Конституция Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 20:38, реферат

Краткое описание

Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" - "устанавливаю, учреждаю". Он встречался еще в первом веке до нашей эры в законодательстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства. В то же время конституция не являлась тогда основным законом государства, актом, обладающим верховенством и высшей юридической силой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАХСТАНА
2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
2.1 Принятие и становления Конституции РК
2.2 Структура и содержание Конституции
2.2.1 Человек и гражданин, основные права и свобода
2.2.2 Конституционная система государственных органов
2.2.3 Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Республики Казахстан.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

3. Неприкосновенность достоинства  человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться  пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность  частной жизни (ст. 18 Конституции) - означает  признание возможности выбирать  желаемый для него вариант  поведения в общении с другими  людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность  жилища (ст. 25 Конституции) - означает  запрет на вхождение в жилище  против воли живущего в нем на законных основаниях лица.

2. Право на свободу передвижения  и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) - возможность беспрепятственного  передвижения и выбора места  пребывания и жительства в  пределах государства, а также  право покидать территорию государства  и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) - гарантированная возможность свободно  исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

4. Право определять и указывать  или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) - возможность выбора  своей национальной, партийной, конфессиональной  принадлежности и запрет введения  обязательных требований об указании  национальной принадлежности в  служебных документах и удостоверениях  личности.

5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) - возможность независимого  и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности  по их формированию и созданию. Это право включает в себя  право поиска, выбора, получения, распространения  информации в любых формах  и любым способом, не запрещенных законом.

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных го­сударством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает практическую реализацию через политические права каждого гражданина.

1. Право на участие в управлении  делами государства (ст. 33 Конституции) - возможность гражданина непосредственно  и через своих представителей  осуществлять действия по формированию  и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов  государства. Формами такого участия являются:

- право петиций - возможность обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления;

- право избирать и быть избранным  в органы государственной власти и местного самоуправления;

- право участвовать в референдуме;

- право на равный доступ к  государственной службе.

 

2. Право на участие в мирных  митингах, собраниях, шествиях и пи-

кетированиях (ст. 32 Конституции) - возможность выбора формы волеизъявления граждан.

Свобода собраний - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

3. Право на свободу объединений - (ст. 23 Конституции) - возможность граждан  добровольно, на основе свободного  волеизъявления создавать формирования  в соответствии со своими интересами  для достижения общих целей.

Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся:

1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) - возможность любого лица

распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый

имеет право:

- на свободный выбор рода деятельности и профессии;

- не заниматься никаким видом  труда.

Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы

2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) - возможность владеть, пользоваться и распоряжаться  любым законно приобретенным  имуществом. Никто не может быть  лишен своего имущества иначе  как по решению суда. Принудительное  отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено  только при условии равноценного  возмещения.

3. Право наследования (ст.26 Конституции) - возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

4. Свобода предпринимательской  деятельности (ст. 26 Конституции)возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предоставления лицу  времени, свободного от исполнения  трудовых обязанностей. Конституция  предусматривает: ограничение продолжительности  рабочего времени, установление  выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый  отпуск.

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Конституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцовства и  детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание  являются естественным правом  и обязанностью родителей. Конституция  РК одновременно закрепляет, что  совершеннолетние трудоспособные  дети обязаны заботиться о  нетрудоспособных родителях.

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на

социальное обеспечение означает возможность получения системы мате-

риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-

тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-

тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и

социальных пособий.

5. Право на охрану здоровья  и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) - возможность гражданина обращаться  и получать необходимую помощь  по сохранению и укреплению  его физического здоровья.

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) - означает возможность получения  бесплатного среднего образования  в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе  бесплатного высшего образования  в государственном высшем учебном  заведении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституционная система государственных органов

Органы государственной власти составляют единую систему. Такое единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Система органов государственной власти - это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных), органов исполнительной власти, органов судебной власти.

Органы законодательной власти состоят из:

- Парламента Республики Казахстан;

- местных представительных органов  власти (маслихатов). Указанные органы  занимаются преимущественно нормотворческой  деятельностью.

Органы исполнительной власти включают:

- Правительство РК, республиканские  министерства, комитеты, агентства  и ведомства;

- Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной  задачей органов исполнительной  власти является реализация положений  Конституции РК, законов, нормативных  указов Президента РК, решений  вышестоящих органов исполнительной  власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осуществляющие межотраслевое управление (государственные комитеты).

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом.

Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданств

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Основными источниками института гражданства РК являются:

1. Соответствующие международные договора,

2. Конституция РК, Закон РК «О  гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г.,

3. Положение «О порядке рассмотрения  дел, связанных с гражданством» от 27 сентября 1996 г.

Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

В этом определении выделены главные черты, характеризующие гражданство.

 

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается, вопервых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении каждого физического лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами: удостоверением личности, общегражданским заграничным паспортом гражданина РК; свидетельством о рождении; иным документом, содержащим указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть.

 

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Конституция РК и Закон о гражданстве РК устанавливают ряд общих принципов, которые определяют сущностные черты отношений гражданства:

 

1. Гражданство РК является единым. За гражданином РК не признается  гражданство другого государства. Казахстанская Конституция исходит

из принципа непризнания института двойного гражданства.

2. Гражданство Республики Казахстан  является равным независимо от  оснований приобретения. Законодательство  не устанавливает никаких отличий  и особенностей в правовом  статусе лиц, ставших гражданами  РК по различным основаниям: по  рождению, в связи с принятием  в гражданство, восстановлением  в гражданстве, усыновлением и  др. Не имеет правового значения  и время приобретения гражданства.

Информация о работе Конституция Республики Казахстан