Конституция СССР 1924 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа. В представленной контрольной работе я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.

Содержание

Введение
Раздел 1. Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР
Раздел 2. Разработка и принятие Конституции СССР
Раздел 3. Вопрос о государственном суверенитете в Конституции
Раздел 4. Структура и компетенция государственных органов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Этому совещанию в  литературе уделяется обычно большое  внимание в плане работы над проектом Конституции. Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Совещание занималось общими проблемами национальной жизни в  стране, национальными отношениями. Правда, в резолюции совещания  содержались важные моменты, которые  носили конституционный характер, - о палатах Центрального исполнительного  комитета Союза, о его Президиуме, о наркоматах. При этом данные проблемы разбирались даже подробней, чем  это потом будет сделано в  Конституции. Однако общих вопросов Конституции резолюция не касалась. Тем не менее, совещание, конечно, сыграло  значительную роль в деле создания проекта Конституции. Поэтому-то сразу  по его окончании, на следующий день, 13 июня Расширенная комиссия продолжила работу, обсудив, прежде всего, порядок  дальнейшей деятельности. По предложению  М.В. Фрунзе было решено: «До сессии ЦИКа СССР в комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), приступив в первую очередь к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном Суде, о союзном гербе и флаге». Вслед за этим приступили к обсуждению конкретных глав и статей проекта, начав, как и решили, с вопроса о бюджете.

16 июня состоялось  последнее заседание расширенной  комиссии. Текст решения выглядит  следующим образом: «Декларацияоб образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик».

Строго говоря, заключительное заседание Комиссии было неправомочным: в нем участвовало 12 членов Комиссии, т.е. чуть меньше половины.

Так или иначе, но судьба документа была решена, он теперь уже  мог безоговорочно именоваться  проектом Конституции, а не Союзного договора. Следовательно, задача Договора этим исчерпывалась, хотя, конечно, он еще в определенных пределах действовал, перестав к тому же быть договором.

16 июня 1923 года  работа Комиссии была закончена  принятием документа в целом.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной  комиссией ЦК РКП(б), внесшей в  него значительные изменения, преимущественно  направленные на усиление единства союзного государства.

Пленум ЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной  комиссии и принял по нему развернутое  решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения  в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.

В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях  ЦИК союзных республик.

6 июля 1923 г. ЦИК Союза  единогласно утвердил проект  Конституции и немедленно ввел  ее в действие. Тем самым спор  о документе, закрепляющем образование  СССР, был завершен.

Дело оставалось за последним решающим шагом - торжественным  оформлением исторического события II Всесоюзным съездом Советов. И  оно последовало: 31 января 1924 г. с небольшими дополнениями Конституция была утверждена.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.

Декларация об образовании  СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время  как «в лагере капитализма -- национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма -- взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов». Все это объясняло, с точки  зрения авторов Конституции, необходимость  и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения  верховной власти СССР

2. О суверенных правах  Союзных Республик и о Союзном  гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах  СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и  столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы  о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах  власти и управления. Все эти вопросы  решались республиканскими конституциями.

Конституция СССР 1924 г. завершила  оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она, по существу, заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Конституция  СССР признала за союзными республиками право иметь свои Основные законы (ст. 5), ибо Конституция - необходимый  атрибут современного государства, тем более - суверенного. Вместе с  тем Основные законы, уже имевшиеся  в объединившихся республиках, теперь должны были быть изменены исходя из факта  образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.

Раздел 3

Вопрос о государственном  суверенитете в Конституции.

Прежде чем ответить на данный вопрос следует разобраться  в самом институте государственного суверенитета, его сущности и содержании.

Наиболее четкое определение  суверенитета мы найдем в работе А.Я.Вышинского. Оно было воспроизведено в «Юридическом словаре» 1953г.: «Суверенитет - состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства».

Говоря о суверенитете, часто употребляют ограничительные  слова - «полный», «вполне» и т.п. С  точки зрения многих современных  авторов, оговорка является неправомерной. Считается, что суверенитет вообще по своей природе не может быть ограничен. И это верно, что же это за независимость, которая является неполной.

Приходится сделать вывод, что суверенитет - понятие весьма условное. Тем не менее, множество  различных движений ведут борьбу именно под знаменем защиты суверенитета или его приобретения.

В этой связи встает вопрос и о суверенитете в рассматриваемой  нами Конституции 1924 г.

Как помним, Украинская Советская  Республика еще в декабре 1917 года провозгласила себя независимой, т.е. суверенной. Однако она тут же ограничила свой суверенитет признанием себя частью Российской Федерации. Что это за независимость, когда государство  само себя называет, как уже отмечалось, частью другого. Что это за независимость, когда его вооруженные силы являются частью армии другого государства, когда это другое государство  содержит его за свой счет, когда  акты другого государства действуют  на территории этого суверена? А  ведь именно так было и во время  гражданской войны и в первые годы после нее.

Здесь не лишним будет вспомнить  совещание Политбюро ЦК КПБ (б) У, проходившее 3 октября 1922 г. Как известно Политбюро Украины высказалось  против плана автономизации, но с  одной важной оговоркой о том, что если ЦК РКП (б) все же признает необходимость вхождения УССР в  состав РСФСР, то не «настаивать на сохранении формальных признаков политической самостоятельности УССР, а определить отношения на основе практической целесообразности».

Следовательно, когда мы говорим  о статусе советских республик, образовавших Советский Союз, нужно  все время помнить, что фактическому положению вещей не соответствовало  их юридическое оформление. На деле республики не были не только независимыми, но даже и федеративными, членами некой федерации, а походили больше всего на автономные единицы.

Конституция прямо не говорит о суверенитете Союза. Однако его наличие вытекает из всего содержания закона. Советский Союз осуществляет важнейшие функции суверенного государства: внешние сношения, оборону страны, руководство некоторыми другими стратегическими объектами (транспорт, связь и т.п.).

А вот суверенитет  республик всячески подчеркивается. Конституция включает в себя специальную вторую главу «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве». С точки зрения юридической она совершенно не нужна, поскольку ее содержание вытекает из предыдущих статей Конституции. Здесь подчеркивается право свободного выхода из Союза, неизменяемость территории членов Союза без их согласия, единое союзное гражданство. Характерна сама конструкция соотношения суверенитета Союза и республик. Закон исходит вроде бы из приоритета суверенных прав членов Союза. Статья 3 говорит, что «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Таким образом, конструкция выглядит так, что Союзу как бы выделяется некий удел, а основной объем суверенитета сохраняется за республиками. В действительности, конечно, получается не совсем так. Т.е., разумеется, круг компетенции Союза очерчен исчерпывающе, а права республик как бы безграничны, но все дело в том, что компетенция Союза включает в себя громадные правомочия и к тому же по ключевым вопросам (ст. 1).

Например, к компетенции  Союза было отнесено руководство  не только отдельными отраслями народного  хозяйства, но и хозяйством вообще (п. «з» ст. 1). Конституция относила к  ведению Союза руководство транспортом  и связью. Также к ведению Союза  были отнесены организация и руководство  вооруженными силами, исторически сложившееся  к этому времени. Как помним, процесс  объединения вооруженных сил  советских республик начался  еще во время гражданской войны. Серьезное внимание в Конституции  уделяется компетенции Союза  в области финансов. Прежде всего, это касается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджеты  союзных республик. Такое положение  сложилось на практике еще в 1919 году, когда бюджеты союзных республик  включались в бюджет Российской Федерации. В пункте «п» содержится положение, знаменующее собой уже разграничение  компетенции между Союзом и республиками. Он предполагает создание по некоторым  отраслям права лишь основ законодательства в Союзе, относя, очевидно, конкретизацию  к сфере деятельности республики. Этот пункт реализовался уже в 20-х  годах. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные  акты. Важные общесоюзные законы были изданы также в области судоустройства - «Основы судоустройства Союза ССР  и союзных республик» 1924 г., «Об  изменении основ судоустройства Союза ССР и союзных республик  ввиду ликвидации округов» 1930 г.

Помимо прав союзных республик  в главе отмечены и некоторые  обязанности членов Союза: например, необходимость внесения изменений  в конституции республик в  соответствии со ст. 5.

В то же время можно  заметить, что права республик  были достаточны для того, чтобы  они могли иметь необходимую  самостоятельность в руководстве  своими внутренними делами. Например, наряду с общесоюзными налогами республики были вправе учреждать и свои, правда только с разрешения общесоюзных органов. Некоторое внимание на союзные республики обращается в п. «п», говорящем о законодательстве. Он оставляет за Союзом определение основ законодательства, «установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза».Следовательно, издание надлежащих кодексов остается в компетенции республик. То же относится и к трудовому законодательству.

Конституция исходит из того, что все субъекты федеративных отношений, союзные республики - равноправны, вне  зависимости от величины их территории, количества населения и пр. Все  они находятся в равной связи  с Союзом. Принцип равноправия  членов федерации отличает Советский  Союз. Создателей Советского Союза  не смутило то обстоятельство, что  его члены были неравноценны по территории и количеству населения, а также  то, что между ними имеются и  другие различия. Из 4-х союзных республик  две являлись унитарными государствами, а две - сложными. При том из этих сложных, которые именовались федеративными - РСФСР и ЗСФСР - только одна являлась настоящей федерацией, Закавказская, и классической федерацией. Что же касается России, то она, как уже  говорилось, была с самого начала государством с автономными образованиями. В  год утверждения Конституции  Союза таковой же стала и Украина, поскольку в ее составе была сформирована Молдавская АССР, тогда еще только в пределах левобережья Днестра. Такая разнородность формы государственного единства всех членов Союза также  не повлияла на их равноправие.

Законодатель  считает необходимым подчеркнуть  некоторые суверенные права республик, особенно в силу их чрезвычайной важности. Сюда относится уже упоминавшееся  право свободного выхода из Союза. Многие говорили о фиктивности ст. 4 в том смысле, что право выхода только провозглашается, а реально никто не позволит его осуществить. История Советского Союза показала несостоятельность этого утверждения. За 70 лет существования СССР просто никому не приходила в голову необходимость выхода из него, поскольку не было никаких причин к этому. Вот если бы какая-нибудь республика поставила этот вопрос, а ей отказали, тогда действительно право выхода оказалось бы фиктивным. Но таких случаев не было!

Таким образом, Конституция, не давая определение понятия  суверенитета, практически решает проблему разделения суверенных прав между Союзом и республиками, притом достаточно гармонично. Союз наделяется правами, обеспечивающими его функционирование как могучей единой державы, но республики сохраняют за собой все необходимое  для их успешного развития в сторону  строительства социализма.

Раздел 4

Структура и компетенция  государственных органов.

Образование СССР означало возникновение  нового государства с соответствующим  государственным механизмом. Поскольку  Советский Союз объединял уже  вполне сложившиеся республики, у  него не было необходимости создавать  всю систему государственных  органов снизу доверху. Конституция  СССР установила следующую систему  высших органов власти союзных республик (Рис. 1):

Рис.1. Система высших органов  власти.

Самым важным по значению и  первым по времени возникновения  стал орган, выражающий верховенство трудящихся - съезд Советов Союза ССР (Рис. 2).

Рис.2. Съезд Советов СССР.

В компетенцию Всесоюзного  съезда Советов входили все без  исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К  исключительной компетенции съезда относились утверждение и изменение  основных начал Конституции СССР. Съезды осуществляли свое право контроля над исполнительными органами, заслушивая отчетные доклады правительства.

В период между съездами Советов  верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза(Рис. 3).

Рис.3. Центральный Исполнительный Комитет СССР.

ЦИК Союза в отличие  от республиканских центральных  исполнительных комитетов был органом  двухпалатным. Он состоял изСоюзного Совета и Совета Национальностей. Но такая конструкция сложилась не сразу. Центральный Исполнительный Комитет первого созыва был однопалатным. Вопрос о реорганизации ЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. На ХII Съезде РКП(б). И.В.Сталин в докладе «О национальных моментах в партийном и государственном строительстве» выдвинул три важнейших мероприятия, которые должны быть проведены в целях разрешения насущных национальных вопросов. Одним из них он назвал создание такого органа государства, «который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей». Таким органом должна была стать вторая палата в составе Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Информация о работе Конституция СССР 1924 года