Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ист. зар. стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Наказание по варварскому  праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворение сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф)12.

Эпоха создания Салической правды характеризуется  отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд —  за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Все известные Салической правде преступления можно разделить на следующие пять видов13:

1) Преступления государственные – злоупотребление государственной должностью, нарушение предписаний короля - смертная казнь;

2) против личности – убийство, членовредительство, избиение, клевета, оскорбление – штраф;

3) против правосудия – незаслуженное обвинение перед королевским судом, неявка по вызову истца, лжесвидетельство – штраф;

4) против нравов – изнасилование,  прелюбодеяние, сожительство с  рабыней – штраф, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы.

 5) преступления против собственности (имущественные) - кража, разбой, поджог, грабеж, конокрадство, вторжение в чужое имущество – штраф;

В Салической правде упоминаются  отягчающие обстоятельства (групповое  убийство, убийство в походе, попытка  скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Процесс по всем делам был исковым, возбуждение  жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика собственно вершился суд. Суд шел в две условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение судебного решения было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства». Решения по имущественным делам (изъятие вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность за справедливость исполнения.

Наличие или  отсутствие реальных доказательств  существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые  не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Были условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой). Одним из распространеннейших доказательств был Божий суд – главным образом в виде ордалии.  Важное место занимали свидетельские показания.

Салическая  правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные споры  разбирались на собраниях свободных  людей сотни под председательством  выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля14.

Кража

По Салической правде в преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

Вместе с тем в  Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 денариев, на сумму свыше 40 денариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных наказание было более гуманным – во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором – к кастрации или штрафу, в третьем – к смертной казни15.

Салической правде были известны и такие преступления, как  кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

 

 

 

 

Задача 2. Альберт раб саце-барона Гильденбранта похитил бочонок вина из подвала Пипино, который потребовал выдать вора. Саце-барон отказался. Какое решение вынесет суд по Салической правде?

Решение:

В данном случае, согласно положениям Салической правды, отказавшись выдать своего раба, граф саце-барон Гильденбрант «принимает на себя всю вину и весь штраф; и не как раб, а как свободный, совершивший этот поступок, принимает на себя весь платеж по залогу» (Глава XL, ст. 9 Салической правды)16. Таким образом, граф саце-барон Гильденбрант по решению суда обязан будет оплатить пострадавшему Пипино штраф:

  1. в случае если суд оценит украденное в стоимость от 2 до 40 ден. – в размере 15 сол, а так же стоимость похищенного и возмещение убытков;
  2. свыше 40 ден. – 35 сол, плюс стоимость похищенного и возмещение убытков;
  3. в случае если кража была совершена со взломом или подделкой ключей – 45 сол, плюс стоимость похищенного и возмещение убытков.

 

 

3. Статьи Конфедерации 1781 г. и Конституция 1787 г.

Статьи Конфедерации и вечного союза — первый конституционный  документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном  конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года)17. В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов, в то время как остальные вопросы оставались за штатами.

Конституция США – основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами18. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

В основе Конституции  США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие  суды) ветвями. Штатам США даются широкие  права в области закон

 

Задача 3. Североамериканские Соединенные Штаты Америки по Статьям конфедерации 1781 г. и Конституции 1787 г. (сравнительная характеристика).

 

 

Сравнительная характеристика государственного устройства  США  по Статьям Конфедерации1781 г.  и  Конституции 1787 г.

 

Статьи Конфедерации 1781 г.

Конституция США 1787 г.

Законодательная власть

Однопалатный конгресс, состоящий  из представителей отдельных штатов, ежегодно избираемых конгрессами штатов в установленном ими самими порядке. Принцип - «один штат имеет один голос в Конгрессе». В течение каждых шести лет делегат штата мог находиться в конгрессе не более трех лет.

- Конгресс, состоящий  из Сената и Палаты Представителей;  
- Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.  
Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года.  
- Председательствует вице-президент, без права голоса. 

Законодательный процесс

для принятия решений Конедерации недостаточно было только постановления самого конгресса — требовалось, чтобы оно было подтверждено квалифицированным большинством конгрессов отдельных штатов (по крайней мере, 9 штатов из 13). Этим самым власть конгресса Конфедерации существенно ограничивалась: по существу он не был полноправным законодательным органом, способным на оперативное руководство субъектами конфедеративного объединения.

Законопроект готовится  Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. 

Компетенция парламента

разрешение вопросов войны и  мира; прием и назначение послов; заключение международных договоров; определение правил чеканки монет; установление норм для весов и мер; регулирование торговли; регулирование почтового сообщения; руководство вооруженными силами Конфедерации, рассмотрение возможных конфликтов между штатами и т. д.

Международные отношения являются исключительной компетенцией Конфедерации, штатам запрещается иметь собственные вооружённые силы (за исключением ополчения) и военный флот без разрешения Конгресса.

Государственные займы; регулирование внешней торговли; эмиссия денег; стандартизация; формирование судебных органов, кроме Верховного суда; борьба с нарушениями закона; объявление войны и заключение мира; формирование и содержание армии и флота; разработка законопроектов; разрешение конфликтов между штатами; принятие новых штатов в состав США. 

Исполнительная власть

Комитет штатов — орган, исполняющий  обязанности правительства в  перерывах между сессиями Конгресса

Президент и вице-президент  избираются сроком на четыре года коллегией  выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в  США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. 

Полномочия Президента и его обязанности

Должность единого главы исполнительной власти по Статьям конфедерации учреждена не была; осталась неунифицированной и судебная система. Как показали дальнейшие события, конгресс Конфедерации, соединив в своих руках законодательную, исполнительную и судебную функции, оказался не в состоянии сколько-нибудь эффективно осуществлять ни одну из них.

- Глава государства;  
- Главнокомандующий вооруженными силами;  
- Заключение договоров с иностранными государствами;  
- Назначение послов, министров, членов Верховного суда. 

Судебная власть

- Верховный суд, суды штатов;  
- Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции;  
-Решения выносит жюри присяжных. 

Права субъектов федерации

  Устанавливается суверенитет  штатов и гарантируются их  полномочия в той части, в  какой они не переданы Конфедерации. Штаты обязываются помогать друг другу.

- каждый штат мог вводить и собирать налоги в свою пользу, а затем на добровольной основе, «соразмерно с ценностью земли и построек», делать взносы в казну Конфедерации.

Штаты имеют законодательные  собрания и издают законы, действующие  на территории штата  
Не имеют права:  
- заключения договоров и союзов;  
- эмиссии денег;  
- выпуска займов;  
- отмены законов;  
- присвоения титулов.  
Не имеют права без согласия Конгресса:  
- облагать налогами импорт и экспорт;  
-содержать армию и флот. 

Взаимоотношения субъектов  федерации

- граждане любых штатов равны в правах

- устанавливается свобода передвижения граждан штатов по Конфедерации;

 - штаты обязаны экстрагировать преступников.

- Граждане любых штатов  равны в правах;  
- Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. 

Изменения конституции

Порядок изменения Статей — изменения  должны быть одобрены всеми штатами.

Поправки выдвигаются  Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей  штатов. 




 

Полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство государства. Другим крупным недостатком было равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густонаселёных штатов.

Статьи конфедерации не привели к учреждению прочного государственного объединения, а ограничились лишь созданием механизма упорядочения взаимоотношений самостоятельных  субъектов союзного договора. Союз штатов, оформленный в 1781 г., был следствием общественного компромисса, достигнутого на определенном этапе складывания американской государственности. Временный, преходящий характер этого союза не вызывал никаких сомнений. Потребовались дальнейшие теоретические разработки и практические организационные усилия, которые в конце концов завершились разработкой и внедрением в жизнь специфической конституционной модели федеративного государственного устройства США – модели, продемонстрировавшей в будущем свою эффективную жизнеспособность и поразительную стабильность19.

Критика Статей Конфедерации и необходимость «образования более совершенного Союза» привели  к тому, что в 1787 г. в Филадельфии был созван Конвент, который первоначально должен был обсудить поправки к Статьям конфедерации и вечного союза. Председателем Конвента был Дж. Вашингтон, первый Президент США, секретарем – Дж. Мэдисон, четвертый Президент США, среди членов Конвента были Б. Франклин и другие отцы-основатели США. На Конвенте присутствовали представители 12 североамериканских штатов.

На Филадельфийском  конвенте, получившем позднее наименование Конституционного, было решено не вносить  поправки в Статьи конфедерации 1781 г., а выработать новый конституционный документ. Конвент работал летом 1787 г. за закрытыми дверями. Всего в работе Конвента принимало участие не более 50 человек, не велось даже протокола заседаний. Конституционный конвент в Филадельфии разработал проект Конституции США первой конституции в современном мире.

Принятая  в 1787 г. Конституция, состоящая из 7 статей,  стала первой в мире конституцией. В течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Всемирная история государства и права: учебник / Под редакцией  А. В. Крутских. Инфа-м, 2001г.
  2. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 г.
  3. История государства и права зарубежных стран: учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. – 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003 г.
  4. История феодального государства и права // Черниловский З.М. - М., 2005г.
  5. Конституция 1787 г. и первые поправки к ней.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / Под ред. А.С. Автономова. М., 2001, С.29;
  7. Салическая правда // Русский пер. Н.П. Грацианского и А. Г. Муравьева, Казань, 1913г.
  8. Статьи конфедерации 1781 года.
  9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: Юрид, лит., 1984 г.
  10. Хрестоматия памятников феодального государства и права / Под ред. Черниловского З.М.- М., 2006г.
  11. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. Батыра К.И. – М., 2006г.
  12. Интернет ресурсы: http://www.academic.ru
  13. Интернет ресурсы: http://www.hist.msu.ru
  14. Интернет ресурсы http://www.wikipedia.org  

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"