Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 16:15, контрольная работа
Иммануил Морис Валлерстайн (Immanuel Maurice Wallerstein) (род. в 1930г.) – социолог, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.
Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959).
1. Мир – системная модель современного мира И. Валлерстайна. – стр.3
2. Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве: грузино-абхазский конфликт. – стр.4
3. Роль США в современном мире. Российско-американские отношения в 1-е десятилетие ХХI в. – стр.7
4. Особые экономические зоны в РФ. – стр.10
5. Список используемой литературы. – стр.13
6. Интернет ресурсы. – стр.13
Как и Грузия в начале 1990-х гг., Абхазия после обретения фактической независимости сделала ставку на этничность как главный принцип организации власти. Фактически она позиционировала себя как этническое абхазское государство. Подобная политика в стратегическом плане оказалась не слишком дальновидной. На сегодняшний день большая и экономически влиятельная армянская община фактически не получила достойного представительства в органах власти и управления на всех уровнях. В ближайшем будущем эта проблема способна кардинально изменить весь политический ландшафт Абхазии. Не слишком перспективной представляется и отношение официального Сухуми к грузинской (точнее сказать, мегрельской) общине Гальского района. Между тем гальских мегрелов можно было (и нужно было) превратить в союзников абхазской власти, противопоставив их «имперской» политике Тбилиси, учитывая непростые грузино-мегрельские отношения. Это бы, во-первых, сняло определенную часть обвинений в адрес Сухуми в этнической предвзятости, во-вторых, разрешило бы отчасти проблему перемещенных лиц, а в-третьих, способствовало бы стабилизации ситуации в самом проблемном районе Абхазии - Гальском. По крайней мере, лояльные абхазским властям мегрелы были бы для Сухуми гораздо предпочтительнее, чем «пятая колонна». Результаты выборов 3 октября 2004 г. однозначно говорят в пользу этого тезиса. Маргинальный статус гальских мегрелов объективно работает против республики. Любой политик, который получает их голоса, автоматически становится союзником Тбилиси. «Внешний противник» получает возможность (благодаря, а не вопреки официальному Сухуми) вносить раскол внутрь абхазской элиты. Таким образом, борьба за этническую чистоту на практике оборачивается против Абхазии. В конечном итоге, как и Грузия в начале 90-х, непризнанная республика становится нелегитимным государством для «нетитульных» этнических групп.
Итоги грузино-абхазского конфликта
Вооружённый конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни более 20 тыс. человек. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.
В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму.
Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и не восстановлены в полном объёме, что и неудивительно если вспомнить о тотальной блокаде "мятежного" региона.
История не знала сверхдержавы, которая бы обладала таким же могуществом в масштабе планеты, каким обладают сегодня Соединенные Штаты Америки. Это утверждение не нуждается в доказательстве с помощью цифр. Нет в мире страны с большим ВВП, с большей емкостью внутреннего рынка и с большей военно-политической мощью, чем США.
В настоящее время, цель внешней политики США заключается в сохранении и дальнейшем укреплении своего привилегированного положения посредством уже открыто объявленной мировой гегемонии. Для ее достижения в виде основного оружия используются деньги, в том числе для подкупа и финансирования "нужных" политических сил. Таким образом, в денежном господстве "мировой закулисы" цель и средство совпадают, что делает монополию на изготовление денег "абсолютным оружием": оно призвано автоматически обеспечивать само себя. В этом его огромная сила, создающая новый тип всемирного господства.
Применение силы было и остается ведущим компонентом и основой американской политики по отношению к внешнему миру. Замыслы военных теоретиков США, как и практическая работа в военно-промышленном комплексе страны, идут все дальше в направлении создания все более высокоточных систем оружия, которые на Западе принято называть "умными". Акцент на высокие технологии для военных целей не означает, что США откажутся от ядерного оружия. На деле происходит качественный сдвиг в подходе к возможному использованию ядерного оружия: активизация работы над созданием новых видов ядерных боеголовок, прежде всего более миниатюрных по всем параметрам. Как известно США пересмотрели свою ядерную доктрину, отказавшись от концепции "большой ядерной войны". Однако подобный отказ в действительности означает лишь снижение ядерного "порога". Таким образом, новая ядерная доктрина Вашингтона фактически ведет к тому, что США могут применить ядерное оружие в любом случае, если не возникнет вероятности нанесения ответного удара. Ведь не случайно во время обострения кризиса вокруг Ирака в Вашингтоне активно велись разговоры о возможности нанесения ядерного удара по Багдаду.
Во все периоды советско-американских отношений их экономическая составляющая была теснейшим образом связана, а чаще прямо обусловлена уровнем и характером отношений политических. Периоды политического потепления, например после установления дипломатических отношений, сотрудничества в годы Второй мировой войны, мирного сосуществования конца 50-х - начала 60-х гг., разрядки международной напряженности 80-х гг., всегда сопутствовали подъему торгово-экономических связей. И, напротив, обострение политических отношений неизменно приводило к стагнации или уменьшению масштабов взаимной торговли и других форм экономических связей.
Новый этап российско-американских отношений начался после событий 11 сентября 2001 г. Период резкого охлаждения, дистанцирования, если не сказать враждебности, России и США (1998–2000/2001 гг.) сменился довольно быстро, но не неожиданно, весьма конструктивными отношениями Москвы и Вашингтона. Внешняя политика при президенте В.Путине безусловно стала “многовекторнее” и взвешеннее. Россия, наконец, стала учитывать свои реальные экономические и геополитические возможности, отказавшись от претензий на статус мировой сверхдержавы.
Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию – от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга. В начале нового века вновь обозначились позитивные тенденции во взаимоотношениях двух стран, однако они уже не сопровождаются сверхоптимистическими ожиданиями сторон, имевшими место в прошлом. Объяснением последнему служит тот факт, что за последние десять-двенадцать лет Россия и США не сумели сформировать систему взаимопроникающих и взаимосвязанных позитивных экономических и политических интересов, которые могли бы смягчать негативные аспекты двусторонних отношений. Предположения относительно нового этапа российско-американских отношений, как и их предыдущий период, в целом укладываются в общую схему “маятникообразного” (или “циклического”) варианта развития взаимодействия двух стран, характерного для всего ХХ века. Последнее означает, что периоды отчуждения и взаимной враждебности России и США сменялись (под влиянием внутри- и внешнеполитических обстоятельств) периодами доброжелательности и сотрудничества. В целом очевидно, что за последние 12–13 лет характер взаимоотношений России и США еще не сформировался окончательно. Россия в настоящее время нуждается в сотрудничестве (особенно экономическом) с США. Для подъема экономики стране нужны иностранные инвестиции. Без поддержки США и Европы невозможна интеграция России в мировую экономику, равно как и в лидирующую группу членов мирового сообщества. России предстоит научиться жить с Америкой, принимая ее интересы, доминирующую роль в мире и потенциал, но не преувеличивая, равно как и не преуменьшая ее роль в своей жизни, не превращая ее игрой своего воображения ни в мифического друга, ни в мифического врага.
Значение для России торгово-экономических отношений с США, однако, отнюдь не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее другое - позиции США на мировом рынке высоких технологий, их инвестиционные возможности, научно-технический потенциал, а также та роль, которую Соединенные Штаты играют в международных экономических и финансовых организациях. Россия занимает гораздо меньшее, хотя и существенное место во внешнеэкономических связях США, и в перспективе оно может стать еще более заметным. Это подтверждает растущий импорт из России в США цветных и черных металлов, нефти и некоторых других товаров. Однако главное, как видится, в другом - наша страна представляет особый интерес для США как огромный потенциальный рынок товаров и капиталов.
Говоря о явно нереализованном потенциале российско-американских экономических связей, можно упомянуть следующие реальные возможности. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья. Речь идет, в частности, о продуктах нефтепереработки, химических товарах, продуктах более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия, с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, выпуск продукции машинно-технической и легкой промышленности для дальнейшей поставки этих товаров как на внутренний рынок, так и за рубеж.
Сегодня российско-американские отношения сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США и Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия.
Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.
Целью особых экономических зон в РФ является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, развитие транспортной системы.
В начале 1990-х годов российские власти выделяли на территории страны зоны с более благоприятным, чем в среднем по стране, налоговым режимом и льготами. Такие зоны учреждались различных размеров: от локальных площадок до муниципальных образований и отдельных субъектов федерации. По практике 1990-х годов ряд из этих территорий (например, Алтай, Калмыкия, Ингушетия) превратились в центры прибыли, где инвесторы регистрировались только с целью минимизации и ухода от налогов, а не для организации производств.
В 2000-е годы практика 1990-х годов была признана неэффективной и все прежние льготные зоны, за исключением одной (в Калининградской области), были ликвидированы.
В 2005 году в РФ начался новый этап создания особых экономических зон. 22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Принципиальное отличие новых зон от прежних — только локальные размеры (не более 100 кв км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности: все компании-резиденты зоны должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические лица. Для них действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.
В настоящее время особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из наиболее эффективных механизмов по привлечению инвестиций в Россию. На территории Российской Федерации создано 28 особых экономических зон четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон — развитие промышленного производства, технико-внедренческих — разработка новых технологий, туристско-рекреационных — развитие туризма, портовых — стимулирование развития морских и авиационных портов.
1. 6 ОЭЗ промышленно-
2. 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, г. Дубне Московской области, Республике Татарстан);
3. 14 ОЭЗ туристско-рекреационного
типа (в Республиках Алтай и
Бурятия, Алтайском, Ставропольском
и Приморском краях, Иркутской
области, а также создан кластер
на территории Краснодарского
края и Республик Ингушетия, Дагестан,
Северная Осетия – Алания, Адыгея,
Кабардино-Балкария и
4. 3 портовых ОЭЗ (в
Ульяновской и Мурманской
Срок действия зон ограничивается 20 годами (кроме технико-внедренческих, срок действия которых — 15 лет).
По состоянию на 1 января 2011 года, в особых экономических зонах были зарегистрированы 257 инвесторов. Объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций — более 200 млрд рублей. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей.