Конституция СССР 1924 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа. В представленной контрольной работе я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.

Содержание

Введение
Раздел 1. Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР
Раздел 2. Разработка и принятие Конституции СССР
Раздел 3. Вопрос о государственном суверенитете в Конституции
Раздел 4. Структура и компетенция государственных органов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Все эти и некоторые  другие идеи нашли свое отражение  в Конституции, преимущественно  в главах 3 и 4. Последняя посвящена  специально Центральному Исполнительному  Комитету Союза.

Третьим важнейшим органом  власти и управления, предусмотренным  Конституцией Союза, выступал Президиум ЦИК Союза. Он имеет разнообразные функции, не только нормотворческие, но и технические. Конституция упоминает, прежде всего, о том, что Президиум ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного Комитета.

В период между сессиями ЦИК  его Президиум является высшим органом  власти Союза. Он образуется своеобразным путем: в состав Президиума ЦИК автоматически  входят полностью президиумы палат. Общее число членов Президиума первоначально  составляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст. 25 Президиумы палат включали в  себя по семь делегатов каждый. Третья семерка избиралась на совместном заседании  палат. В законе об этом говорится  не прямо, но вывод можно сделать  из анализа ст. 25 и 26.

Президиум ЦИК Союза, подобно  самому Центральному Исполнительному  Комитету, являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза (ст. 29). То есть, как и сам Центральный Исполнительный Комитет. Кроме того, он выполнял функции  конституционного надзора, поскольку  ст. 30 возлагала на него наблюдение «за проведением в жизнь Конституции Союза». На Президиум ЦИК возлагалось и наблюдение за исполнением всех постановлений съезда Советов и ЦИК.

Президиум ЦИК имел право  приостанавливать и отменять постановления  СНК, чего на практике почти не было. Кроме того, он мог приостанавливать и отменять постановления отдельных  наркоматов Союза, а также Центральных  исполнительных комитетов и Совнаркомов  союзных республик.

По Конституции Президиум  ЦИК имел право приостанавливать даже постановления съездов Советов  союзных республик (ст. 32). Правда, в  этом случае требовалось последующее  внесение соответствующих актов  на рассмотрение и утверждение ЦИК  Союза.

Президиум ЦИК имел право  издавать декреты, постановления и  распоряжения, рассматривать и утверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами  Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органами власти.

Президиум ЦИК в своей  работе опирался на широкий круг весьма разнородных учреждений и организаций. В его непосредственном подчинении находились, например, комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу, помощи беспризорным, комиссии по земельному устройству трудящихся евреев, нового латинизированного алфавита, общества Красного Креста и др., общим числом свыше ста.

В дальнейшем Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза  постепенно стал расширять поле своей  деятельности. Он стал решать вопросы, входящие в компетенцию самого ЦИК  и порой даже съезда Советов Союза. Это вытекало из того факта, что со временем съезды Советов стали собираться все реже, а затем и сессии ЦИК  последовали примеру высшего  органа власти. В свою очередь, такое  обстоятельство вызывалось громоздкостью  системы органов власти Союза, сложностью созыва съездов и сессий ЦИК. Ведь даже ЦИК насчитывал сотни своих  членов. Президиум же ЦИК был органом  компактным и оперативным, он мог  решать все дела быстро и по существу.

Подобно РСФСР и всем другим союзным республикам правительством Союза Конституция определила Совет Народных Комиссаров (Рис. 4).

Рис.4. Совет Народных Комиссаров СССР.

Основной закон характеризует  его как исполнительный и распорядительный орган ЦИК. Статья 37 Конституции  Союза рассматривает его Совнарком  как орган Центрального Исполнительного  Комитета.

Для непосредственного руководства  отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 Народных комиссариатов СССР (Рис. 5). Общесоюзные Народные комиссариаты имели своих уполномоченных при союзных республиках.

Специальная глава в Конституции  СССР посвящена Верховному суду Союза.

Рис.5. Народные комиссариаты СССР.

Верховный суд Союза ССР  учреждается по Конституции при  Центральном Исполнительном Комитете Союза. В ст. 43 Конституции говорится  о компетенции суда, причем на первом месте стоит такое право и  обязанность, как дача верховным  судам союзных республик руководящих  разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства. Характерно, однако, что имеется в виду не все законодательство СССР, а именно общесоюзное. То есть Верховный суд является хранителем единства союзного государства.

На Верховный суд возлагается  и функция конституционного надзора. Он должен, в частности, давать заключения по требованию ЦИК Союза о законности тех или иных постановлений союзных  республик с точки зрения Конституции.

Специфичной для Верховного суда Союза, как органа союзного государства, является функция разрешения судебных споров между союзными республиками.

Печально прославилась впоследствии роль Верховного суда при осуществлении  им функций рассмотрения дел по обвинению  высших должностных лиц Союза  в преступлениях по должности. Но это будет уже в 30-х годах.

Конституция предусматривает  состав Верховного суда. Он отличается от состава Верховного суда России. В Союзе отсутствует Президиум  Верховного суда, но предусмотрено  пленарное заседание. В Верховном  суде Союза имеются гражданско-судебная и уголовно-судебная коллегии, но, в  отличие от республик, они не называются здесь кассационными, ибо не выполняли  функций второй инстанции.

Верховный суд находится  в особом положении с точки  зрения процессуальной. Круг лиц, имеющих  право возбуждать в нем производство, строго ограничен. Среди них нет  граждан, а имеются лишь организации - ЦИК, его Президиум, прокурор Верховного суда и т.д. (ст. 47).

Конституция Союза не предусматривала  должности Прокурора СССР, в отличие  от республик, но вводилась должность  Прокурора Верховного суда, имеющего в силу своего положения ограниченную компетенцию. Он назначался также Президиумом  ЦИК Союза и имел своеобразные функции. Первая из них - дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного суда СССР, - носила скорее контрольный характер. Вторая уже вполне соответствовала характеру прокурорской деятельности - поддержание обвинения на заседаниях Верховного суда - и, соответственно, касалась только уголовных дел. Наконец, в-третьих, при опротестовании решений заседаний Верховного суда он выступает также в специфически прокурорском качестве.

Прокуроры союзных республик  не были подчинены Прокурору Верховного суда Союза. Системы республиканских  прокурорских органов входили в  состав наркоматов юстиции республик. Прокуроры республик были подчинены  и подведомственны исключительно  верховным органам своих республик.

Заключение

Дискуссия по проблемам создания единого государства, которое бы объединило советские республики, образовавшиеся на бывшей территории Российской империи  шла довольно длительное время, но основной ее этап пришелся на осень 1922 года.

Корни образования СССР лежали в необходимости создания мощного  государства с сильной экономикой, которое бы могло противостоять  возможной интервенции, фактически это было стремление воссоздать экономический  комплекс Российской империи, что подтверждается декларацией об образовании СССР: «…годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся внаследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны,неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронтасоветских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти,интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

Образование СССР увенчало развитие отношений независимых советских  республик, зародившихся еще во время  Великой Октябрьской социалистической революции. Оно означало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, объединение  республик теперь превращалось в  единое могучее союзное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гросул, В.Я. Образование  СССР (1917-1924 гг.) / В.Я.Гросул. - М.: ИТРК, 2007. - 216 с.

2. Титов, Ю.П. История  государства и права России. Учебник  / Ю.П.Титов. - М.: Проспект, 2000. - 544 с.

3. Чистяков, О.И. Конституция  СССР 1924 года. Учебное пособие / О.И.Чистяков. - М.: ИКД Зерцало-М, 2004. - 224 с.


Информация о работе Конституция СССР 1924 года