Контрольная работа по «История»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Морис Валлерстайн (Immanuel Maurice Wallerstein) (род. в 1930г.) – социолог, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.
Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959).

Содержание

1. Мир – системная модель современного мира И. Валлерстайна. – стр.3
2. Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве: грузино-абхазский конфликт. – стр.4

3. Роль США в современном мире. Российско-американские отношения в 1-е десятилетие ХХI в. – стр.7
4. Особые экономические зоны в РФ. – стр.10

5. Список используемой литературы. – стр.13
6. Интернет ресурсы. – стр.13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по Истории.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РК ГБОУ СПО

«Петрозаводский машиностроительный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«История»

 

 

 

Студентки:

 Садыковой Н.Н., гр. № 310 ТМ(з)

 

Проверила преподаватель:

Раппана И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2014г.

 

Оглавления:

 

  1. Мир – системная модель современного мира И. Валлерстайна. – стр.3

 

  1. Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве: грузино-абхазский конфликт. – стр.4

 

 

  1. Роль США в современном мире. Российско-американские отношения в 1-е десятилетие ХХI в. – стр.7

 

  1. Особые экономические зоны в РФ. – стр.10

 

 

  1. Список используемой литературы. – стр.13

 

  1. Интернет ресурсы. – стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мир – системная модель современного мира И. Валлерстайна.

 

     Иммануил Морис Валлерстайн (Immanuel Maurice Wallerstein) (род. в 1930г.) – социолог, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.

    Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах. С 1976 руководит организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций (при Бингемтонском университете), сотрудники которого активно занимаются развитием и пропагандой мир-системного подхода. В 1994–1998 был президентом Международной социологической ассоциации.

     Автор многочисленных работ, таких как ещё не завершённый пятитомный «Современный мир-система» (начат в 1974), «После либерализма» (1995) и др. Созданный им мир-системный подход составил новую страницу в понимании капитализма и его спутника в течение последних двухсот лет – либерализма.

     По мнению И. Валлерстайна, существует два типа миров-систем: мини-системы (первобытные примитивные протосоциумы) и миры-системы, которые, в свою очередь, могут существовать в виде миров-империй (господствовали в период с 8000 г. до н.э. до 1500 г. н.э.) и миров-экономик. Капитализм относится ко второму из них и утвердился как единственный мир-система, начиная с 1500г.

     Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир-экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

     Границы между ядром периферией и полупериферией относительны. Отдельные государства могут переходить и переходят из одного подразделения в другое. Ядро мира-системы состоит из нескольких государств, т.е. фактически социоисторических организмов. Но они не равноправны. Одно из них является гегемоном. История ядра — история борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, победы одного из них, его господства над миром-экономикой и последующего его упадка. Но главное — отношения ядра и периферии. Суть их заключается в том, что государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии.

     Капиталистический мир-система с неизбежностью поляризован на центр и периферию, и разрыв между ними не только не уменьшается, а напротив, непрерывно усиливается. Прежде всего выражается в растущем обнищании трудящихся масс периферийных стран. «Я думаю, — подчеркивает И. Валлерстайн, — Маркс оказался прав в одном из самых скандальных своих прогнозов, от которого впоследствии открестились сами марксисты. Эволюция капитализма как исторической системы действительно ведет к поляризации и к абсолютному, а не только относительному обнищанию большинства».

 

 

  1. Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве: грузино-абхазский конфликт.

 

     Международный вооруженный конфликт - столкновение между вооруженными силами: государств; национально-освободительного движения и метрополии, восставшей стороны (или воюющей стороны), признанной в этом качестве, и вооруженными силами какого-либо государства. Характеризуется ограниченным театром военных действий и относительно небольшой протяженностью во времени. Все стороны в международном вооруженном конфликте обязаны соблюдать соответствующие нормы международного права, в частности законы и обычаи войны.

Причины грузино-абхазского конфликта

     Абхазы и грузины издавна населяют регион Восточного Причерноморья. В течение многих веков их отношения были самыми разнообразными и колебались от самой горячей дружбы до самой жестокой вражды. Так что современный грузино-абхазский конфликт, как и любой конфликт подобного рода, имеет глубокие исторические корни.

     После распада Российской империи и образования на ее территории новых независимых государств, в том числе Демократической республики Грузия, «абхазский вопрос» стал точкой пересечения интересов белогвардейских «Вооруженных сил Юга России» под командованием Антона Деникина и независимой Грузии. Летом 1918 года Абхазия была включена в состав Грузинского государства. Этот процесс сопровождался вводом грузинских войск на территорию Абхазии и разгоном абхазского Народного совета. Жесткий национализм меньшевистского правительства Грузии способствовал большевизации Абхазии. В марте 1921 года была провозглашена Советская социалистическая республика Абхазия. В декабре 1921 г. ССР Абхазия и ССР Грузия подписали Союзный договор, положивший начало государственно-правовым отношениям между Абхазией и Грузией. При Сталине грузинским республиканским руководством проводилась жесткая политика дискриминации по отношению к абхазскому населению. В 1931 г. ССР Абхазия под нажимом Сталина была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе ГССР.

     Распад СССР стал одной из главных причин приведших к военной конфронтации между Грузией и Абхазией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузия) и права народов на самоопределение(Абхазия). В соответствии с Законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 г., принятым еще в период нахождения Грузии в СССР, Автономные республики в случае выхода Союзной республики из СССР обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. В связи с этим, Абхазия приняла участие в референдуме 17 марта 1991 г, на котором большинство населения республики высказалось за сохранение Союза ССР. 9 апреля 1991 г. на основе результатов этого референдума Верховным Советом Грузии был принят Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Грузинской демократической республики 1918-1921 гг. С этого момента ГССР   прекратила существование. Таким образом, на территории бывшей ГССР возникло два несвязанных друг с другом государства - Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства. Из этого следует, что к моменту принятия Грузии в ООН, она не имела никакого отношения к Абхазии, и признание ООН территориальной целостности Грузии в пределах границ бывшей ГССР на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований.

     Накануне принятия Грузии в ООН Председатель Верховного Совета Республики Абхазия В. Ардзинба в своем письме на имя Генерального Секретаря ООН информировал его о том, что между Абхазией и Грузией не существует государственно-правовых отношений и, что принятие Грузии в ООН в границах бывшей ГССР неправомерно. Однако это обращение было проигнорировано. Несмотря на то, что к моменту рассмотрения вопроса принятия Грузии в ООН за ней уже была военная агрессия против Республики Южная Осетия, это решение ООН развязало руки Госсовету Грузии для очередной военной агрессии против Республики Абхазия.

     23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии принял решение об отмене Конституции 1978 г. и переходе к Конституции 1925 г., согласно Главе II которой Абхазия являлась суверенным государством, субъектом международного права. Одновременно Парламент Абхазии обратился к руководству Грузии с предложением начать переговоры об установлении равносубъектных отношений на основе федеративного договора. Однако, власти Грузии предпочли политическому диалогу с Абхазией применение силы, начав 14 августа 1992 г. вооруженную агрессию против Абхазии.

Ход грузино-абхазского конфликта

     14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории.

     Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида.

     Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.

    С 1989 г. до сегодняшнего дня грузино-абхазский конфликт новейшего времени прошел несколько этапов.

     Первый этап (март 1989 – июль 1992 г.) - политико-правовой. Конфликт начинался как спор о юридической правомерности (неправомерности) вхождения Абхазии в состав Грузии и юридической же обоснованности (необоснованности) этнонационального самоопределения Грузии и Абхазии. Абхазские националисты акцентировали внимание общественности на том, что противниками «грузинизации» Абхазии являются не только этнические абхазы, но также и русские, армяне, греки. Говорить об абхазском сепаратизме в 1989 - начале 1992 гг. неправомерно. В это время сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, в то время как абхазы противодействовали грузинским национал-радикалам и защищали существовавшее на тот момент единое государство. После распада СССР абхазская элита первоначально выступала с позиций «советского реваншизма».

     Второй этап (июль 1992 - июль 1994 гг.) - военно-политический. 23 июля 1992 г. в целях преодоления правовой неурегулированности между Грузией и Абхазией Верховный Совет Абхазии решил восстановить на своей территории действие Конституции Абхазии 1925г., согласно которой отношения между Абхазией и Грузией основывались на особом союзном договоре. Были одобрены новые герб и флаг, а Абхазская АССР переименована в Республику Абхазия. Сессия парламента приняла постановление "О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года". Свои шаги абхазская сторона объясняла тем, что и в Грузии в феврале 1992г. от казались от Конституции Грузинской ССР 1978г., введя в действие Конституцию 1921 г. В соответствии с Конституцией Абхазии 1925 г. она являлась суверенным государством. Грузинская фракция с мая 1992г. бойкотировала заседания парламента, и потому голосование проходило без ее участия. Однако решение все же было принято большинством голосов.

     В Тбилиси решение сессии абхазского Верховного Совета признали незаконным и не имеющим силы. Начался конституционный конфликт. В ответ абхазы заявили, что грузинское правительство пришло к власти "в результате вооруженного переворота и потому не является легитимным", а такое незаконное правительство "не имеет права отменять решения законно избранного парламента Абхазии"

     Аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии и ответная реакция грузинских властей - ввод войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии - стали началом крупного вооруженного столкновения. Грузино-абхазский конфликт из межэтнического противоборства на территории Абхазии перерастает в военное столкновение между грузинским государством и мятежной территорией.

     С этого времени абхазское национальное движение из просоветского превращается в сепаратистское. Своей главной целью оно видит выход из состава независимой Грузии. Осенью 1993г. Грузия терпит военное поражение и фактически теряет свой контроль над территорией Абхазии. Однако это событие не положило конец военному противоборству между конфликтующими сторонами.

    Третий этап (июль 1994 г. – настоящее время) - попытки урегулирования последствий грузино-абхазского конфликта. Рубежом между вторым и третьим этапом стала масштабная миротворческая операция российских миротворческих сил. С 1994 г. грузино-абхазский конфликт, несмотря на отдельные эксцессы в 1998 и 2001 гг., перешел в формат переговорного процесса между противоборствующими сторонами при участии России и международных структур - о статусе Абхазии и проблеме возвращения грузинских беженцев в места их прежнего проживания.

Информация о работе Контрольная работа по «История»