Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Отмена крепостного права……………………………………………..…4
1.1. Предпосылки проведения реформ……………………………………...4
1.2. Факторы отмены крепостного права…………………………………...4
1.3. Политическая сфера……………………………………………………..6
1.4. Духовная сфера………………………………………………………….6
1.5. Подготовка реформы……………………………………………………7
1.6. Основные положения реформы 1861 г. ……………………………….9
1.7. Выкупная операция…………………………………………………….10
1.8. Отношение крестьян к реформе……………………………………….11
2. Значение крестьянской реформы 1861 г……………………………….12
3. Буржуазные реформы 1863-1874 гг…………………………………….12
3.1. Реформы в области местного самоуправления……………………...13
3.2. Судебная реформа……………………………………………………..16
3.3. Финансовая реформа…………………………………………………..17
3.4. Военная реформа………………………………………………………18
3.5. Реформы в области народного образования и печати ……………...19
3.6. Значение буржуазных реформ………………………………………..19
4. Контрреформы Александра III …………………………………………..20
4.1. Земство ………………………………………………………………….21
4.2. Городское самоуправление……………………………………………..22
4.3. Суд……………………………………………………………………….22
4.4. Образование …………………………………………………………….23
4.4. Печать……………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА доработанная .docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

Для разбора  мелких проступков и гражданских  дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой  суд с упрощённым судопроизводством.

Под воздействием общественного демократического подъёма  в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные  наказания по приговорам гражданских  и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта  мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

3.3. Финансовые реформы.

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового  дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии  финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом  аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный  банк, который заменил собой прежние  кредитные учреждения – земский  и коммерческий банки, сохраняя казну  и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный  бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый  порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным  распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого  же времени начала публиковаться  во всеобщее сведение роспись доходов  и расходов.

В 1864г  был преобразован государственный  контроль. Во всех губерниях учреждались  отделения государственного контроля – контрольные палаты, независимые  от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли  доходы и расходы всех местных  учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была  отменена система откупов, при которой  большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы  откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась  подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные  сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи  составляли свыше 25% государственных  доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном  бюджете шло на содержание армии  и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы  на народное образование, медицину, призрение  составляли менее 1/10 государственного бюджета.

3.4. Военная реформа.

Поражение в крымской войне показало, что  российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять  более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости  от образовательного ценза. Лица, имевшие  высшее образование служили всего  полгода.

В 60-х  гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные  гимназии, специализированные юнкерские  училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и  д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это  позволило сократить численность  армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

3.5. Реформы в области народного  образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически  потребовали изменения системы  образования. В 1864 г. был утверждён  новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что  фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и  реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату  за обучение, главным образом это  были дети дворян и буржуазии. В 70-х  гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый  Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру  для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных  периодических изданий.  Новые  правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для  народа. Сохранялась и специальная  духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования  и цензуры.

3.6. Значение буржуазных реформ.

Проведённые преобразования имели прогрессивный  характер. Они начали закладывать  основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определённой степени  приблизилась к передовой для  того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни  страны и превращении России в  буржуазную монархию.

Однако  процесс модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью  народных масс. Выступления радикалов  лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили  реформаторские устремления правительства. Буржуазные реформы способствовали дальнейшему развитию капитализма  в стране. Однако, они несли в  себе капиталистические черты. Проведённые  сверху самодержавием эти реформы  пыли половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали  сословные преимущества дворянства и практически сохраняли бесправное положение податных сословий. Новые  органы управления, школа и печать были полностью подчинены царской  администрации. Наряду с реформами, самодержавие поддержало старые административно-полицейские  методы управления и сословность  во всех сферах общественно-политической жизни страны, что сделало возможным  переход к реакции и проведению серии контрреформ в 80-90-х годах.

4. Контрреформы. Эпоха Александра III

Отмена  крепостного права в 1861 г. открыла целую полосу преобразований в различных сферах жизни российского общества: вводилось местное самоуправление — земское (1864 г.) и городское (1870 г.); осуществлялись судебная реформа (1864 г.), демократизация образования (1863—1864 гг.), реформа печати (1865 г.) и др. Все эти перемены, сопровождавшиеся общественным подъёмом 60-70-х гг., находились в сильнейшем противоречии с традицией «государственного давления» и всесилия бюрократии. С одной стороны, возможность свободно отстаивать свои интересы через систему представительных учреждений была нетрадиционной для русского общества. Оно привыкло отдавать первенство государственному интересу в ущерб частному, человеческому. С другой стороны, консервативное чиновничество воспринимало любое нововведение как покушение на саму идею российской государственности. И обществу, и государству потребовалось немало времени, чтобы осознать столь радикальные изменения, привыкнуть к ним, а в ряде случаев и смириться с ними.

Правление императора Александра III (1881—1894 гг.) стало своего рода исторической паузой — временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ.

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

4.1. 3емство

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство преобразовали. Дворянство могло избирать часть выборных земских деятелей — гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков — лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать и выборах.

Избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило их под жесткий контроль государства. Это противоречило главной идее земства — независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» людей, увеличить представительство. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству.

4.2. Городское самоуправление

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову — председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

4.3. Суд

Судебная  система России — наиболее удачное детище отстранённых от власти реформаторов — не претерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между  крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы, — Москвы, Петербурга и Одессы. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

4.4. Образование

Поскольку студенчество считалось главным  источником вольнодумства, рассадником  республиканских идей и всякого  рода смуты, российские университеты стали  одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник — попечитель учебного округа: он назначал деканов, обладавших правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподаванием. Льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

4.5. Печать

После утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

 

 

 

Заключение

После отмены крепостного права в 1861 г. капитализм в России утвердился как господствующая формация. Этот переворот произошёл путём реформы, проведённой «сверху», это обусловило сохранение в пореформенный период многочисленных пережитков крепостничества и в экономическом, и в социальном, и в политическом строе страны.

Период  реформ 60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение для нашей страны, так как определял её дальнейшее развитие и переход от феодальных отношений к капиталистическим и превращение России в буржуазную монархию.

Итак, следует  отметить, что основные задачи, которые  правительство ставило перед  собой, были выполнены, хотя и не в  полной мере. И последствия этих реформ были не всегда положительными, так например в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло очень много человек.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"