни. Другими словами, конституция не только основной закон государства и общества в целом, но и является политико-правовым документом, обладая высшей юридической силой, являясь нормативной базой для всей системы казахстанского права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства.Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший

Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Раздел 1. «Общие положения»посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.

 Ст.1. Республика Казахстан является  демократическим, светским, правовым  и социальным государством.

 Ст.2. Республика Казахстан является  унитарным государством с президентской  формой правления.

 Ст.3. Единственный источник  государственной власти - народ; закреплен  принцип разделения государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

 Ст.4. Дается определение действующего  права в Республике Казахстан  и за Конституцией признается  высшая юридическая сила.

 Ст.5. Отражается принцип политического  и идеологического плюрализма, также  регламентируется деятельность  общественных объединений.

 Ст.6. Признается и защищается  государственная и частная собственность.

 Ст.7,8. Государственный язык - казахский  язык и на основе принципов  международного права Республика  Казахстан проводит политику  сотрудничества и добрососедских  отношений с другими государствами.

Раздел 2. «Человек и гражданин»посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.

Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.

Раздел 4. «Парламент»определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.

Раздел 5. «Правительство»посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.

Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.

Раздел 7. «Суды и правосудие»посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.

Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправлениесогласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.

Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Человек и гражданин, основные права и свобода

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы, которые составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

Можно выделить следующие причины того, почему одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве.

1. Значимость данного права и  свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права  и свободы, которые жизненно важны  и в наибольшей мере социально  значимы как для отдельного  человека, так и в целом для  общества. Поэтому основные права  и свободы не только признаются  государством, но и защищаются  им как необходимое условие его существования.

2. Изначальный или производный  характер принадлежности человеку  данного права и свободы. Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что  «основные права и свободы  человека принадлежат каждому  от рождения, признаются абсолютными  и неотчуждаемыми». Именно такого  рода права и закрепляются конституционно.

3. Основным правам и свободам  присущи особые юридические свойства:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и

гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;

в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является

их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и

обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;

ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано следующим образом:

Права и свободы человека - возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

1. По субъекту: на права и свободы  человека и права и свободы гражданина.

2. По характеру субъекта на: индивидуальные  и групповые.

3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация  принята в казахстанской науки  конституционного права.

 

Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности  правами человека, т.е. каждого и  не увязаны напрямую с принадлежностью  к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы  и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права  и свободы лица, которые необходимы  для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) - это основное неотъемлемое,

неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.

Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие

деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное

право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни

произвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая возможности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) - возможность совершения  любых действий, или отказ от  таковых вне принуждения или  ограничения. Ограничение или лишение  свободы - арест и содержание под  стражей - допускается только в  предусмотренных законом случаях  и лишь с санкции суда или  прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

Информация о работе Конституция Республики Казахстан