Конституция СССР 1977 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Советская конституция создавалась и развивалась на строго научном фундаменте, каким является марксистско-ленинская теория государства и права. Еще в трудах основоположников марксизма была раскрыта сущность конституции в классовом обществе и показано, что ее содержание определяется материальными и политическими интересами господствующего класса.

Вложенные файлы: 1 файл

О конституции СССР 1977 г.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

За последнее время  приняты существенные меры, в том  числе законодательные, расширяющие права общественных организаций, повышающие их авторитет в жизни страны. Характерной чертой современности стало создание новых общественных организаций. За последнее время развернули свою деятельность общества любителей книги, охраны природы, новые общества дружбы. Важным событием в жизни страны стало образование Всесоюзного общества борьбы за трезвость (1985 г.). В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС создана Всесоюзная организация ветеранов войны и труда, воссозданы женсоветы.

 

В условиях, когда широко развертывается работа по совершенствованию  хозяйственного механизма, форм и методов  управления предприятиями, резко возрастает роль трудового коллектива в жизни  советского общества. Выдвинутая партией  задача в кратчайшие сроки выйти на самые передовые в мире рубежи по производительности труда и качеству продукции решается прежде всего в коллективах предприятий, организаций, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Опора на коллектив, работающий творчески и напряженно, создание настоящего трудового настроя, дружной и вместе с тем по-товарищески требовательной атмосферы — таковы главнейшие предпосылки реализации программных установок партии на ускорение социально-экономического развития.

 

Основы правового положения трудового коллектива закреплены на конституционном уровне. Как сказано в ст. 8 Конституции СССР, трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Эта емкая конституционная формула получила развитие в других правовых актах, прежде всего в Законе о трудовых коллективах.

 

Принципиальное значение для развития социалистической демократии имеет закрепленное в Конституции  СССР положение о том, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.

 

КПСС — высшая форма  общественно-политической организации, авангард советского народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР. В современных условиях она, оставаясь по своей классовой сущности, идеологии партией рабочего класса, стала партией всего народа.

 

Руководящая роль КПСС в  советском обществе не означает подмену  ею государственных органов и  общественных организаций, «партийную диктатуру», как пытаются доказать наши идейные противники. Функции  партии — функции политического  руководства государственными и общественными организациями. При этом, сказано в новой редакции Программы КПСС, партия заботится о том, чтобы каждая из руководимых ею организаций выполняла свои задачи. Долг всех коммунистов, работающих в государственных и общественных организациях, — добиваться полного осуществления этими организациями их конституционных полномочий, уставных прав и обязанностей, широко вовлекать трудящихся в управление.

 

Устав КПСС особо оговаривает  недопустимость смешения функции партийных  и иных органов. Партия формулирует главные задачи государственных органов и общественных организаций, занимается вопросами подбора и расстановки кадров, контролирует деятельность коммунистов. Что же касается конкретного содержания работы, выбора путей и средств решения поставленных задач, то они определяются самими государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами.

 

Для Конституции  СССР 1977 года характерен строго научный  подход к проблеме прав и свобод человека.

 

Во-первых, права и  свободы человека рассматриваются  в Конституции не абстрактно, не в отрыве от социальной реальности, а, наоборот, в самой тесной связи  с ней, как один из результатов, как продукт общественного развития. Права и свободы человека — это такой социально-правовой феномен, который предопределяется основными условиями общественной жизни: экономическим устройством общества, его классовой структурой, характером политической власти и ее формами, господствующими взглядами и концепциями, уровнем политического сознания и общественной психологии. Человек в современном обществе — не изолированный от жизни индивидуум; он так или иначе включен в существующую систему общественных отношений, испытывает на себе их воздействие.

 

Органическая связь  общественных условий с правами  и свободами человека, в свою очередь, подчеркивает важность их социально-классового понимания и истолкования. Права  и свободы человека при социализме складываются и развиваются таким образом, чтобы способствовать всестороннему прогрессу нового строя, обеспечивать достижение высот человеческой цивилизации. Эти права и свободы, с одной стороны, рождены социализмом, а с другой стороны, представляют собой средство его упрочения и совершенствования, продвижения общества по пути к полному коммунизму.

 

Во-вторых, социализму свойственно  постоянное расширение и обогащение прав и свобод человека. С переходом  общества от одного этапа своей истории  к другому создаются предпосылки для включения в Конституцию все новых прав и свобод, дополнения и конкретизации уже имеющихся и усиления действенности всего статуса гражданина. Весьма показательным в этом плане может быть право на труд: оно отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года, поскольку у молодой Советской власти тогда еще не хватало сил, чтобы обеспечить каждого гражданина работой, и вследствие послевоенной разрухи, экономической отсталости в стране до начала 30-х годов сохранялась безработица. Огромным завоеванием социализма стало закрепление права на труд в Конституции СССР 1936 года — впервые в истории конституционного развития во всем мире. В Конституции СССР 1977 года сделан новый шаг: отныне право на труд охватывает не только обязательное получение работы, но и возможность ее выбора, а также оплату не ниже установленного законом уровня (прежде об этих элементах права на труд не говорилось). Характерно, что в действующей Конституции СССР объем раздела, посвященного статусу гражданина, почти вдвое больше соответствующей главы в Конституции СССР 1936 года.

 

В -третьих, одна из исходных идей Конституции заключается в  сочетании интересов общества и  личности. В ней закреплены возможности  для участия граждан во всех сферах государственной и общественной жизни: в управлении государством, производством, социальным развитием.

 

В действующем Основном Законе получило дальнейшее развитие положение о взаимной связи и  взаимной ответственности гражданина и государства. Не только теория, не только законодательство, но и практика опровергают измышления буржуазной пропаганды о якобы патерналистском подходе к правам и свободам граждан при социализме, о том, что эти права и свободы чуть ли не даруются государством. В Конституции содержатся нормы, не только раскрывающие природу прав и свобод граждан, но и определяющие обязанности государства перед гражданином. Сама практика социально-экономических мероприятий, осуществляемых Советским государством в последнее время, есть не что иное, как выполнение его функций в интересах граждан.

 

В -четвертых, теория и  практика социалистического конституционализма исходят из тесной взаимосвязи всех категорий прав и свобод граждан  — социально-экономических, социально-культурных, политических, личных. В Конституции  нет разделения категорий прав на первостепенные и второстепенные: все они равноценны, все они необходимы для того, чтобы обеспечивать всестороннее и свободное развитие личности. Неверны и бездоказательны попытки наших идеологических противников утверждать, будто социализм недооценивает или игнорирует политические и личные права.

 Следует, однако, особо  подчеркнуть заслугу социалистического  конституционализма, которая заключается  в том, что социально-экономические  права, отсутствовавшие прежде  в буржуазных конституциях, были  не только юридически закреплены, но и получили самый высокий законодательный ранг. Именно эти права имеют принципиальное значение как для общества, так и для личности: они обеспечивают людей работой, заработком, средствами существования. В Конституции СССР 1977 года четко выделяется еще одна, сравнительно новая категория прав — социально-культурная, нацеленная на образование людей, подъем их культурного уровня. Все категории прав и свобод граждан в полной мере раскрываются и действуют только в единой системе, где прочную основу составляют социально-экономические и социально-культурные права и свободы.

 

В -пятых, развитие прав и  свобод граждан тесно связывается  не только с внутриполитическими, но и международными факторами жизни  советского общества. Наличие прочного мира и безопасности народов есть непременное условие самого главного права человека — права на жизнь. Мир на земле представляет собой такую общечеловеческую ценность, без которой невозможно сохранить цивилизацию, добиться решения задач общественного прогресса. Ведь на исходе двадцатого столетия человечество оказалось в критической ситуации, вызванной гонкой вооружений, опасностью ядерной войны и другими действиями реакционных кругов международного империализма. Отсюда вытекает первостепенная важность усилий СССР, братских стран социализма, всего прогрессивного человечества, направленных на утверждение всеобщего мира.

 

С самого начала социалистического  строительства под права и  свободы граждан был подведен прочный фундамент, включающий экономический  потенциал, политическую основу и достижения культуры, равно как и правовые гарантии. Конституция СССР 1977 года развивает эту тенденцию: провозглашенные права и свободы обеспечены необходимыми средствами, действительно имеющимися в распоряжении государства. Для Конституции показательно, что наряду с материальными значительно усилены также правовые гарантии обеспечения прав и свобод.

 

В Конституции 1977 года дальнейшее развитие получает и такой важнейший  принцип, как равноправие граждан. Этот принцип, закрепленный в конституционном порядке, означает, что положение гражданина не зависит от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Основные права и свободы, основные обязанности в равной мере распространяются на всех граждан.

 

Конституция СССР 1977 года, как и предшествовавшие советские  конституции, уделяет самое пристальное  внимание социально-экономическим и социально-культурным правам и свободам, которые, по сути дела, затрагивают все основные сферы жизнедеятельности человека.

 

Получили дальнейшее развитие политические права и свободы, гарантирующие действенное участие  граждан в управлении делами государства, во всей общественной жизни.

 

Важное место в Конституции  отведено личным правам и свободам граждан СССР. Полностью подтвержден  весь широкий круг этих прав и свобод: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайна  переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Усилились гарантии личных прав и свобод.

 

Логическим завершением  развития в Конституции 1977 года института  личных прав и свобод граждан СССР является ст. 57, усиливающая их гарантии в деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Эта статья предопределена исходной концепцией Конституции, заключающейся в том, что весь политический механизм ориентируется на интересы личности. Статья гласит: «Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». Значительно усилены судебные гарантии, касающиеся защиты личности от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Установлено, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

 

В Конституции 1977 года предусмотрено  положение о том, что обеспечение  широких прав и свобод граждан  предполагает уважение каждым из них интересов общества, прав других граждан. Речь идет о том, что одним из существенных элементов демократического статуса личности является взаимосвязь прав и свобод с обязанностями, ответственный подход граждан к своему поведению, к своему отношению к обществу и согражданам. В ст. 39 сказано: «Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан».

 

Гражданин СССР обязан соблюдать  Конституцию СССР и советские  законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.

Информация о работе Конституция СССР 1977 года