Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ист. зар. стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального

«Алтайский государственный университет»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

 

Истории государства  и права зарубежных стран

 

 

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

1-го курса  326-з группы

заочного отделения  ЮФ

Селимова Динара Набиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул – 2012

 

Содержание

1. Законы Хамурапи

 В XXI в.  до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и  Аккада»  обрушились  кочевники-амореи,   обитавшие   ранее   в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы,  и общественно-экономический строй древней Месопотамии,  а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными  царствами с аморейскими  (в  Эшнунне   — аккадской)  династиями  во главе.  Это были:  верхнемесопотамская держава Шамшиадада,  Вавилонское царство,  царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на  юге Нижней Месопотамии,  от которых зависел ряд более мелких политических образований.  После распада первого  из  этих  государств  на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту  (ок.1780) гегемонию  над  всей  Месопотамией  на  несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).  Этой  обстановкой  воспользовался  Хаммурапи, царь  Вавилона (1792-1750) – незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию – объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари,  поднял мятеж против эламской гегемонии  и  начал войну  со  всеми  остальными государствами Месопотамии,  их общим покровителем – Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом  он  открыто  провозгласил  восстановление общемесопотамской державы «Шумера  и  Аккада»,  некогда уничтоженной  кочевниками. Около   1755   война   завершилась   полным  триумфом  Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу  дела  подчинил,  а затем   и   уничтожил союзное Мари)  и даже  западный  Элам  с общеэламской столицей Сузами1.

За всю историю  правления Хаммурапи показал  себя как гениальный и справедливый полководец, но прославился он не только войнами, но и своей хозяйственной  деятельностью. Особое внимание Хаммурапи уделял орошению земли и постройке новых водных каналов, что, безусловно, принесло свои плоды. Царь строго упорядочил и централизовал административную систему, и, исходя из этого, малейшие хозяйственные вопросы государства решались исключительно правителем Вавилона, и он, в свою очередь, с удовольствием и вниманием их решал. Он вёл активную переписку с чиновниками, вводил новшества в правление, которые давали всегда положительные результаты, вёл активную просветительскую деятельность среди разных слоёв населения государства. При правлении именно этого царя произошел чрезвычайный рост товарно-денежных отношений и усиление торговли.

Законы Хаммурапи

   В конце  своего правления царь Хаммурапи  приказал высечь на чёрном  столбе из базальта свод законов.  Этот «сборник» является одним  из древнейших сокровищ за всю историю существования человечества. Законы были выбиты клинописью, древнейшим способом письма, на классическом диалекте в Вавилоне, употребляемом в те времена. Большая часть законов обращена на регулирование хозяйственных, административных, экономических и семейных отношений. Несмотря на суровость законов (любая кража и подвох карались казнью), общие их черты до сих пор и сегодня  применимы и применяемы.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще  древневосточному  праву,  на  долгое время  послужили  основой  вавилонского  права и тем самым дают возможность        восстанавливать         многие         стороны социально-экономического   строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э. Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства   в   общественной   и  хозяйственной  жизни  страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как  они  сложились  в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже2.

Черный столб из базальта с текстом «Законов»  был  найден  в 1901-1902 гг.  французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама)3.  Текст частично поврежден:  часть лицевой стороны столба была выскоблена.  Очевидно,  эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу,   а эламский  царь-победитель  приказал  стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись4. В   верхней   части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов»,  покровителю справедливости и солнечному богу  Шамашу,  который  вручает  ему законы.  Вся остальная часть столба  была  с  обеих  сторон  заполнена  клинописным   текстом, состоящим   из   трех  частей:  введения,  собственно  законов  и заключения.  Непрерывно записанный текст законов условно  делится исследователями на 282 первоначальные статьи,  из которых 35 были стерты,  а   247   сохранились.   Недостающие   статьи   частично восстанавливаются  по  фрагментам копий «Законов»,  записанных на глиняных табличках,  которые были обнаружены в  тех  же  Сузах  и других  местах,  особенно  в  знаменитой  Ниневийской  библиотеке Ашшурбанипала5.

На данный момент свод законов Хаммурапи является древнейшим первоисточником права, найденным до сих пор. Столб законов со дня находки и по сей день занимает почётное место в музее Лувра,  а его точная копия хранится в Москве в музее слепков им. И.В.Цветаева.

Согласно данным законам:

Процветала  начальная форма вендетты: око  за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего беглого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и того, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний6.

Существовало  положение и касающееся судей, которые, к сожалению, и тогда не действовали  бескорыстно. Если их ловили на мздоимстве, или если судья менял свое решение, то он уплачивал большой штраф и больше не имел права судить.

 Для примера  несколько первых параграфов  законов принятых Хаммурапи в  вольном переводе7:

  • Тот кто обвинил человека в убийстве, но не смог это убийство доказать карается смертью;
  • Если один человек обвинил другого в колдовстве и не смог этого доказать, тогда обвиняемый должен погрузиться в реку — если утонет, значит виновен и обвинитель может забрать дом обвиняемого, если нет — обвинитель должен быть убит, а обвиняемый может забрать дом обвинителя;
  • За лжесвидетельство в суде в деле касающегося жизни человека — наказание смерть;
  • За лжесвидетельство в деле не касающегося жизни человека — наказание в соответствии с тяжестью рассматриваемого дела;
  • Если судья вынес окончательное решение по делу и оформил это документально, а потом изменил решение, то этот судья должен быть навсегда уволен и оштрафован на сумму двенадцати кратную исковой сумме;
  • За кражу и скупку краденного имущества из дворца или храма — наказание смерть;
  • Если человек купил что-либо или взял на хранение без свидетелей или договора, то этот человек вор и наказывается смертью

В общем этот свод законов регулирует все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу).

 

Задача 1. Авилум Балму-Камха подрядился обработать поле своего тяжело заболевшего соседа Илум-Бани. Однако вместо того, чтобы засеять поле Илум-Бани полученным от него отборным зерном, Балму-Камха это зерно продал, а на часть вырученного барыша купил зерно гораздо худшего качества, которое и использовал для сева. Кроме того, Балму-Камха повадился потихоньку таскать на базар корм для скота, что был запасен Илум-Бани, а на эти деньги частенько захаживал в местную корчму, где не раз хвастался своей «предприимчивостью». Слухи о кражах, наконец, достигли ушей Илум-Бани, и он без труда поймал вора с поличным. Как, руководствуясь Законами Хаммурапи, решит дело вавилонский суд?

Решение: В данном казусе, согласно Законам Хамурапи, в зависимости от обстоятельств можно применить статью 253, 255, 2568

  1. Так как Балму-Камха был пойман с поличным, то согласно статье 253 Законов Хамурапи ему следует отрезать пальцы, при условии, что между Илум-Бани и Балму-Камха был заключен договор: «Если человек наймет человека для службы на своем поле, поручит ему плуг, вверит ему скот и договором обяжет его обрабатывать поле и если этот человек украдет семена или корм, и это будет схвачено в его руках, то должно отрезать ему пальцы». Статья 253 проводит принцип членовредительских «символических» наказаний, когда отсечению подвергается «провинившаяся» часть тела;
  2. В том случае если зерно худшего качества не даст всходов, то Балму-Камха должен будет уплатить штраф Илум-Бани: «Если он «…» украдет семена и, таким образом, не вырастит хлеба на поле, то этого человека должно изобличить и он должен отмерить во время жатвы по 60 курру хлебу за 1 бур»
  3. Так же при условии заключенного договора и отсутствия урожая,  Балму-Камха грозит смертная казнь, причем достаточно жестокая, в случае если Балму-Камха нечем оплатить штраф: «Если он не в состоянии оплатить то, за что он ответственен, то должно разорвать его на этом поле с помощью скота».

 

 

2. Салическая  правда

Формирование  государственности у франкских  племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью  записи древнегерманских обычаев. Так  появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее ранней и вместе с тем классической правдой считается Салическая правда, принятая у франков; её самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.)9. Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков, оставаясь основным сводом собственного права франков, этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся, так возникли редакции, названные Эмендата (VI – VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом). В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая  правда в самой минимальной степени  испытала воздействие римского права, сохранила даже некоторые остатки  языческой старины и родовых  обычаев германцев. Традиционной архаичности  предписаний сопутствовала еще  одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии10.

Салическая  правда характеризуется отсутствием  общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.

Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказывалась дополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.

Салическая  правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Семья носила патриархальный характер. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям11.

 

Преступления и наказания.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям  и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение «королевского мира».

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"