Конституция СССР 1977 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Советская конституция создавалась и развивалась на строго научном фундаменте, каким является марксистско-ленинская теория государства и права. Еще в трудах основоположников марксизма была раскрыта сущность конституции в классовом обществе и показано, что ее содержание определяется материальными и политическими интересами господствующего класса.

Вложенные файлы: 1 файл

О конституции СССР 1977 г.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Основные обязанности  советских граждан определены в  Конституции 1977 года в тесной связи  с правами и свободами. Эти  обязанности отражают единство коренных целей и задач общества и личности. В них проявляются нравственные критерии социализма, достигнутый уровень осознанной убежденности гражданина в правильности и полезности их всеобщего признания. Обязанности — необходимый элемент конституционного статуса личности.

 

Права и свободы советских граждан будут и дальше расширяться и обогащаться. Одновременно будут создаваться все более благоприятные условия и гарантии их полной реализации. Политика КПСС нацелена на то, чтобы советский человек обладал всеми возможностями для выражения и осуществления своей гражданской воли и интересов, пользовался всеми благами, которые дает ему социализм. Но реализация гражданином его прав неотделима от исполнения им конституционных обязанностей. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав — это непреложный политический принцип социалистического общества», — сказано в новой редакции Программы партии. КПСС будет и впредь настойчиво добиваться, чтобы каждый советский человек воспитывался в духе ясного понимания единства его прав, свобод и обязанностей.

 

В Конституции СССР нашли  отражение две главные тенденции, характеризующие современный этап развития Советского многонационального государства: во-первых, углубляющееся  сближение наций и народностей, которое предопределяет необходимость укрепления союзных начал, повышения уровня централизации государственного руководства при решении вопросов, касающихся развития всего советского общества; во-вторых, всестороннее развитие республик, повышение их роли в экономической, политической и культурной жизни СССР, что обусловливает расширение их участия в принятии и выполнении решений, принимаемых Союзом ССР, в деятельности союзных органов.

 

Конституция 1977 года определяет СССР как единое союзное многонациональное  государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Это определение, с одной стороны, подтверждает и развивает характеристику Союза ССР, данную в прежних советских конституциях, а с другой — содержит важные новые элементы. Напомним, что в Конституции СССР 1924 года Союз ССР характеризовался как добровольное объединение равноправных народов, а в Конституции СССР 1936 года — как союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. В определение, данное в Конституции СССР 1977 года, введено, таким образом, очень существенное дополнение о государственном единстве всех советских наций и народностей.

 

В Конституции СССР отражены две взаимосвязанные стороны  Советского многонационального государства: первая — союзное федеративное государство, образованное суверенными союзными республиками на добровольной основе, а вторая — единое многонациональное государство, отражающее общность социально-экономических, политических и идеологических условий, определяющих характер общества во всех республиках, сочетание всестороннего развития всех наций и народностей с их прогрессирующим сближением.

 

В Советском многонациональном государстве давно уже сложилась традиция, выражающаяся в том, что конституции союзных и автономных республик следуют в своем развитии за союзной Конституцией. Но дело не только в традиции. Необходимость обновления конституций союзных и автономных республик предопределялась как формальными, так и сущност-но-социальными факторами. С одной стороны, действуют положения ст.ст. 76 и 82 Конституции СССР 1977 года, согласно которым союзные и автономные республики имеют конституции, соответствующие союзной Конституции, и, следовательно, должно быть обеспечено такое соответствие. С другой стороны, во всех сферах общественной жизни в союзных и автономных республиках произошли те же кардинальные перемены, которые в масштабах Союза ССР обусловили принятие новой Конституции. Рассматривая ныне действующую конституционную систему, состоящую из 36 актов (Конституции СССР 1977 года, 15 конституций союзных и 20 конституций автономных республик, принятых в течение 1978 года), целесообразно отметить прежде всего, что в этой системе заметно усилились общие начала государственного и всего общественного строя. Речь идет не об искусственной унификации конституционных норм на всех уровнях их действия, а об отражении в конституциях процессов укрепления единства советского народа, об упрочении экономических, политических, социальных и идеологических предпосылок этих процессов.

 

В системе советского законодательства Конституция СССР занимает верховенствующее положение. Это — акт высшей юридической  силы: она разрабатывается, принимается и действует безотносительно к постановлениям, содержащимся в текущем законодательстве. Остальные законы, не говоря уже о других правовых актах, должны издаваться только на основе Конституции и в соответствии с ней. В этом заключается одно из важнейших требований закрепленного в Конституции принципа ее верховенства, подчиненности ей всех других правовых актов. «Конституция СССР, — гласит ст. 173, — обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР». Строгое и точное соблюдение Конституции составляет, таким образом, важнейшую обязанность всех органов и учреждений, принимающих правовые акты.

 

Верховенствующее положение  Конституции СССР подчеркивается и  особой процедурой ее изменения. Отметим прежде всего, что как принимать Конституцию СССР, так и вносить в нее изменения ныне может только Верховный Совет СССР. Ни один другой государственный орган, в том числе Президиум Верховного Совета СССР, не имеет правомочия вносить изменения в союзный Основной Закон. И для принятия этих изменений требуется квалифицированное большинство голосов депутатов.

 

Задачи ускорения социально-экономического развития советского общества, раскрытия  творческого потенциала человеческого фактора, всестороннего и свободного развития личности обусловливают необходимость дальнейшего расширения и углубления советской демократии, обновления ее институтов, укрепления социалистической законности. В этих условиях особенно важно последовательное осуществление конституционных принципов советского строя, творческого развития и конкретизации положений действующей Конституции с учетом требований времени.

 

Больше демократии —  значит больше социализма. Такова суть политики КПСС, перестройки, проводимой в общественно-политической жизни страны, организации и деятельности Советского государства. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что только на такой основе могут по настоящему получить размах живое творчество трудящихся масс, их реальное участие в решении всех вопросов жизни общества, в полную меру проявлять себя человеческий фактор.

 

Важнейшее место в  процессе демократизации советского общества отводится последовательному внедрению  самоуправления в жизнь трудовых коллективов. Принятие нового закона о государственном предприятии (объединении) ведет к созданию советов трудовых коллективов предприятий и объединений; наделению их, а также общих собраний коллективов решающими полномочиями по широкому кругу производственных, социальных и кадровых вопросов. Вводится выборность руководителей предприятий, производств, цехов, отделов, участков, ферм и звеньев, бригадиров и мастеров.

 

Повышается роль институтов непосредственной демократии. В соответствии с Конституцией СССР осуществляется законодательное регулирование вопросов, связанных с проведением обсуждений по крупным вопросам жизни страны в масштабах Союза ССР и союзных республик, а также обсуждение проектов важнейших решений местных Советов народных депутатов. Полнее используются возможности развития инициативы и самодеятельности трудящихся в кооперации, особенно в сферах, касающихся удовлетворения запросов и интересов советских

 людей.

 

Совершенствуется избирательная  система. В этих целях в 1987 году предпринят эксперимент: в союзных республиках без областного деления, в автономных республиках, краях и областях на территории одного из районов выборы в местные Советы проводятся по многомандатным округам. Число выдвинутых кандидатов в депутаты в этих округах превышает число мандатов по округу. Введен институт резервных депутатов.

 

Большое значение придается  обновлению законодательных основ  во всех сферах общественного развития. Повышается роль суда, обеспечивается строгое соблюдение принципа независимости  судей; усиливается прокурорский надзор, совершенствуется работа следственных органов, все пути и средства охраны интересов Советского государства, обеспечения прав и свобод граждан. Принимаются дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокритики, особенно критики снизу.

 

Всестороннее развитие социалистической демократии — это необходимая  предпосылка, гарантия того, что курс XXVII съезда КПСС будет проводиться  неуклонно, а процессы перестройки  необратимы. Единые устремления, общие  действия партии и народа, перемены в общественном сознании, отражающие уроки прошлого, чувство ответственности за настоящее и будущее страны стали определяющими факторами развития советского общества. Это и есть достойное продолжение революционного дела Великого Октября.

 

 

 

* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 147.

 

** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 31, с. 188.

 

 

 

 

 

Б.Н. Топорнин

(Конституции социалистических  государств. Т. 1. М., 1987.)


Информация о работе Конституция СССР 1977 года